Научные, околонаучные и конспирологические гипотезы, философские идеи в культуре, часть шестая

Sep 30, 2024 12:37



Осова фан-мира SM - астрология, отсылки к религии и мифологии
В своё время в Японии это анимэ создало просто такую волну фанатизма, что остается популярным до сих пор, по нему снимался сериал, ставили спектакли. За пределами Японии анимэ тоже было очень популярно, превратившись в своего рода бренд. Так мы видим один из примеров как в современном мире произведение даже с глубоким нравственным смыслом, если его сделать очень понятным для обывателя, главным образом детей, легко превращается в средство накрутки капитала. Популярность его легко объяснить, если учесть, что персонажи - это почти обычные, не идеальные, люди, далекие от требований японского социума, культ стыда там скорее присутствует при какой-то необходимости. Культура анимэ настолько популярна в Японии, что японцы уже привыкли уходить от своих комплексов в вымышленный мир; в плане непосредственного влияния на менталитет, то его тоже часто используют для пропаганды каких-то социальных идей, что в корне проблемы, конечно, не решает, так как традиции очень важны, даже если они негативные. Например, данное анимэ так же подхватило волну положительного феминизма, и несколько внесло свой вклад в его развитие в Японии, но скоре это принесло ему большую популярность именно благодаря актуальной для времени идее.
Интересно, что само анимэ и манга, по мотивам которой оно было снято (недавно по манге создали отдельную серию) само подспудно как бы борется с капиталистическим устройством мира, но почему это проходит мимо зрителя, вполне понятно - там предприниматели неотделимы от мистических существ, Любая гадость за ваши деньги. Таким образом конспирология может обвинить подобные произведения в том, что они были созданы специально Иллюминатами, Потому, что серьезные вещи поданы там несерьезно. Да, привлекают внимание стилизованные масонские символы у единственного мужского хранителя- бывшего и будущего правителя- планеты Земля, причем именно ему был дан дар ясновидения, сама же СМ использует распространенный жест масонов, означающий причастность к ложе, указывая двумя пальцами на глаз, заключая его как в треугольник (можно ещё обратить внимание, что в первом сезоне на её броши была пентаграмма (как символ пяти единения стихий), но это может быть и стилизованная звезда), что вряд ли случайно, а так же обилие демонологических концепций. Конечно, мы не можем сказать, что создательница причастна к ложе, ибо за руку поймана не была, хотя использование символа Всевидящего ока обычно считается достаточным, так масоны обычно узнают друг друга (но всё может быть, известные творческие личности часто вступают в эту ложу).









Сама Наомо Такэути признавалась, что для создания своей манги специально изучала астрологию, как японскую, так и западную, вдохновившись ею (подробно с этим можно ознакомиться на сайте фэндома), невозможно не признать, что всё это она настолько удачно переработала, что получилось в итоге признанное произведение искусства, считающиеся эталоном махо-сёдзё.
Тем не менее обращает на себя внимание то, что в приквеле СМ - СV -, сюжет построен на борьбе с Иллюминатами, и лишь потом на Землю хлынули легионы демонов - то есть Такэути конечно была осведомлена о тайных обществах. Касательно демонологии, хотя это вовсе не уникальный сюжет для анимэ и манги, так как сама мифология Японии не мало способствует этому, острова, по поверьям местных жителей просто кишат нечистью, существует мнение, что таким образом, через творческих людей, осознают они это или нет, Сатана делает себя как бы не существующим, ведь серьезно к таким вещам относиться сложно. Но в основу самого произведения, конечно, легла глубокая мораль жертвенной любви, сострадания даже к врагам и взаимовыручки, которые не появились бы там, если бы автор не разделяла подобных ценностей. Так что можно относиться двойственно к этому произведению, если хотите (тем более там есть несколько странных моментов связанных с религией и эзотерикой), я же не ставлю цель бороться или не бороться с современной культурой, деятели искусства тоже не идеальные люди со своими представлениями, как и все, хотя задуматься есть над чем.
Вот от сюда подробнее пойдем, что в сюжете произведения замечаются религиозные основы, но всё это имеет характерные для Японии особенности практически слияния синтоизма и христианства (подобное явление не минуло другие бывшие замкнутые культуры, так у инуитов христианство вполне ужилось с представлениями анимизма). В первую очередь съиграло то, что японцы не видят смысла отказываться от традиционной культуры, во-вторых, они не видят препятствий для веры в духов и одухотворённость окружающих вещей, к тому же синтоизм скорее является системой верований, нежели религией, так как у него нет нравственной доктрины, японцы легко могут посещать и те и другие храмы. Надо сказать, что моральный посыл анимэ получился гораздо более христианским, чем у западных мультфильмов, что, конечно, не в пример Западу, считающему себя очень религиозным (впрочем если вспомнить инквизицию, то сама католическая церковь тогда не очень помнила об христианских ценностях, чего особо удивляться; или на Западе и впрямь засилье масонов? ).
Вера в одухотворённость стихий и вещей у японцев так же перешла и на небесные тела. Таким образом на создание образа героинь повлияло как верование в японских небесных божеств, олицетворяющих силы планет и могущих влиять на судьбу, так и буддизм, который в Японии так же легко сливается с синтоизмом; впрочем от буддизма, пожалуй, взята только идея аватары чистой (звездной) души, но перерождение, как мы знаем из первого сезона, может произойти не само собой, а им могут управлять правители планет, наделенные особой силой, способные даже воскрешать, скорее всего тех, кто в клинической смерти (сами они воскреснуть не могут, только Сатурн может переродиться как феникс, так как управляет смертью), особенно если объединятся, давать энергию (силу) или воссоздавать артефакты, снимать заклятия (сила исходит от их любви, а не от магии как таковой); кармическая реинкарнация не упоминается. Таким образом культ Ками и аватару так же удачно переработали под данный фантастический мир, в отличии от предыдущего произведения, где подобные идеи создали только большую дыру в сюжете. Но это не очень интересно на фоне посыла произведения, и просто отражает особенности удивительной японской культуры, над которыми лучше не ломать особо голову, так как нашему человеку (как, пожалуй, и всему остальному миру) понять её практически невозможно.
Касательно же посыла против капиталистического мира, о котором упомянуто выше, создательница, пожалуй перебрала все возможные способы доить население, даже учебу, на которой японцы просто помешаны. Все эти способы отнятия денег, как не трудно заметить, используют наши комплексы, втягивают нас в эскапизм, и даже оборачивают себе на пользу лучшие намерения людей. Всё это очень заметно в первым сезоне, где пособники Тьмы по-сути владели кучей капиталистических компаний, ведь развлекаться им на что-то тут надо было. Любая гадость за ваши деньги, и плевать, что в итоге вам может грозить летальный исход (что и в реальной жизни случается после столкновения с мошенниками).
Если не упоминать всякие теории о рептилоидах, а просто обратить внимание на поведение самих демонов в сюжете, то окажется, что создательница и тут не так-то проста, и взяла на вооружение известные из различных источников способы обмана демонами человечества (и не только): они использовали как пороки и обиды, так и беды, порой есть отсылки к Библии. Тут проще пойти по сезонам.
Стоит отдельно сказать о демонах-однодневках, с которыми собственно и борются героини. В анимэ их называют Юки - в сущности это неупокоенная женская душа из японской мифологии, порой еще и предварительно падшая в моральном плане и очень опасная, аналог славянской лярвы, они представляют собой низшую ступень иерархии японских демонов. В произведении это прислуги адских миров, их можно и изгнать синтоисткими заклинаниями на изгнание демонов, которых никому не жалко и даже главная героиня не заботится об их очищении, впрочим от её силы они сразу дохнут, оно и понятно, ведь они получают наслаждение от чужих мучений, то есть попросту несовместимы с её силой света. Наверняка намеренно, чтобы подчеркнуть нравственный контраст между воинами, выглядящими даже в превращении как школьницы-старшеклассницы (в Японии спокойное отношение к юбке такой длинны), Юки и ведьмы выглядели развратно сексуально, как падшие дамы, к которым в Японии очень негативное отношение.
° В первомим сезоне (томе, если речь идет о манге) создательница далеко ходить не стала. Из современных представлений, которые массово распространяли в конце двадцатого века и двухтысячные всякие шизотерики, темным сущностям нужна энергия, так как существа они не самостоятельные по причине своего падения, у них попросту перекрыт клапан к "пране" за счет которого все существуют (впрочем в Библии и род человеческий больше не может вкушать от древа жизни, но у людей хоть есть другие источники для поддержания себя, то есть пища); подобные представления у различных народов раньше существовали только в отношении покойников, демонам, как известно, нужна душа, впрочем проверять на себе подобную теорию об энергетических вампирах прийдет в голову разве что идиоту. Это представление и легко в основу сюжетной линии сезона. Не трудно догадаться, что сам Металлия как первый демон отсылает к Сатане, а его приход из бездны на Землю, к библейским сведениям; по поверьям Сатана располагается ныне под недрами Земли, где расположился и Металлия. У Металлии нет определенной формы и большую часть своего времени он находится в летаргическом сне, так как его предварительно истощили, тем он от него, пожалуй и отличается. Данный демон так же использовал в своих целях женщину, в отличии от Евы уже довольно испорченную; ревнивая и наивная дама, отчаянно жаждающая любви, продала душу, получив взамен силу и армию Юки, перебила практически всё население планеты, околдавала её "парламент", лишив "лишних" воспоминаний, превратив в предателей практически без шанса на моральную реабилитацию (в манге они становятся предателями тоже как бы условно по своей воле, наверняка среди них были обиженки), и пошла дальше, думая, что с возраждением силы демона она своё-таки получит своё, но любви так и не получила, даже приворот не подействовал. В конечном итоге она канула вслед за Металлией. Жалко её только как совершенно не состоятельную женщину. Кто-то увидит в ней персонаж еврейской мифологии Лилит, первую жену Адама, ставшую главным женским демоном, но это уже не библейский мотив, он не признан религией, впрочим ей часто пугают как шизотерики и оккультисты, так и в фильмах ужасов.
В этом сезоне есть один непонятный, даже странный, момент о демоне-симбионте, который ка бы состоял из семи демонов. Симбионты иногда фигурируют в фильмах ужасов, так что идея подобной гадости не нова, но всё остальное похоже фишка сериала. Странность в том, что Юки, бывших людей или инопланетян, никому не жалко (кроме одной, которая обитала в озере и не была прислугой адских сил, но если сравнивать различную мифологию, она равносильна славянской мавке, то есть невинная загубленная девушка, отчего бы её и не пожалеть; в христианстве же, духом которого пропитано произведение, даже души грешников не стремятся столкнуть в ад, но опять же Юки то ли сами продались, то ли их насильно сделали прислугой, во втором случае некоторым из них можно было бы помочь, но эту идею развивать не стали; впрочем, если они дохли от света, которым управляла СМ, это всё объясняет), а реальные демоны получают шанс на спасение в теле человека, но это ещё ничего, они ещё и становятся на него способны, при этом как бы уменьшается опасность подобного существа и его составляющих, благодаря которому и произошла пообеда над Луной, по сравнению с тупыми покойницами-однодневками, которых даже бывшие члены лунного парламента намного умнее и сильнее. Возможно создательница СМ исходила из того, что это бывшие ангелы, но и ненависти в них по идее должно быть столько, сколько раньше было любви. Понятно, что симбионта надо было разделить, но какая же дурь прятать в демонах части кристалла, да ещё и инкарнировать их потом в людей. Правда демонам стерли память, так что о предыдущей своей жизни они, как и положено, не помнили; пожив человеческими жизнями (кроме одного - он стал котом), они не захотели вновь стать демонами, один даже стал католическим священником. Ни в одной религии подобного нет, демоны могут лишь захватить тело своей жертвы. Даже в индуизме, где потребительское отношение к злым силам типа "я тебе что-то дам, а ты меня не тронешь", Ашуры-демоны есть демоны, и очень опасны, без шанса на кармическую реинкарнацию. Но возможно Наоко имела в виду опять же именно японских очень сильных демонов-покойников мононокэ (души злых людей или животных), а кот - это отсылка к звероподобныму демону баканэко, которым может стать любая кошка старше 30 лет или имеющая очень длинный хвост - в основу этого легко, понятно, чисто народное суеверие, и это не имеет аналогов в какой-либо религии; но так как кошкообразный демон был частью симбионта, скорее всего он тоже был мононокэ, а не просто какая-то кошка с особенностями. Происхождение этого демона в истории не объясняется. Понятно, если имелись в виду всё же Мононокэ, их инкарнация была актом милосердия со стороны королевы Сиренити, но зачем части кристалла в них прятать? Для прикрытия? А то не догадались! В общем попросту дыра в сюжете.
*Во втором сезоне, точнее его первой части, не трудно заметить синтез языческих поверий и библейского мотива о Древе Жизни, Адаме и Еве (примечательно, что Древо Жизни, словно отголосок памяти, есть во всех языческих культурах и не всегда это дерево в прямом смысле, скорее отражение мироустройства, в христианстве же это Христос как источник Жизни). Демоны опять же обманули, как и в Библии, существ на первый взгляд совершенно невинных, однако разница в том, что создания Древа пали уже до того, как связались с демонами. Своим эгоизмом они вызвали болезнь Дерева и сами начали вымирать, пока их не осталось всего двое. Впрочем и их любовь мутировала и приобрела извращенную форму. Таким образом идёт отсылка к христианству в том, что падение людей породило смерть и как бы болезнь всего сущего на Земле.
Причиной обращения к темой силе здесь не был эгоизм, а лишь отчаянье и желание спасти. Извращенные существа решив, что Древу нужна энергия (так как сами они были большей частью эгоисты, то и рассудили и о Древе как об энергетическом вампире), обратились к демоническим силам чтобы излечить его и спасти свою расу. Вызов демонов здесь очень интересен: используются карты Таро, в которых как бы заключен образ демона (или даже демон находился внутри них), после того, как демон добывала энергию, она у неё самой же и отбиралась. Однако учитывая ассоциативный символизм карт, это были непростые Юки, как в предыдущей части, а олицетворение каких-либо сил или явлений (синтоизм), но видимо не достаточно сильные, раз сами стали всего лишь средством. Возможно была отсылка к ёкай класса цукумогами - предметам обретшим душу, которым обычно больше ста лет, опять же скорее суеверное представление,- не даром после гибели они снова превращались в карты, однако жестокость говорит всё-таки о демонах, а не ошибке перевода, тогда как цукумогами в мифологии нейтральны к людям, мстят лишь в некоторых случаях. Сами карты Таро, в основу которых положен символизм герметизма, религии и массовых подсознательных образов (по-сути это ассоциативные карты), придуманы Масонами изначально не для гадательных нужд, но среди оккультистов существует вера, что через карты можно не только гадать, но и не хило вредить (делая так называемый подклад). Что собственно и делали наши герои - занимались оккультизмом (оккультизм, согласно религии есть от Сатаны, связь в сюжете с этим представлением более чем очевидна). Каким образом они связались с демонами, что весьма странно для технически развитой расы, не известно, но похоже решили, что это самый быстрый путь доставить энергию. Технократические существа из четвертого измерения, могущие управлять пространством (возможно отсылка к уфологии), решили посягнуть на Землю видимо как на самую эмоциональную планету. Всё кончилось благополучно и для Древа, как известно, так как существ было кому наставить на путь истинный.
Вторая часть сезона не пестрит библейскими сюжетами. Здесь съиграла роль модная струнная теория с возможностью перемещаться во времени. Было бы странно, если бы её обошли стороной не пике её популярности в культуре. Однако демоны и здесь никого в покое не оставляют. Они используют обиды, в том числе детские, давая кажущиеся благополучие. Вся власть расы темной стороны Луны основана на жестоком терроре чувствами и сознанием правящих кругов неким Провидцем, который принимает все решения (хотя прямой параллели нет, можно увидеть отсылку к легендам о верхушки закулисья, но не буду притягивать за крольичьи уши, так как властные круги часто в силу понятных причин в произведении становятся жертвой). Его готовность пойти на всё выражается так же и в том, что он захватывает сознание и ясновидящего парня СМ, вселяя ему кошмары, вынуждая его бросить её, лишь бы не допустить власть добра на Земле, которая по неизвестным причинам ему не выгодна. Опять же на его удочку падает технократическая цивилизация, которой магия очень не помешала и понравилась (впоследствии ведьмы, которые хоть извращенно, но любили, очищаются и теряют силу, но в глазах своего народа становятся предательницами), этим как бы намекают, что первоначальному злу всё равно на научное-техническое развитие. Внушетели кошмарных снов и подобные провидцы обычно становились объектами изучения демонологии, да и внешний вид Пророка как бы намекает, что это существо не из японской мифологии.
Previous post Next post
Up