Приступ хандры объявляется законченным.

Oct 12, 2020 17:18


К черту грусть, все равно пока мы ничего не можем сделать с Минобороны, поэтому ищем пуговицу.
Накатала вчера на ФБ пост про школьную форму, а сегодня подумала, что тут у меня аудитория почти не пересекается, поэтому надо его сюда продублировать. Итак.

Форма и оформление. Эллегия.

В сети наткнулась на обсуждение школьной формы. Вечная тема.

Традиционно на вопрос школьной формы существует, в основном, три четких позиции:
1. Форма - это хорошо.
2. Форма - это плохо.
3. Форма - это нормально, но она должна быть удобной, а не как сейчас.

Сразу скажу, что я придерживаюсь точки зрения номер два с допущением в номер три. Потому что никто не убедит меня, что форма в школе - это хорошо и прекрасно, но я готова признать за некоторыми коллективами право, объединяясь, носить некую общую деталь в одежде и/или соблюдать некоторые цветовые условности. НО. Это должно быть сугубо по желанию и никак не должно влиять на выбор фасона и ткани. Иными словами, если весь класс дружно решил, что будет носить полосатые шарфики, потому что «мы -   команда!» - ради бога! Но заставлять, к примеру, полную девочку-подростка обтягиваться узкой белой блузкой, застегнутой под горло, во имя школьных идеалов общности и единства - это преступление. Не говоря уже о том, что требование к девочкам носить только юбки - это вообще нарушение прав человека.



У меня личные отношения со школьной формой начались классе этак в шестом-седьмом. До той поры мы с ней мирно жили бок о бок и неудобства ее  я принимала стоически, не делая, в силу возраста, никаких выводов.

Все вокруг носили форму и мне не приходило в голову, что, по сути, это форменная дискриминация! Во всех смыслах слова.
Ну, потому что, если ты мальчик, то на тебе штаны и крутись на них на турнике, лазай по горкам, а в мороз надевай под них теплые подштанники и никто тебе слова не скажет!
А если ты девочка, то бегать и прыгать приходится с оглядкой, придерживая юбку. Покачаться вниз головой на турнике - просто забудь, это не для тебя. Ну, или свети трусами. Прыгать в резиночку приходится, зажимая подол между ног (попробуйте, ага!). В морозы носи уродские неудобные рейтузы, которые все время сползают, натирают, перекручиваются на ногах и созданы, очевидно, врагом рода человечьего. Во все остальное время - носи колготки, потому что в Сибири надевать на ноги ничего природа позволяет только летом. И то не всегда.

Советские колготки - это отдельная пытка.
В детстве я их ненавидела. Их шили на каких-то коротконогих длиннотелых мутантов, поэтому верхнюю часть я натягивала их до подмышек, снизу они натягивались на пятках, но между ногами все равно провисали - не хватало длины колготин. Я психовала, швырялась ими в стену и ненавидела до слез. С тех пор ненавижу штаны-афгани, они напоминают мне школьный колготочный кошмар... Он кончился только тогда, когда мама сообразила сшивать мне колготки из двух пар. Правда, тогда возникали казусы иного рода, когда колготки оказывались разного цвета и случайно задранная юбка могла это обнаружить, подняв меня на посмешище...

Форменные платья огорчали куда меньше, но регулярная стирка кружевных воротничков и манжет, их отпарывание и отпаривание, глажка и пришивание, бесконечная возня с фартуками и постоянно сползающие лямки - все это делало мои школьные годы каким-то гимназическим испытанием родом из 19 века...

На фото все, конечно, мило и трогательно:



Это первый класс.



Это третий класс. Больше моих фотографий в форме нет))

К шестому классу вместе с пионерскими галстуками форма превратилась в анахронизм. Когда я однажды пришла на школьную экскурсию в строгом темно-синем платье с плиссированной юбкой на кокетке, в классе решили, что я пришла в форме, ржали и тыкали пальцем.

Ходили кто в чем и это было даже хуже, чем форма (это хорошо видно на фотографиях начала девяностых). Из этого можно было бы сделать вывод, что форма - это все-таки неплохо, но нет.
Просто тогда все одевались ужасно, и дети, и взрослые. Не в смысле бедно, вовсе нет! Просто ужасно. Шиком, помню, были цветные бесформенные мохеровые кофты с пришитыми на груди пушистыми цветочками... Брррр...
В моем гардеробе пальма первенства принадлежала джинсовой юбке и синтетической бордовой кофте-стрейч с рукавами типа летучая мышь и резинкой-лапшой от груди и на талии. Кофту отжала у мамы, она (кофта) была, кажется, безразмерная. На ногах - китайские черные сапожки-дутыши. Красотка!
В таком виде я запечатлена на групповой школьной фотографии и, скажу вам честно, я там еще одна из самых прилично одетых девочек! (потом найду фото у мамы и вставлю сюда, убедитесь сами!))

Но, разрешая нам эти жуткие тряпки, школьная администрация, при этом, упорно боролась с главным врагом образования - штанами на девочках! Это было непонятно мне тогда и неясно до сих пор - почему именно штаны вызывали такую бурю эмоций?..
В седьмом классе мама купила мне через знакомых шикарные ярко-зеленые джинсы. Очень скромные, классического кроя, без рисунков, дыр и заклепок. Но цвет майской травы в сочетании с двумя штанинами не оставлял равнодушными нашу завучиху и даже директора.
Однажды они ворвались в класс на уроке биологии и заставили подняться всех девочек, которые имели наглость явиться на уроки в штанах. Кажется, мальчиков тоже за что-то там ругали, не помню, но зато отлично помню, как я стою посреди класса в своих зеленых джинсах и никак не могу понять, чем я провинилась, что плохого в моих штанах и как они могут помешать мне усваивать биологию...
Вызов был брошен и принят.

В десятом классе я уже училась в лицее и там от нас требовали "соответствовать гордому званию лицеиста" - то есть коротко стричься - мальчикам и не носить штанов - девочкам.
Мальчишек гоняли за спортивные костюмы и кроссовки на уроках и тут я была отчасти согласна - очень уж выделялись парни в ярких безвкусных расцветок трикотанах и огромных белых кроссовках на фоне остальных скромных синих костюмчиков.
Чем плохи были обычные джинсы черного цвета - непонятно. Но требовали только брюки.
К девочкам требования были еще строже, мне приходилось с боем отстаивать свое право в сильные морозы носить штаны! Я жила далеко от школы, а прыгать на остановке в юбке и колготках - то еще удовольствие.
Правда, мне пытались возражать, мол, можно прийти и переодеться в школе, но тут все девчонки поднимали вой и хором кричали, что в школе тоже холодно и переодеваться негде, неудобно, как привезти с собой непомятую юбку - это что, целый гардероб с собой возить?! В общем, штаны мы кое-как себе отвоевывали, но любое отступление от делового стиля жестоко каралось.

Одевались мы приблизительно так:



Это было не очень удобно, приходилось все время думать, что надеть, как сочетать юбку с обувью, как не отморозить задницу на улице и не вспотеть потом в классе. Напомню, что на дворе стоял 1995 год и с одеждой тогда было все уже не так плохо, как в 1991, но все еще не так хорошо, как в благословенных двухтысячных. Кстати, в то время я часто носила форму ученицы старших классов. Это был мой личный выбор, потому что она была удобной и довольно стильной: синяя юбка и пиджак. Маме отдала какая-то подруга, а мне сгодилось. Но к концу 10 класса на меня уже косо посматривали за эту юбку и пиджак. Большинство наших учениц одевались достаточно нарядно и разнообразно, приходить в одном и том же два дня подряд считалось моветоном, так что приходилось выкручиваться.

В одиннадцатом классе наше с мамой финансовое положение стало особенно тяжелым и я устала от попыток угнаться за моими одноклассницами, одетыми дорохо-бохато.
Не подумайте только, что я пыталась соревноваться с ними в количестве нарядов, нет! Я не могла даже сравняться с ними, потому что все мои вещи были безнадежно устаревшими и не могли сойти за модные даже в темноте. Сэконд-хэнды только-только начали появляться, и весь народ одевался, в основном, на барахолке. Мы с мамой не могли покупать там вещи вообще. Это было неподъемно.

Меня тогда спасли мои друзья, показавшие мне мир с другой стороны и открывшие чудесные возможности неформального стиля одежды. После этого нарядные кофточки меня уже не волновали, а мои рваные джинсы у одноклассников вызывали завистливую оторопь (в моду такие войдут только лет через двадцать))).
Через много лет моя подруга, учившаяся в той же школе двумя годами младше, признается мне, что в те годы она просто восхищалась мною и моим школьным приятелем, который был вторым неформалом на нашу школу (целых двое, представляете!).
Но, если я олицетворяла собой, скажем так, мирное хиппи-движение, с фенечками, банданами и ксивничками, то он наводил на учителей ужас своей косухой, бряцаньем цепей, жуткой музыкой из плеера и огромными ботинками-говнодавами. Вместе мы представляли чудесную парочку!..

Но вернемся к форме. Война с учителями за мой внешний вид уже не имела прямого отношения к школьной форме. Наши разногласия носили уже сугубо идеологический характер. А потом я, слава богу, окончила школу.
И вот теперь я смотрю на детей младшего школьного возраста, которые бегают после уроков по детской площадке. И мне их ужасно жаль.

Девочки в колготках, юбках и платьях висят вниз головами на турниках, сверкая труселями из под растянувшихся колготок они едут с горок...
У мальчиков из брюк и из под жилетов торчат вылезшие и незаправленные сорочки с уже давно не белыми обшлагами, а штаны лоснятся на коленках и сзади. Носы нарядных ботинок и туфелек сбиты у всех.
У некоторых мальчиков на шеях болтаются галстучки, которые утром мамы заботливо им повязали, а теперь эти галстучки годятся разве что удавиться...
Бедные дети! Как будто и не было этих тридцати лет...

Полны магазины удобнейшей детской одежды: джинсы, кроссовки, ботинки, джемпера и водолазки, рубашки в клетку и яркие футболки.
Но нет. Маленьких детей упорно продолжают наряжать в неудобную одежду из дешевой ткани и обувь, которая теряет вид после первых же недель школьных занятий. И большинство родителей это, судя по всему, не сильно беспокоит.

Вчера мы с хомяком и еще несколькими ребятишками качались на больших качелях на Севкабеле. В разгар веселья на качели запрыгнула девочка лет восьми.
Подол юбки у нее был сзади случайно заправлен в колготки, половина пуговиц на жилетике расстегнута, а вторая половина перепутана, с ботинка свисал развязавшийся шнурок. Девочка принялась радостно качаться с остальными детьми, при этом ее совершенно не заботило, что та часть юбки, которую она тщательно расправила впереди задирается выше головы.  
Ей очень мешали пышные оборки блузки на рукавах и она постоянно заправляла их в рукава, но они все равно вылезали. В итоге она полезла на горку и грохнулась с лесенки, потому что оборка помешала ей ухватиться за перекладину.
Очевидно, что она одевалась в школе сама и шла домой через детскую площадку. И кому было бы плохо, если бы восьмилетняя девочка в школе надела бы удобные джинсы на резинке и свободный джемпер с нормальными рукавами?..
С такой одеждой она бы легко справилась и выглядела бы в ней и мило, и симпатично, потому что - ну, она же, черт побери, ребенок!
Но, видимо, министерство образования и родительский комитет в этом случай не смог бы спать спокойно... А жаль.

Зачем вообще нужна школьная форма?
Для универсализации? А зачем она в школе?
Чтобы родители голову не грели, в чем дите пойдет в школу? А с формой не греют? Ха!
Чтобы богатые дети не выделялись? Ой, не смешите мои рейтузы! Как будто во времена школьной формы все были одинаковые!
Нужно не школьную форму культивировать, а культуру в массах повышать!
Чтобы человек с детства умел подбирать себе одежду.  
Чтобы сам чувствовал и понимал, куда в чем уместно прийти. Чтобы взрослые в школе смотрели на ребенка и видели его глаза, а не его штаны. Тогда, может, и вопрос о школьной форме перестал бы всех так волновать?

Что думаете?

хотела коротко получилось как обычно, фото, Про себя, размышлизмы, разговор о, убей в себе бобра

Previous post Next post
Up