Как обещала. Не про детей.

Nov 24, 2016 23:03

Разнообразия ради - об искусстве. Важнейшим из искусств, как известно, для нас является кино, а в моем положении, оно еще и самое доступное. Нет, я, конечно, как и всякий интеллигентный человек, смотрю театральные постановки и слушаю оперные концерты на канале "Культура", но, будем честными, не каждый все-таки день. Ладно. Будем совсем честными - даже не каждый месяц. И оперу я не люблю, ни в виде пения, ни в виде браузера. Достаточно будет и того, что я этим браузером пользуюсь...
Впрочем, это я отвлеклась. Итак, о кино. Посмотрели мы сегодня новый шедевр российского кино. "Ледокол" называется. Полагаю, слышали уже, а может, и трейлер довелось посмотреть, тем более, что его активно крутят по всем государственным каналам. Даже удивительно, потому что "Территорию" так не рекламировали, а она того стоила.
Что я имею сказать по итогам просмотра?
Вот щас будут спойлеры, так что осторожнее.

Фильм претендует на полномасштабную ленту о советских героических полярниках, наполненную экшеном, движухой, спецэффектами и пафосом. Так вот все это в фильме присутствует. И экшн, и движуха, и спецэффекты, и, простихосподи, пафос.
Нет только одного: понимания, зачем все это нужно. А понимания нет по одной простой причине: хорошему фильму не нужны, на самом деле, ни экшн, ни движуха, ни пафос. Да и спецэффекты, в общем тоже не обязательны.
Потому что эти четыре составляющих придуманы для спасения тех фильмов, которые ничто другое не спасет.
Я намеренно не упоминаю актеров, потому что хороший актер, вопреки расхожему мнению, не в состоянии спасти плохой фильм. Хороший актер в плохом кино только усиливает эффект обманутых ожиданий, вызывает жалость и чувство неловкости, когда своим, прекрасно поставленным голосом, произносит бездарный текст глупого диалога.
Перейдем к конкретике.
О чем фильм:
Середина 80-х. Где-то на бескрайних просторах Южного полюса затеряно во льдах советское судно "Михаил Громов", отправленное спасать каких-то полярников. Полярников спасли и теперь везут куда-то, в перспективе через Австралию домой.
Кто в команде моряк, а кто полярник как-то особо не уточняется и акцентов на этом не ставится. В сущности, миссия ледокола - просто предлог и нужна для хоть какой-то завязки. Я вот только сейчас, отматывая фильм назад, понимаю, кто там был кто, и что фразы некоторых персонажей были вставлены в сценарий как раз, чтобы это обозначить.
Судно встречается с айсбергом, который внезапно решил перевернуться, вероятно, только для того, чтобы с палубы в воду свалились собачка одного из полярников и, собственно, сам полярник.
Капитан, вместо того, чтобы бросить тонущего и скорее отдать приказ убегать от айсберга почему-то решает спасти упавшего и устраивает спасательную операцию, вопреки уговорам злодея старпома, который мнит себя капитаном и строчит на благородного морского волка кляузы.
Что должен был сделать капитан, по версии старпома - не очень понятно, ну да ладно, может, в самом деле, риск для остальной команды был такой большой, не знаю, он был не очевиден. На корабле от всего этого поломался какой-то там локатор, а упавший в воду все равно утонул. Собачку спасли. (я порадовалась, я очень переживаю, когда в кино гибнут зверушки)
После этого с Большой Земли присылают нового капитана, на вертолете. Зачем надо менять коней на переправе, и чем таким все же провинился старый капитан - не очень понятно, но можно предположить, что старпом жалуется на него на протяжении всего плавания и там на суше уже не выдержали его нытья.
Капитан летит в сопровождении вертолетчика, откуда - неясно, ведь судно затеряно во льдах и поблизости нет ничего, откуда можно было бы прилететь. По прибытии на ледокол вертолет тут же ломается, так что улететь старому капитану нельзя. Все ненатуральным образом оказываются запертыми на ледоколе.
Молодой корабельный вертолетчик - самый живой персонаж фильма. Нескладный такой парень, стихи пишет, фанат группы "Кино", играет на гитаре, показательно перематывает кассету при помощи карандаша, любит пофилософствовать и все такое. Прям вот плюс. Впрочем, единственный. Остальные персонажи - картонные. Этот - тоже, но все-таки его картон раскрашен, остальные вовсе черно-белые.
Картонный хохол-боцман с лысой головой и всеми этими "шо?!".
Картонный капитан с суровым еб.. лицом и весь такой обиженный начальством герой, с которым дома планирует развестись жена (конечно, только затем, чтобы в финале кинуться ему на шею и все простить).
Картонный-злодей старпом, который, в кульминационном моменте фильма - корабельном бунте, обнаруживает свою лицемерную двуличную сучность и пытается после этого покончить с собой, так как осознал и исправился.
Картонные моряки, картонные жены капитанов... Жены - это вообще очень странная вставка, такое ощущение, что половину сцен с их участием вырезали, потому что догадаться, кто чья жена и что вообще происходит удается только к середине фильма.
У других членов команды, очевидно, ни жен, ни родственников нет, их существование неубедительно пытаются доказать только раз, показав мутную толпу в фойе министерства. Мутную - от того, что на заднем плане. На переднем там - жена новоприсланного капитана, которая рвется к какому-то неуказанному начальнику, чтобы узнать что-нибудь о своем муже. При штурме министерства ей становится плохо и скоро появляется еще один картонный персонаж - некий доктор-профессор, который гоняется за этой странной безымянной женщиной по улицам, убеждая ее вернуться в больницу и лечь на операцию, так как у нее слабое сердце, ей 42 года, у нее первая беременность и самой ей не родить.
О, так она беременная, - догадывается зритель.
Странная безымянная женщина почему-то доктора-профессора не слушается и убегает от него в такси.
О, так она дура, - догадывается зритель.
Потом становится ясно, чья она жена.
О, так это у них семейное, - догадывается зритель.
Забегая вперед, скажу, что ее таки поймали, когда ей опять стало плохо на улице, привезли в больницу и, несмотря на ее неоправданное хамство персоналу, все же прооперировали, успешно достав из нее младенца. Зачем все это было надо - категорически неясно. Собственно, это вся информация, сообщаемая зрителю о жене капитана, о профессоре и об остальных родственниках экипажа.
Новый капитан, присланный взамен старого, оказывается редкостным хамлом. Без всякой видимой причины он грубит команде, ломает и выкидывает за борт личные вещи людей, и вообще ведет себя так, как будто у него пмс ненавидит весь мир, хотя с чего бы? Видимо, нелогичное поведение и беспричинное хамство - это все-таки у них с женой семейное.
На прежнего капитана он ополчается так, словно тот ему денег должен, выгоняет его со всех собраний, отгавкивается на все предложения помочь, а ледокол, меж тем, застревает во льду окончательно и становится ясно, что начальство не торопится их спасать. Старый капитан пытается донести до нового (как водится, невнятно и обрывочно) информацию о том, что вся их экспедиция была изначально отправлена с опозданием, из-за бюрократов в министерстве, поэтому теперь начальство будет замалчивать их беду и спасать их никто не приплывет, а в минобороны у них никого нет.
Но все предложения по вызволению корабля изо льда новый капитан отметает с отвращением, объявляет дрейф, сокращает пайки и расход электричества, запрещает все развлечения и отвлечения, чем за несколько месяцев ледяного плена доводит толпу мужиков до состояния полного озверения. Ему пытается слабенько попенять на такое поведение его друг - корабельный врач, который стар и болен и мечтает умереть в море и в нем же быть похороненным, о чем с капитаном долго и с наслаждением беседует, и от чего изначальный предмет разговора - то есть мудацкое поведение капитана - как-то забывается.
Единственную наводку зрителям для разгадывания странного капитанского характера дает все тот же вертолетчик, который в процессе бунта почему-то решает спросить капитана, правда ли, что на его прежнем корабле замерзла насмерть дюжина полярников. Подробностей не сообщается. На вопрос капитан не отвечает.
То ли этот вопрос должен был объяснить резкость капитана в отношении корабельной дисциплины, то ли показать, что смерть в ледяной пустыне - суть суровая реальность - хз...
Мечта доктора, кстати, сбылась. Когда ошалевшие от тоски и невнятицы моряки поднимают бунт, заперев капитана в каюте и начинают взрывать лед бочками соляры, оба капитана и доктор пытаются их остановить, но не успевают и доктора убивает взрывом. Еще одна глупая нелепая смерть непонятного картонного персонажа.
Бочки не помогают, но тут сходит с ума вертолетчик и идет громить свой поломанный в начале фильма вертолет. От пинков по приборной панели тот внезапно заводится, символизируя в фильме, очевидно, чудеса обращения со всей советской техникой и электроникой, которая, как известно, начинала работать только после хорошего удара кулаком. Итак, вертолет починен, но капитана не радует и это. Он ждет спасательный корабль, который вроде как вот-вот приплывет уже, но все не едет и не едет, прям как доктор Айболит.
На спасательном корабле, кстати же, плывет и жена старого капитана, которая по неясной причине собирается с ним разводиться, но злой ГБ-шник берет ее на борт и заставляет плыть к мужу, чтобы убедить его взять на себя вину за неудачную экспедицию. Взамен обещает квартиру.
Жена, конечно, тут же передумывает разводиться и вообще. Злой ГБ-шник тоже картонный, все нормально.
На ледоколе еще зачем-то случается странный поход старого капитана на лед в целях узнать, не плывет ли за ними крейсер "Юрий Шостакович" айсберг. По пути капитан проваливается в снежную пещеру, где на него наползает большой и злой морской котик, долженствующий, судя по всему, доказать зрителю, что на Южном полюсе тоже водятся страшные звери, а не только пингвины и полярники. Хотя, может, это был тюлень, я в них, признаться, не сильна, а он не представился.
Убивать зверя добрый капитан не стал, отпугнул ракетницей. Оно и понятно - добрый же. Капитана потом спасли, все обошлось, а айсберг все-таки за ними плыл.
Поэтому, когда он их все же догнал, стало ясно, что надо его штурмовать, иначе будет все как в "Титанике", тока без бабы. Штурм предварили воздушной разведкой, молодой вертолетчик и злой капитан полетели осматриваться и, конечно, упали. В это время на материке как раз отловили жену капитана и повезли рожать.
Надо ли говорить, что сын капитана родился аккурат в тот момент, когда молодой вертолетчик вытащил тонущего командира из ледяной воды? От хэппи-эндов в этом фильме прямо слезы наворачиваются.
Капитаны, конечно, помирились, к старому капитану приплыла жена, новый капитан не выдал старого и про бунт ничего не рассказал, все благополучно приплыли в теплые страны и там кушали шашлык и арбуз прямо на палубе.
Ура-ура, всё.
Нет, правда, ВСЁ!
Даже не знаю, чего мы ждали, но этот фильм не тянет ни на психологический триллер, ни на фильм-катастрофу, и уж тем более - на шедевр.
Диалоги - невнятные и нелогичные. Главные герои ведут себя... скажем так - странно. Второстепенные персонажи практически отсутствуют как личности, одинокий вертолетчик не в счет.
По мне так лучший момент фильма - это драка в кают-компании, когда здоровенный мордатый кок бьет лбом в лицо кого-то из команды, рвущегося к еде на камбуз.
Ни одной маломальски-смешной шутки. Никого, кому хочется посочувствовать. Жалко только мужика, потерявшего голос от холодного купания в самом начале фильма. У него роль мало того, что второстепенная, так еще и безголосая.
Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, скажу, что снимать кино у нас умеют. Но почему-то упорно не хотят. Снимут, скажем, "Территорию", а потом как будто испугаются и давай клепать "Ледоколы"...
Смотреть или нет - решайте сами. На один вечер оно, может, и ничего. Пересматривать вы его, наверное, не захотите.
Я - не хочу.

дайте погундеть, искуссТВенное, кино, искусство в массы

Previous post Next post
Up