Решил поделиться одной задачкой, данной в тестовом варианте ФИ1601 этого года. Т.к. задачка по физике, убираю саму задачку и профессиональные рассуждения под кат, а "на поверхности" оставлю только выводы.
Итак, текст задачи С6:
Согласно гипотезе де Бройля, все частицы обладают волновыми свойствами. Длина волны для частицы массой m, имеющей скорость v, составляет L = h / mv, где h = 6,6 · 10^(-34) Дж · с - постоянная Планка. Для того, чтобы можно было применять модель идеального газа, среднее расстояние l между молекулами газа должно быть, в частности, гораздо больше L. При какой температуре T для инертного газа гелия L ≈ l, если концентрация его молекул равна n = 2,7 · 10^25 м^(-3)?
Масса молекулы гелия равна m = 6,6 · 10^(-24) г.
Несложные преобразования приводят к поистине шокирующему ответу: T=0,14 К !!!
Простите, но при температуре ниже 2 К гелий при давлении до 2,5 МПа находится в фазе He-II, а при более высоких давлениях - в альфа-фазе, т.е. в твёрдом состоянии! Или я где-то ошибся?
В задаче получается заведомо невозможный результат. Мы, конечно, все помним, как учителя твердили нам в школе: "Получил ответ - посмотри на него! Имеет ли он смысл? Может ли, например, скорость велосипедиста получиться равной 370 км/ч? Не может! Значит, ты сделал ошибку!"
Я, решая этот вариант, тоже подумал, что сделал ошибку. Обидно было, т.к. время как раз закончилось и перерёшивать задачу в третий раз я уже не смог. Ну, решил про себя, в задаче попалась опечатка.
Каково же было моё удивление, когда я открыл прилагающиеся к этому варианту "Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом"... Там красивым шрифтом приведено решение задачи, выкладки и числовой ответ: температура приблизительно равна 0,14 Кельвина!
Ни автор задачи, ни составители варианта, ни проверяющие совершенно не обеспокоились очевидным бредом! Никаких опечаток не было!
А теперь то, что я хотел сказать в этом посте. Появление таких задач в ЕГЭ (к сожалению это уже далеко не первый случай) - это не просто случай разгильдяйства нашей системы обучения. Нет, увы. Подобные задачи детей калечат, воспитывая в них чисто механистический подход к решению, игнорирование физического смысла, тупое доверие тому, что тебе написали на листке задания. Появление таких задач иллюстрирует текущий социальный заказ к образованию: воспитание тупых исполнителей, способных разве что обслуживать добычу сырья, исключение и подавление аналитических способностей, умение подставлять в формулы не думая, считая полученный результат абсолютным, даже если он и близок к абсолютному нулю.