Фильм, который стоит просмотра только из-за титров: нечеловечески мощные первые полминуты (тем не менее, меркнущие в сравнении с аналогичным началом документального 铁道) и финальные сколько-то там минут белых букв на чёрном экране. Собственно, на мой скромный взгляд, этих нескольких минут вполне достаточно (не говоря уж об элегантности такого решения относительно конечных почти трёх невыносимых часов), чтобы передать тот смысл, что я увидел заложенным Скорсезе в фильм: молчание бога вполне может быть выразительнее любых его слов. Стоило ли тратить двадцать или сколько там лет заняла подготовка к съёмкам с учётом отвлечения Скорсезе на множество других проектов, чтобы в финальной версии получить оскорбительное нечто с отвратительным Гарфилдом в "главной" роли? Короткий ответ, конечно же: нет. Длинный ответ: fuck, no издевательство [над зрителем] - хит сезона, так что пуркуа па.
[Беглый диагональный осмотр рецензий на Молчание показал, что люди смотрели другой фильм, кажется, видимо, на торренты для меня лично слили иную версию.] Вообще, если из фильма вырезать час-полтора, выкинуть Гарфилда (оставив вместо него хоть Драйвера, на которого я и думал, что он главную роль играет), перевести его на португальский и японский (того, что там есть, недостаточно), выкинуть ещё скорее Гарфилда убогого, блядь, оскорбляющего не только национальное, но и человеческое достоинство Иноуэ (не забыв вместе с ним забрать и идиотский титул "Инквизитора"), Лиама Нисона отправить обратно спасать дочку/бороться с волками/воспитывать Бэтмэна/ю нэйм ит, дать Цукамото играть, выкинуть (spring cleaning какой-то получается, но что ж) закадр ([неуместным] автоцитатам - бой!)... В общем, понятно, что список моих пожеланий к идеальной версии этого фильма достаточно пространный и совершенно бессмысленный, потому что главное в нём уже есть - цикады и море. Нет, даже так, пожалуй, - ЦИКАДЫ и МОРЕ, то самое оглушительное молчание бога, выразительнее тысяч его "собственных" слов и всех апостольских посланий. Вокруг этого достаточно прозрачного, но крайне эффектного мыслеприёма можно было наворотить уже что угодно, что, собственно, Скорсезе и сделал, - и это абсолютно неважно, пусть бы он нашёл актёров ещё отвратительнее, пусть бы сделал японцев ещё более убогими и/или незаметными, пусть бы добавил ещё полтора часа висения в яме/тайваньских пейзажей/скорбного ебала Нисона, окончательно загубить и испортить ту единственную (ок, почти единственную, есть и ещё хорошие) здравую идею, что возникла у него за двадцать лет, не получилось бы всё равно. И пусть это пафосно, пусть оскорбительно, пусть очередные душевные (и не только!) страдания [дэд] уайт мэйлз - не всё ли равно?
(Вишенкой на торте - это ещё и довольно точная экранизация, внимательная не только к основным сюжетным действиям, но и, что важнее, к не столько уж заметным деталям, пусть порой и засунутым в чуть другие места гаргантюанского хронометража.)