Отсылки к друидизму. Для современного мира друиды - первоклассные шарлаты и манипуляторы, их наследие всё же в Британии немного помнят, поэтому неудивительно, что образ волшебника не так прост и ссылается к истории. В первую очередь, друиды пользовались жезлом различной длины, который в произведениях культуры довольно укоротили до волшебной палочки (исторически более точный жезл, пожалуй, можно увидеть во "Властелине колец"); так же как в ГП он служил направителем энергии. В четвертой книге становится известно, что палочки - европейское изобретение. Выкрики заклинаний, мантии - опять же друидизм, да и вообще характерны для оккультизмаиз- всё это было сильно искажено.
Оттуда же идет традиция изготовления зелий, так как друиды были еще и лекарями в своём племени.
Не известно точно, придумали ли именно друиды танцы с метлами под галюценогенами (в обряде использовали ядовитые растения) на поле для поднятия урожайности, однако они известны до прихода в Британию христианства с древних времен, ни к каким полетам отношения не имеют, инквизиции и борьба с язычеством прочно закрепили на Западе негативное отношение к метле в средних веках, её просто опасно былы иметь дома, образ ведьмы на метле растиражировался. Странно было вообще, что опасались возрождения язычества подобным образом, через фильм, так как в современном мире это просто ненужно ни для поднятия урожайности, ни для вызова дождя.
Интересно, что факультеты Хогвартса олицетворяют четыре природных элемента.
Арамейский язык Ломанную латынь в заклинаниях ГП заметить не сложно, но одно заклинание не имеет отношения к латыни. Джоан Роулинг признавалась, что для создания Авада Кедавра использовала выражение ABRACADABRA. Само оно является палкой о двух концах, если учесть все его переводы, но в современном мире к нему несерьезное отношение главным образом потому, что им часто пользовались иллюзионисты, тем не менее оно имеет к оккультизму прямое отношение. Почему именно оно стало основой для убивающего проклятия понять можно, если прочесть эту статью
https://wikipedia.org/wiki/Абракадабра Похоже Роулинг всё-таки что-то понимала в кабалле...
Отсылки к фольклору.
1. В плане волшебных существ Роулинг тоже была мало оригинальна. В мире ГП упомянуты многие известные из античного и других фольклоров мифические животные и полуживотные, которых тоже пришлось спрятать от маглов (видимо решили съесть или поместить в зоопарк и ничем хорошим это не закончилось, либо начаили массово истреблять как угрозу). Некоторые эти животные имели значение в религии, включая язычество, и у них могли быть реальные прототипы, некоторые были всего лишь порождением суеверного страха и безграмотности средневекового населения, как например мантикора, которая скорее всего была львом без шерсти на хвосте - последний хвостовой позвонок львов весьма характерен, чем напоминает хвост скорпиона-, и возможно другими особенностями, слухи об оборотнях считают порождением столкновениями с больными бешенством, кентавры же, как считается, вообще были порождением слухов о скифах, которых греки считали дикарями, живущими на лошадях. Некоторые мифические существа дали названия ряду реальных животных: саламандр, василисков, драконов, сфинксов-бабочек, породы кошек сфинкс.
Помимо криптозоологических и даже уфологических гипотез, некоторые эти существа упоминались в реальных исторических источниках, в основном от религиозных деятелей, так как чаще всего бестиарии писались именно монахами, как наиболее грамотным слоем населения, по тем временам; конечно чаще это следствие заблуждений, но благодаря подобным записям ученые даже позволяют себе думать, что некоторые динозавры вымерли позже (частое упоминание драконов), как и некоторые другие виды. С единорогом даже был забавный случай, когда его упомянули в кулинарной книге, это довольно растиражированная история; некоторые исследователи полагают что подобные блюда были изобретены поварами-извращенцами, так как они были вынуждены удовлетворять запросы знати, чьи хотелки были на грани самодурства, например, захотелось господам мантикору, а где её взять?, приходилось сшивать туши нескольких животных; однако другие считают, что единорог был реальным животным, не похожим скорее всего на мифического (однако его так же могла изловить только дева, так как он не переносил мужского запаха), так как в рецепте отсутствует описание изготовления "химеры", типичное для подобных изысков, а говорится как о реальном животном (полагают, впрочем, что это мог быть просто лось или олень с одним рогом). Учитывая сколько видов вымерло на территории Европы, включая тех же львов, это не так уж и удивительно.
Из всех волшебных животных мира ГП стоит упомянуть лишь несколько экземпляров, так как с большинством все более-менее знакомы даже из школьной программы, когда изучают мифы.
* В книге "ГП и кубок огня" приводится полный текст загадки сфинкса: Загадка Сфинкса звучит так: "Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости - опирается на трость." Имелся в виду греческий сфинкс, который являлся химерой.
* Кажется, что большинство мифических животных в ГП лишены религиозного или алхимического смысла: например саламандры (о них ниже) или драконы, включая восточных особей, василиск и феникс просто животные с особенностями. Однако касательно двух последних религиозный подтекст при ближайшем рассмотрении остался. Конечно, здесь данные животные скорее выглядят орудиями магов, носителями определённой силы. Если говорить о василиске, то как известно, он подчиняется вначале Салазару Слизерну, а потом только его потомкам, включая Поттера...
Обычно когда теоризируют о "магии" в ГП, вспоминают кокактрису. Роулинг же восстановила исторический облик василиска, за исключением, пожалуй, размера. Кокактриса же появилась в средневековье, обладала свойствами василиска, внешне представляя гибрид курицы и ящера, так как была высижена жабой из яйца снесенного петухом. Дело в том, что раньше куры с патологиями полового развития вызывали суеверный страх, поэтому если курица кукарекала или петух нес яйца - это сопровождалось истерикой крестьян. Да что уж говорить, до сих пор в глубинках в этом случае спешат заговориться от беды. Кокактрису хотел получить каждый уважающий себя оккультист. Упоминается даже в исторических источниках, вероятней всего это просто мутация; с развитием науки желание вывести кокактрису резко поубавилось (зато сейчас генетика позволяют создавать химер похлеще, например холодоустойчивые помидоры с генами скорпиона).
Змееподобные же василиски упомянуты ещё в Исходе. Является одним из четырех воплощений диавола, истинного Зла. За умение заклинать змей шипением можно было сойти сатанистом. Таким образом, если учесть все моменты в книге и так называемые моральные ценности героев, то Салазар и Вол-де-Морт являются как бы адептами сатаны (последний дал полную свободу дементорам - существам, забирающим душу). Не даром помочь победить василиска и исцелить от его яда смог Феникс - противоположный в религиозном смысле дракону и василиску, символ воскрешения и Христа. Можно вспомнить, что темная змеиная метка порабощала своих слуг, а то, что требованием факультета Слизерина были такие качества, как Лукавство, лицимерие, то становится ясным, что их символами были не просто змеи, а именно василиск, просто школьникам это знать было не положено (таким образом одним из основателей Хогварста был не просто нацист, а сатанист). Скорее всего волшебники постарше понимали истинный смысл природы темной магии в ГП, поэтому так негативно относились к выходцам данного факультета. Это кажется затёртым, так как книга всё же детская. Однако подтекст остался...
В алхимии был символом мудрости.
Ученые полагают, что прототипом библейского василиска были некоторые виды ядовитых змей, обитающих в Египте.
* Выше упомянутые саламандры представлены в серии книг лишь как небольшие ящерки, живущие в огне, само собой, они почти лишены алхимического смысла. Здесь они больше напоминают биологический род земноводных саламандр, который, как и все хладнокровные, любят тепло. Кажется ни ахти какая тварь, являясь духом-элементалом огня, была желанным объектом оккультиста, так как увеличивала его силу. А уж солнечная и подавно (попытки её добыть из солнечного света могли вызвать реальный пожар). Не такая уж и безопасная. Теории происхождения духов природы разные, в том числе демонические, так как многие духи природы обладают свойствами демонов или неупокоенных душ, которые могли быть довольно злобными. Появляясь на месте пожарищ, она не имела определённой формы: иногда это огненный змей или шар, за неё принимали шаровую молнию. А тут детишки играются практически без всякого присмотра. Читатели часто удивляются, как это родители пускали детей в школу, где все друг друга могут поубивать, а рядом лес, кишащий непонятными тварями, включая пауков, размерами с доисторических, но если учесть, что опасность некоторых волшебных существ по сравнению с мифологией преуменьшена, всё не так уж и плохо. Ну там даже русалки менее опасны, чем фольклорные.
2. Отсылки к британской мифологии. Было бы странно, если бы Роулинг не упомянула её, естественно. Можно сказать, она так же адаптировала её к своему книжному миру. От некоторых существ осталось лишь название, другие являются практически калькой с мифологии.
* Некоторые существа так же менее опасны, чем их фольклорный прототип. Так, упырь воспринимается семейством Уизли лишь как раздражающий фактор, вроде тупого полтергейста, в то время как в народных поверьях это мертвец, воставший из могилы, обычно одержимый демоном, упыри должны были питаться кровью, иногда и плотью людей, что-то вроде зомби в современных фильмах ужасов. Вера в востание мертвецов имеет религиозное значение и должна ознаменовать конец света, однако упырь в этот порядок вещей не вписывался из-за агрессивности. Все свидетельства подобных мертвецов объясняют массовой истерией в связи с эпидемией спорыньи или случаем бешенства (идею вируса подхватила хоррор-индустрия, начинат от "Обители зла"). Так же часто людей хоронили ещё живыми из-за низкого качества медицины (например при летаргии), поэтому страх был объясним. С развитием всеобщего образования, а так же медицины подобные страхи сошли на нет.
* Болотный фонарник в британском фольклоре довольно опасное существо, что-то вроде нашего лешего. Он заманивает путников светом фонаря и топит их, особая опасность в том, что он обладает силой морока, то есть человек попросту теряет разум. Особых мотивов у него не было. Защититься от него проще было тем, что просто не ходить по ночам в потенциально опасные места. В ГП с ним могли справиться малолетки лет 11-13.
* Боггарт же, напротив, приобрел у Роулинг черты демонического существа, питающегося чужими страхами. В народных же представлениях это была разновидность домового, довольно дружелюбный к людям дух, но способный на серьезные пакости, если его разозлить. Как правило им становился брауни, если его персоне угрожала опасность.
*Пикси у ней так же приобрели сугубо пакостный характер, с внешностью больше типичной для пришельцев. В фольклоре пикси хоть и способны на пакости, так же обычно довольно дружелюбны к людям. Определённой внешности у них нет, обычно эти обитатели лесов изображались человекоподобными и малых размеров, без крыльев. Считалось, что пикси - неупокоенные души некрещенных младенцев или язычников-друидов, то есть пикси имели человеческое происхождение, не могущие попасть ни в ад, ни в рай. Подобные представления о духах природы, а так же домовых (одна из версий их происхождения) были и у славян.
*Особо выделяется якобы оригинальное существо - эльф-домовик. От эльфов у него, пожалуй, только название. Его прототипом явно был брауни - британский домовой дух. В ГП он выглядит уродливей своего фольклорного собрата, но так же мал и с большими ушами. Брауни дружелюбней всех прочих духов по отношению к людям, выполняет работу по хозяйству, но только ночью, чтобы люди не видели его. Кормить его надобно, как и нашего домового, молоком. Но если брауни решит, что вы ему платите, то он просто уйдет. Самое большое для него оскорбление - это когда ему подарят одежду. Такие бездомные брауни становятся чем-то вроде лешего. Не смотря на то, что он готов безвозмездно помогать людям, лучше его не трогать - тогда он может начать вредить, а в случае опасности применить магию или стать боггартом. Как и славянский домовой является нечестью, так как боится христинских символов и считалось, что от него легко защититься молитвой.
В ГП же его собрат представлен как добровольный раб, притом указывается, что добровольность эта относительная в силу каких-то особенностей характера, так как когда-то дела в отношении эльфов обстояли лучше, и завестись может только в домах богатых чистокровных волшебников; за некоторым исключением подаренную одежду воспринимают не как оскорбление, а как трагедию, ведь они больше не нужны. Вызывают большей частью жалость, в сюжете скорее служат для демонстрации нацистких наклонностей темных волшебников и милосердия положительных героев.
* Полтергейст в произведении обрел человекоподобную форму и проявлял себя скорее как мелкий хулиган и жирный тролль, которого почему-то не выгнали из школы. В традиционном британском и вообще западном фольклоре отсутствовал, записи о нем, как о явлении появились не ранее семьнадцатого века, когда начали предприниматься попытки изучения подобной шушары (особенно веке в девятнадцатом, обычно мистиками); скорее всего ранее его просто называли всеми перечисленными существами либо давали религиозное объяснение. Определённой формы и географической локации у него нет, как и характера проявлений, иногда характеризуется как причиняющий физический вред людям. Гипотезы его происхождения разные, начиная от демонических сущностей или неупокоенных душ, заканчивая чисто материалистическими, как об неком необычном природном явлении (включая струнную теорию) или помешательстве домовладельцев (если другими людьми или приборами, на видео его никак не удавалось засвидетельствовать). Иногда является чисто розыгрышем.
* Романтизирован образ вейлы, фактически в произведении это очень красивые девушки некоего волшебного происхождения, против чар которых мужчины не могут устоять, даже и волшебники, иногда, так сказать, скрещивались с людьми, гибриды обладали больше человеческими чертами характера, но были весьма своенравны. Известный гибрид вейлы и человека - Флер Делакур. В западной же мифологии это попросту суккуб, демон похоти и разврата, хоть и принимающий весьма привлекательным вид. Не совсем понятно, почему прототипом выбран именно негативный персонаж...
Крестражи
Волан де Морт не является оригинальным персонажем в плане способа сохранения своей жизни, в массовой культуре подобные персонажи известны как личи и у них тоже фольклорные корни. В первую очередь вспоминается Кощей, существо славянского фольклора: "…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт." Но вне зависимости от давности во времени и происхождения подобные персонажи обладали характеристикой моральных уродов.
Между тем в возможность прятать душу в предмет верили многие народы и верят до сих пор некоторые, в основном в странах Африки. Довольно страшные представления народов стран неразвитых (в социальном, в плане образования и медицины) для примера. Скорее всего это вызвано первобытным страхом, так как крестражи в прямом смысле, конечно же, не изготавливаются, но дают некоторое психологическое спокойствие человеку, но со стороны современного человека, вообще иной культуры, это выглядит пугающе и дико.
https://dzen.ru/a/Y33R-kbkywd_pnl8 тут есть и другие интересные статьи по ГП
Немного из психологии и парапсихологии В седьмой книге об обскуре упоминается лишь в скольз, зато он хорошо известнен по фильму "Фантастические твари и где они обитают ". В основу представления об обскуре легло, пожалуй, представление о подавляемых негативных чувствах человека, что может привести к негативным последствиям (обычно нервный срыв). В парапсихологии же, бытовало убеждение, что психологическое угнетение человека с какими-либо способностями может привести собственно к тому, что было принято называть полтергейстом, легло в основу фильма "Телекинез". В фильме обскур приобретает форму темной, практически самостоятельной, сущности в момент особого психологического напряжения подавляемого волшебника, что может указывать на представление об отделении темной субличности при подавлении негативных личностных качеств человека или их отрицании, само понятие субличности не являлось объектом парапсихологии. Субли́чность (англ. Subpersonality) - нечто воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности « диалог с голосами[фр.]» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями. - цитата с Википедии.
Всевозможные суеверия
В "Гарри Поттер" включила всевозможные европейские суеверия, их там довольно много. Все они не имеют научной базы и связаны либо с формой и цветом предметов или животных, либо с некоторыми их свойствами, попросту были распространены в массе в своё время и даже являлись вредными.
* В первую очередь произведение пестрит массовыми средневековыми представлениями о колдунах и колдовстве обычных, так сказать людей, с магией не связанных. Часть из них распространилась инквизицией, которая не особо умом блистала. Всё это обычно связывают с ксенофобией -первобытным страхом всего необычного, только со временем у людей это переросло в откровенно насильственные формы, которые страхом уже назвать нельзя, скорее желанием самоутвердиться. Роулинг адаптировала эти слухи под свой мир.
Так, для того, чтобы кошка считалась волшебной, как и другое существо, традиционно связываемое с магами, например жабы, вороны или совы, она должна была прожить очень много лет, столько, сколько обычная кошка прожить в принципе не может. Кроме этого от обычной кошки она отличалась какой-то особенностью (кошка Гермионы, можно сказать, была экстрасенсом). Впрочем, и обычные кошки сопровождали даже сквибов, у которых из всей магии осталась только странная связь с животными и слабые экстрасенсорные способности.
Многие упомянутые в произведении животные имеют устойчивое символическое значение, связанное с некоторыми их свойствами, которые могли просто приписывать (известно, что ворон не зря стал символом мудрости из-за развитого интеллекта, сова же не столь умная птица, чтобы становиться подобным символом, однако она так же является символом мудрости; в отношении самца льва, если учесть его повадки в природе, тоже не понятно почему он стал символом храбрости, дело в том, что самцы льва редко нападают первыми, особенно в одиночку, охотятся в основном самки).
Так же в произведение вошло представление о том, что ведьмы или колдуны могут оборачиваться в животных (а так же вообще менять облик и превращать что-либо или кого-либо в нечто другое). Доказать это, конечно же, не могли, зато из-за этого представления инквизиция сожгла сотни кошек (видели те пугали вертикальные зрачки, светящиеся глаза и ночной образ жизни несчастных животных), за что средневековые люди поплатились ростом численности грызунов и эпидемией чумы.
*Долгожительство. Долгожительство при сохранении достаточно ясного ума и моложавости считалось признаком колдунов. Конечно, образ жизни тех же друидов имел значение: они практически не делали тяжелой работы, прекрасно разбирались в травах и в том, что жизнь может продлить. Дожить до 50 лет считалось удачей, особенно среди людей низших сословий, поэтому ничего удивительного, что это могло вызвать слухи. Средний возраст колдунов" колеблился от семидесяти (иногда и ниже) до более ста. Ведьмы живут очень долго практически во всех сказках и произведениях массовой культуры. Персонажи Роулинг обязаны были доживать вплоть до трехсот лет, возраст старше ста не считался большой старостью. Долгожительство, как выше сказано, распространилось и на волшебных животных.
* Другое устойчивое представление касалось зелий: приворотное, оборотное, сонное, сыворотка правды - небольшой список народных представлений об арсенале магов, упомянутой в ГП. Варили всю эту фигню, по представлениям в массовой культуре, разумеется кроме трав, из чего попало: шкур, когтей, волос, икры. Это не совсем суеверное представление. В древние времена лечились всем, чем могли, включая навоз, шкуры и когти. Потом арсенал средств начал расширяться за счет афродизиаков (приворотных зелий) и прочих якобы магических средств, основанных на действии каких-либо составляющих, включая ядовитые, которые не хило могли влиять на сознание, обладали снотворными свойствами, ну и травили. Знахари, друиды держали обычно рецепты в секрете, так что людям приходилось часто строить предположения касательно их состава (обычно когда у них была проблема, он их не особенно-то и интересовал).
* Одним из подобных составляющих была и Мандрагора. В средние века из-за формы её корней, похожей на человека, действительно считалось, что если её вырвать, то она должна издать пронзительный крик (живая ведь), поэтому её добывали с помощью собак, наглухо заткнув уши (наконец кто-то либо забыл это сделать, либо не сделал намеренно, поэтому теперь мандрагора лишена этого суеверия). В своё время она очень дорого стоила, её добавляли в приворотные зелья и использовали как талисман опять же благодаря необычной форме. Условно корни делили на мужские и женские. Используется в медицине как обезбаливающие и спазмолитическое средство. Является ядовитым растением, чем могли объясниться некоторые "волшебные" свойства. В ГП его использовали практически от всего и вся; доведя до крайности суеверное представление Роулинг сделала растение действительно человекоподобным. Впрочем, даже в некоторых травниках его изображали с человеческой головой.
* Второе средство от всего и вся - безоар. Являлся в произведении противоядием практически ото всех ядов. В отличии от произведения реальный безоар образуется в желудке из пищевых отходов и волос преимущественно у жвачных животных (а не жабы), является опасным для животного (очень редко образуется даже у человека). Не совсем суеверие, скорее средство с не доказанными лечебными свойствами. Возможно обладает неким слабительным свойством, помогающем при отравлении, но в средние века он считался панацеей практически ото всех болезней (отчасти благодаря эффекту плацебо), как в своё время кровопускание.
*Представления некоторых аборигенных народов так же легли в основу некоторых моментов в ГП. Например, околдованные мертвецы, которых использовал Волдеморт - типичное суеверное представление о практике африканских колдунов, могущих оживлять мертвецов для использования в своих целях. Исследователи же быта народов Африки считали, что "колдуны" просто травили похищенных ими людей (а так же скорее всего подвергали издевательствам), после чего якобы оживляли, таким образом делая полуживотными, готовыми выполнять чужую волю.
* Движущиеся портреты и фотографии, которые имели как бы фантом человека, за счет чего с частью его личности в ГП устанавливалась посмертная связь, так как эта частица личности продолжала жить (некий такой случайный крестраж, но не сохраняющий жизнь человеку, так как, скорее, был всего лишь отпечатком) имеет общее с представлением индейцев о том, что фотография забирает часть их души, в связи с чем они отказывались фотографироваться, это связывают с их незнанием процесса создания фотографии. Подобное представление является частью современных оккультных практик и весьма распространилось в народе, таким образом, считается, можно нанести вред или пользу человеку, узнать о нём информацию, что часто фигурирует в СМИ. В ГП подобному отпечатку позволили двигаться и даже перемещаться между портретами с помощью специального состава красок и жидкости для проявки фото; помимо практической пользы является так же пантами, типа у волшебников фото круче, чем у маглов.
+ Прототипом растения "дьявольские силки" возможно являются некоторые формы растений-паразитов, лишенных хлорофилла, вегетативные органы которых развиваются под землей.
Так что Дж. Роулинг довольно скрупулезно подошла к своему произведению.
Posted via
m.livejournal.com.
копия постов на эту тему без изображений на
https://fanfics.me/ fic208529