На НЭН обсуждают вопрос семейного обучения.
Мнения забавно разделяются: женщины поадекватнее пишут, мол, интересно/ сами думаем/ много знакомых пробовали - опыт только положительный/сама училась дома - лучшее время в школьные годы и т.д., и т.п.
Другие бьются в нервном припадке: вышто, как можно лишить ребенка прекрасных школьных лет?! Это же дружба на всю жизнь, это же праздники и экскурсии, это же первая любовь и добрые глаза учителей! Ах-ох!
Я допускаю, что те, кому повезло в школе, могут вспоминать о ней с теплом. Но, как показывает мой личный опыт, те люди (речь о моем поколении), кто льет сентиментальные слезы над школьными воспоминаниями и кидается в драку при любой попытке критиковать школьную систему - как раз из тех, общения с кем я старательно избегала все школьные годы))) Ну, или, как вариант, они учились в частных или специализированных школах, где контингент был очень специфический (например, мои друзья из Академгородка, закончившие школу №130 или мои друзья из школы №54, что в центре города).
Кто-то, кому повезло меньше, но в целом, было терпимо, относится к ней как к неизбежному испытанию, которое необходимо пройти для лучшей социализации и получения знания. Кое-кто искренне убежден, что это трэш и его просто надо пережить, потому что нет возможности учить ребенка дома - это слишком сложно, затратно, надо кого-то нанимать и вообще, это только для богатых.
Я очень надеюсь, что через пять лет, когда встанет вопрос о школе для хомяка, семейное обучение будет существовать наравне со школьным и для него будут разработаны удобные схемы, процесс будет налажен и опробован, и в случае, если я пойму, что категорически недовольна школьной гос.системой, мы сможем без проблем перевести ребенка на семейное обучение.
Мне до ужаса не хочется обратно в этот ад. Честно вам скажу.
Потому что школа - это система, а система требует соблюдения правил. Даже если эти правила тебя бесят, если они тупые, если они вредны твоему ребенку и тебе лично - ты вынужден их соблюдать.
Многие годы мы все искренне считали, что иного выхода нет. Что через школу, как парень через армию, должен пройти каждый. Но вот мы уже не считаем, что армия обязательна для всех мальчишек, почему со школой должно быть иначе? Вся эта пропагандистская муть про «школьные годы чудесные» - ничуть не большая правда, чем «не служил - не мужик».
Кто-то может сказать: чем это ты такая особенная, что тебе не подходят школьные правила? Всем подходят, а тебе нет?
Про весьма спорную пользу нашего школьного образования уже много чего написано. Я могу сказать за себя.
Мне не подходит система обучения, при которой я должна вставать в 6 утра в любую погоду и время года. Где мне нужно одеваться в неудобную и несимпатичную мне одежду, а потом идти или ехать в учреждение, в котором куча невыспавшихся взрослых с мрачными лицами, и где толпа одновозрастных со мною детей разного уровня культуры и воспитания орет, бегает, шумит, прыгает и бесится.
Потом всю эту толпу разгоняют по душным комнатам и заставляют сидеть несколько часов подряд с перерывами на 5-10-15 минут. В перерывах кормят дрянью. На протяжении нескольких часов мне объясняют то, что мне неинтересно/уже известно/непонятно совсем. Если я прошу повторить, потому что я не поняла, меня называют тупой и все сорок человек вокруг меня ржут и тычут пальцем, хотя сами тоже не поняли или не слушали вовсе, но спросить побоялись или им просто пофигу. Если я поняла раньше всех, я должна молчать и слушать, как это все разжевывают для остальных, и даже если я умираю от скуки, ничем другим мне заниматься все равно нельзя. Когда мне хочется прыгать и кидать мяч, я должна ходить на лыжах. Когда я хочу читать стихи, я должна писать формулы. Когда я настроена изучать природу, я должна зубрить никому не нужные даты. Все всегда не в тему. Ты хочешь спать, а тебя заставляют писать контрольную. Ты готов грызть гранит науки, а тебя ссылают на каникулы в лютый мороз, когда некуда деться из дому. И так - все десять лет. Добавьте к этому постоянный прессинг отметок: ты должен вытрясти из учителя свою пятерку, циферка в дневнике поднимает тебя выше всех или роняет в самую грязь. Просто цифра, которая даже не имеет отношения к твоим реальным знаниям, но за нее ты готов умереть.
Любое высказанное недовольство этой системой воспринимается как крамола и жестоко карается. Нет, в угол на горох не ставят и по рукам не бьют розгой, но на экзамене тебе припоминают, как ты была «сильно умная и много выпендривалась», поэтому валят, беззастенчиво, на глазах у всего класса, половина из которого злорадно хихикает, а вторая половина молча ахуевает от такой наглости и беспредела, но молчит, потому что своя рубашка ближе к телу.
Школа не учит ничему из того, о чем мы читали в книгах типа «Васек Трубачев и его товарищи» или «Денискины рассказы». Школа учит доносить, предавать, шеймить и троллить, унижать слабых и смеяться над непохожими. Школа учит врать. Школа учит ради результата в виде отметки идти по трупам, клевать ближнего и гадить на нижнего. Словом, всему тому, что пригодиться большинству из нас в будущей взрослой жизни. Я регулярно наблюдаю, как успешные в прошлом в школе граждане, выкладывающие на своих страничках в соцсетях умильные фоточки из своих школьных лет, беззастенчиво лгут и подсиживают своих коллег, пакостят, предают и выгораживают себя, в общем, делают все, чему научила их родная школа, о которой они нынче тепло вспоминают.
Это наше общество, в нем такое считается нормой, но я не вписываюсь в него. Никогда не вписывалась, потому и в школе держалась только на собственных знаниях (которых, впрочем, не всегда хватало, чтобы эффектно отвечать на все выпады) и только поэтому имею более-менее приличный аттестат (который, впрочем, мог бы быть еще лучше, если бы не месть моей учительницы на выпускном экзамене по литературе - а в том, что это была месть, она открыто признавалась прямо в процессе, понимая, что я ничего ей не сделаю). Именно из-за этой своей неспособности приспособиться и вовремя заткнуться, я не сделала карьеры в госструктуре, не стала начальником отдела в коммерческой фирме, хотя и там и там шансы были равны, но вперед вышли те, кто не постеснялся совершить подлость по отношению к своим коллегам (речь не только обо мне, так что это я не со зла говорю, просто наблюдала и делала выводы). Но это уже отдельная история.
Что я. собственно, сказать-то хотела! Знания успешно и качественно можно получать на семейном обучении, с этим уже не спорят даже его противники. Социализация приобретается на дополнительных занятиях, секциях, кружках, студиях, в детских лагерях и экскурсионных поездках. Я - этому живое подтверждение. Все мои друзья приобретены вне школы, с двумя одноклассницами я поддерживаю отношения только потому, что мы дружили в школе, но между нами нет ничего общего - ничего! Ни увлечений, ни общих тем, ни общих взглядов на жизнь. Наше трио держится всего лишь на том, что я легко подстраиваюсь под любую тему разговора и особо не лезу со своими взглядами в чужую жизнь, видимся мы редко, а еще - потому, что у моих одноклассниц нет других друзей. У меня есть. И много. И если школа меня чему и научила в этом плане, так только недоверию к людям и неумению вливаться в незнакомые коллективы. Всегда это для меня стресс и дискомфорт.
В студенчестве, помню, попала в новую группу, и несколько месяцев молчала. Просто читала на переменах и ни на кого не смотрела - во-первых, стеснялась, во-вторых, мне эти люди были неинтересны. При этом уже тогда у меня была огромная ролевая тусовка, куча друзей, муж, его компания и его тусовка, постоянные шумные мероприятия. И вот однажды ко мне подсела одногруппница-активистка и обратилась ко мне тихонько с сочувственной речью, мол, мы все видим и понимаем, какой ты замкнутый человек, как тебе тяжело, у тебя нет друзей, ты, наверное, очень одинока, давай к нам, мы всегда рады пообщаться и поддержать тебя, давай дружить! Я, помниться, настолько обалдела, что даже не нашлась, что ответить. Промямлила что-то и убежала хохотать в дальний коридор. Вечером рассказала об этом на очередной большой тусовке - народ ржал и не верил. Спасибо, родная школа! Именно школа, потому что в детском саду я была совершенно открытым ребенком, никого и ничего не боялась, храбро знакомилась, легко становилась лидером в компании, доверчиво говорила о себе и знать не знала, что я какая-то не такая. Наоборот, была уверена в себе и знала, что я умница и молодец. А потом мою самооценку сбросили на пол, потоптались по ней ногами, плюнули в душу и постоянно напоминали, что «сильно больно умные тут нам не нужны».
Такая вот школа жизни. До сих пор думаю, нахрен мне оно было надо, и кем я могла бы быть, если бы моя психика сформировалась в атмосфере дружелюбия, уважения к личности и правам человека. И какими могли бы быть мои знания, если бы я получала их тогда, когда могла воспринять, в нужном объеме и в нужной форме.
Только не думайте, что во всех своих неудачах я виню школу, вовсе нет! Но моих зачатков психологического образования мне вполне достаточно, чтобы найти причины тех или иных событий моей жизни в тех травмах, что были нанесены мне в подростковом возрасте именно школой, учителями и одноклассниками. А качество моего школьного образования - это отдельная печальная тема, с последствиями этой беды я борюсь до сих пор.
В оправдании школы могу сказать, что времена изменились и на примере моей племянницы я вижу, что можно быть счастливым и успешным, закончив школу, поступить в хороший ВУЗ, иметь прекрасных друзей и много теплых воспоминаний. Но ее пример - лишь доказательство того, что, выбирая школу для ребенка, стоит потратить немало усилий, нервов и терпения, а ребенок должен быть достаточно способным, чтобы выдержать жесткую конкуренцию за право учиться, к примеру, в аэрокосмическом лицее. Средняя школа в среднем районе была и остается адом. Не надо туда.
И если мы через пять лет поймем, что способности нашего ребенка недостаточны, чтобы учиться в Очень Очень Очень хорошей школе, я предпочту семейное обучение.
Такие дела.