Раз-два, горе не беда.

Nov 07, 2015 15:38

Людмила Петрановская пишет о человеческом горе. О том, как и почему, по ее мнению, мы не умеем его "правильно" переживать.
Я выложила ссылку на статью у себя на стенке в "вк", и по камментам сразу поняла, что написана статья не настолько доходчиво, как показалось мне.
Ну, понятно, не у всех дом был забит психологической классикой от Фрейда до Спока плюс периодика. Мама получала второе высшее и работала в области профориентации, поэтому круг Айзенка, исполненный на ламинированном картоне, был мне ближе и понятней кубиков.
Да, вот так. Одной рукой читаем "Золотой ключик", другой "Ответы на письма читателей в рубрике "ваш трудный подросток".
К чему я это все:
Оставим в стороне политическую позицию автора и тему, побудившую написать эту статью.
О крушении самолета я говорить не хочу. О свечах, которые зажигают в память о погибших - тоже. Я хочу поговорить о переживании горя вообще.
По разным причинам (возможно, действительно, по историческим, а может, климат суровый нас закалил - не суть) мы не умеем принимать горе.
Мы сразу начинаем с ним "бороться". Мы себя ломаем.
М воспринимаем психику человека как механизм, который можно настроить вручную сообразно пожеланиям заказчика:
"У меня дети, я должен быть сдержанным, чтобы они не увидели как я плачу".
"Я не могу позволить моим коллегам увидеть мои слезы".
"Все думают, что я сильный человек и я не хочу терять эту репутацию".
"Я не имею права тратить время на страдания и расслабление, у меня много сложной работы, ее никто не сделает за меня".
И так далее, и тому подобное. Мы даем себе установки. Мы возмущаемся откровенным проявлениям страданий и горя у других.
Мы - как японцы, боимся потерять лицо. Стыд страшнее любого горя.
Но это не наша национальная особенность. Да и японцы от своей национальной особенности "сохранять лицо" мало хорошего приобрели. У них, между прочим, нынче один из самых высоких показателей по психическим расстройствам в мире. В мире, Карл!
Какие-нибудь арабские тетки, голосящие и рыдающие, никого не стесняясь, по любому поводу, куда здоровей психически, чем железная японка с каменным лицом на похоронах своего самурайски-погибшего супруга.
Да, бледное, спокойное лицо, на котором ни один мускул не дрогнет, выглядит куда приятнее, чем залитое слезами, опухшее и с перекошенным ртом. На такое лицо все смотрят с восхищением и шепотом говорят: "смотри, как он держится, как железо! Вот молодец!".
Но это железо, такое красивое снаружи, больно режет того, кто внутри. Того маленького ребенка, которому надо выплакаться и переболеть горем, чтобы успокоиться, и сесть смотреть мультики. А выплакаться нельзя. Неприлично. Немножко поплакать - и все! И хватит! Надо держаться! Надо жить! Надо смотреть вперед!
Все это, конечно, правильно, и жить, и смотреть, и вперед... Но зачем мы так торопимся? Куда мы боимся опоздать?
Нашей психике, чтобы сохранить гибкость и устойчивость, жизненно необходимо пройти несколько этапов переживания тех или иных событий. Последовательно и постепенно.
И если ее (психику) насильно заставлять эти этапы перескакивать или игнорировать, есть высокая вероятность, что проблема не будет проработана сознанием и вместо решения проблемы будет закрытие. А это равносильно тому, чтобы надеть носок на невылеченную рану на ноге.
Закрыть, чтобы не дай бог не увидели.
Как будто от этого рана скорее затянется. А она, с большой долей вероятности, загноится. И потом ногу придется оперировать.
А то и вовсе ампутировать. Аналогия понятна?
Справедливости ради, стоит отметить - обратная сторона медали ничуть не лучше.
Излишне бурная реакция на беду (назовем ее "голосящая арабка") - заставляет окружающих разбегаться в стороны. Кому охота все время находиться рядом с человеком, который истерит, рыдает, страдает, депрессирует, впадает в меланхолию (длинный список, много вариантов, сами продолжайте).
Но раздражать окружающих - не самое страшное.
"Голосящая арабка" - это очень увлекательно. ОЧЕНЬ! Можно так увлечься ролью страдальца, что вместо заживления рана будет расковыриваться самим страдающим снова и снова, вызывая новую боль и новые мучения. И вот человек уже не замечает, что его страдания вторичны, третичны, что он уже достал всех своим нытьем, что уже пережито и пережевано все на сотни раз.
Обе крайности опасны.
Первая - назовем ее "каменное лицо" мешает жить самому человеку, и в конечном итоге - его близким. Это скрытые под водой камни, о них спотыкаются, не понимая, зачастую, откуда там этот камень вообще взялся. Непережитое давнее горе не очевидно. Кому придет в голову связать нынешние проблемы не умеющего выражать свои чувства мужчины с тем, что много лет назад мальчику-подростку не дали спокойно пройти все стадии горя, не позволили оплакать, скажем, смерть любимой бабушки? Тогда, в детстве, он научился держать "каменное лицо" и теперь оно не дает ему спокойно и откровенно говорить с любимой женой и показывать детям как он их любит. Скажете - ерунда? Ха. У нас таких "травматиков" полстраны! И если б только мужчин!..
Вторая крайность - "голосящая арабка" - мешает по-началу близким людям, а в итоге съедает и самого человека. Тут всем все понятно, и что, и откуда, но попробуй-ка с этим что-нибудь сделать! Тебя же и сожрут за нечуткость: "я так переживаю, так страдаю, а ТЫ - нечуткая тварь!" И живет такой человек, не понимая, почему это вдруг от него стали разбегаться друзья, перестали звонить взрослые дети, муж норовит слинять куда-нибудь на дачу и подальше... А ведь близких можно понять: жить рядом с постоянным непрекращающимся страданием невозможно, тут не то что на дачу, в Новую Зеландию сбежишь!
Что с этим делать - я не знаю.
Но я видела и продолжаю наблюдать обе эти крайности, и не знаю даже, которая хуже. Обе хуже.
Я не знаю, чем, как и когда отзовется мне мое "каменное лицо". Но расплата будет обязательно.
Я не знаю, сколько еще проживет на свете женщина, от которой все давно стараются держаться подальше, потому что за свою жизнь она настолько искусно овладела искусством страдать, что искренне не понимает, откуда у нее все эти страшные болезни, почему ее муж такой нечуткий и жестокий, и почему ее родные дочери выросли такими чужими.
Я знаю только одно: болезнь определенная почти равняется болезни вылеченной.
Если только она не смертельная.
Такие дела.
Что скажете? Был у вас подобный опыт?
И есть ли у наших людей шанс научиться ловить эту золотую середину и получить, наконец, психически здоровое общество?
Или нам пора уже оркестр заказывать? Или хирурга с пилой?..
Как думаете?

болей за меня!, про зажизни, философия на каждый день, перепост

Previous post Next post
Up