Раатская дорога. По местам сражений Зимней войны в Суомуссалми. Часть 2: Музей и памятники

Nov 20, 2020 18:42


Итак, теперь проедемся по Раатской дороге и посмотрим на ее музей и памятники.


1. Раатская дорога (Raatteentie), она же ныне дорога 9125, была объявлена музейной дорогой в 1982 году. Она до сих пор сохраняет изначальную трассировку и гравийное покрытие, да и зачем бы кому-то ее тут улучшать. 18 км - расстояние до шлагбаума в конце дороги; до собственно границы ближе к 20 км.


2. Современная музейная дорога - это, однако, лишь половина изначальной Раатской дороги. Западную половину таки со временем спрямили, заасфальтировали, и теперь она - часть Региональной дороги 912 Кухмо-Суомуссалми. Хотя на самом деле основные бои были именно на этой западной половине.

Без машины эти места исследовать сложно. Лишь один автобус в день ходит по школьным дням (то есть по будням вне летних и других школьных каникул) по этой дороге между Суомуссалми и Кухмо, останавливаясь у развилки на музейную дорогу. До Кухмо (Kuhmo) и Суомуссалми есть более-менее регулярное автобусное сообщение от областного центра, города Каяани (Kajaani), а до него в свою очередь можно добраться поездом.


3. Самый большой памятник с большим отрывом располагается тут в самом начале музейной дороги. Он называется попросту мемориалом Зимней войны (Talvisodan monumentti) - он посвящен всей войне, а не только сражению на Раатской дороге. Он построен в 2003 году и занимает площадь около трех гектар. Иногда утверждается, что каждый из 17 тыс. валунов памятника соответствует одному убитому в войну солдату. На самом деле потери в войну были еще намного больше; погибло около 26 тыс. на финской и 127 тыс. на советской стороне (некоторые российские историки утверждают, что эти оценки неверны, но пока что я не видел никаких убедительных аргументов за это). Так что валуны просто для примерного масштаба.


4.


5. А вот каждый из 105 колокольчиков памятника в центре, «Открытые объятья» (Avara syli), и впрямь символизирует один день Зимней войны.


6. И совсем рядом находится музей Зимней войны, «Раатские ворота» (Raatteen Portti), украшенный имитацией дыр от снарядов. В отличие от большинства финских музеев, этот музей работает на чисто коммерческой основе и, к примеру, не принимает Музейные карты (дающие свободный проход в почти все музеи Финляндии за 69€ в год - по крайней мере лично для меня очень выгодная штука), но посетить, конечно, все равно стоит. Музей открыт с мая по октябрь, взрослый билет стоит обычные 10€. Сайт музея: https://www.raatteenportti.fi/en/


7. Рядом с музеем демонстрируется кое-какая в основном уничтоженная техника.


8.


9.


10. Танк есть и в восстановленном состоянии. Оба танка - Т-26, вроде бы.


11. Знаки у хорошо сохранившегося Опеля Кадет 1938 года показывают на «столовую», каменное поле (мемориал), границу, «тропу к линии фронта», а в 450 км - на Коллаа. Сражение при Коллаа (Kollaa) - еще одно знаменитое сражение Зимней войны; оно происходило в Ладожской Карелии, в Суоярви, на утраченных территориях. Битва продолжалась почти всю войну до самого последнего дня, но советские войска за три месяца так и не сумели сломать финскую оборону и перейти реку Коллаанйоки. Именно под Коллаа сражался Симо Хяюхя (Simo Häyhä, 1905-2002), финский снайпер-«Белая смерть», в последние десятилетия вновь ставший знаменитым благодаря Интернету; на самом деле его достижения были явно преувеличены финской пропагандой (хотя и по консервативным оценкам все равно впечатляют), и в самой Финляндии он относительно малоизвестная фигура, во всяком случае, никто с ним, как с каким-то великим героем, не носится. А вот поговорка Kollaa kestää - «Коллаа выстоит» - родилась в этом сражении, вошла в широкий оборот и известна и по сей день.


12. Ну, зайдем внутрь.


13.


14. Жизнь в Суомуссалми в военные годы.


15.


16. Вещи советских солдат.


17. Финские солдаты.


18. Советские солдаты.


19. Те же, в землянке.


20. Финские «лотты».


21. Диорама итогов сражения на Раатской дороге.


22. Более крупным планом.


23. Иллюстрация сравнительного размера финской и советской армии, вверху - к началу войны (различные рода войск), внизу - к концу (кол-во дивизий). Слева пластинка с известной песней «Принимай нас, Суоми-красавица», где поется, как благодарный народ прекрасной северной страны, угнетенный ее правителями, радостно встречает победоносную Красную армию, принесшую им свободу. Конечно, такая пропаганда настолько не вязалась с реальностью, что звучит совершенно абсурдно - хотя для военной пропаганды это обычное явление, конечно, вспомнить те же финские листовки для советских солдат. Но эта песня все ж таки на русском, предназначенная для внутреннего потребления. Любопытно еще, что в песне поется про «солнышко осени», хотя война-то была, собственно, Зимней. Заранее написали.


24. Региональная газета, «Кайнуун-Саномат» (Kainuun Sanomat, фин. Известия Кайнуу). Справа, 2.12.1939: «Заклятый враг напал на нашу страну»; также ежедневный приказ № 1, о назначении маршала Маннергейма главнокомандующим. Слева, 2.1.1940: «Под Суомуссалми наши войска одержали блестящую победу» - это о советской 163-й дивизии, изгнанной наконец-то из сожженного Суомуссалми.


25. Справа, 11.1.1940: «Рюсся прогнаны обратно за границу под Раате»; «рюсся» (ryssä) - как известно, уничижительное финское слово для русских. Слева, 14.3.1940: «Между Финляндией и Россией заключен мир».


26. Ежедневный приказ маршала Маннергейма об окончании войны. Я уже читал его раньше и даже перевел на русский - красивый уж очень документ. Трудно читать его, не прослезившись немного там, где он долго и горячо благодарит различные рода войск. Но в то же время это, несомненно, тоже продукт военной пропаганды; в нем завышаются советские потери, а жертвы мирного населения представляются более страшными, чем они были (СССР бомбил города по всей Финляндии, и в этих бомбардировках погибло около тысячи мирных жителей, но все же это цифры совершенно другого порядка, чем, например, в бомбардировках Дрездена или Токио союзниками). Маннергейм далее объясняет причины поражения в войне, возлагая существенную долю вины на западные страны (хотя и не называя никого поименно), которые предоставили слишком мало помощи и/или не пропустили через свою территорию помощь от других стран. В целом это справедливо; Финляндия надеялась на помощь Запада, но получила ее слишком мало и слишком поздно. Заканчивает Маннергейм мрачными словами, в которых уже можно разглядеть намек на дальнейшие события: Финляндия была щитом для западной цивилизации, но теперь ее долг Западу уплачен сполна.


27. И дальше в музее можно посмотреть экспозицию о Войне-Продолжении 1941-1944. Впрочем, в эту войну Суомуссалми большой роли не играл - бои были по другую сторону границы, в советской Карелии, где финские войска продвинулись почти до Ухты/Калевалы, но взять ее так и не смогли.


28.


29. Теперь посмотрим, что же интересного есть к востоку от музея, в сторону границы по музейной дороге. Сразу рядом с музеем начинаются кое-какие природные/исторические тропы, которые я особо не исследовал. На объявлении слева написано: «Ставка Главнокомандующего извещает: возьмите с собой пончики и кофе из столовой…»


30. Памятник карельским добровольцем в «Племенных войнах» (Heimosodat) 1918-1922, в которых отряды финских добровольцев совершили ряд походов на советскую Карелию, пытаясь вдохновить карелов на мятеж против советской власти и присоединение к Финляндии. Эти походы в конечном итоге успеха не имели, хотя кое-какие карелы действительно в итоге бежали в Финляндию. Будучи несомненным актом агрессии со стороны Финляндии, эти стычки, несмотря на свой довольно-таки местечковый характер, не очень-то способствовали строительству мирных советско-финских отношений, а в наши дни в России их с удовольствием именуют «Первой» и «Второй» советско-финскими войнами (дескать, Зимняя-то уже «Третья», а в первых двух финны нападали, так что вроде бы как получается не агрессия, а восстановление справедливости). На памятнике написано: «Памяти братских воинов Беломорской Карелии. Слава тем добровольцам, что по своим убеждениям храбро пошли за флагом свободы. Раатская дорога была важным путем для братских воинов и беженцев из Беломорской Карелии».


31. Примерно в километре к востоку от музея и большого мемориала у Раатской дороги находится российский памятник. Он установлен в 1994 году. На нем написано: «Сынам Отечества - скорбящая Россия».


32. Прямо за памятником - болото самого обыкновенного вида и табличка: «Братская могила 79 солдат советской армии». Это единственная обозначенная братская могила под Суомуссалми, насколько я знаю. Наверняка есть и другие, может, даже прямо в селе Суомуссалми.


33. На 8 км дороги, у хутора Харьюла - довольно незамысловатый памятник: «Этот памятник воздвигнут, чтобы почтить память доблестных битв на Раатской дороге в 1939-1940». Вероятно, это один из самых старых памятников в этих местах.


34. А дальше перед нами река Пурасйоки и ее укрепления, частично восстановленные.


35. Западный берег реки укреплен, чтобы ее не могли пересечь танки. Саму-то речушку, по-моему, можно даже летом и вброд перейти.


36. Траншеи.


37. Бункер. Они не восстановлены, или, может, есть один восстановленный, не помню точно.


38.


39. Восстановленная часть траншеи кончается.


40. Так выглядят траншеи, которых 80 лет никто не касался.


41. А дорога идет дальше к границе.


42. И заканчивается тут в 18 км от музея, о чем нам даже на всякий случай намекает табличка «конец дороги».


43. Это - бывшая Раатская пограничная застава. Она была закрыта в 1980-х годах. В здании сейчас действет летнее кафе. На вышку можно залезть, но за это берут чуть ли не 10 евро, так что я решил, ну нафиг. (Почти уверен, что сверху, кроме бесконечных лесов во все стороны, больше все равно ничего не видно.)


44. Второе, более старое здание заставы отреставрировано до облика 1939 года, и летом в нем работает маленький музей пограничной охраны. Он бесплатен для посещения, но я, к сожалению, буквально на пару дней уже не попал в его период работы.


45. «Лес мира». Понятия не имею, про что это. Это кто, президент Кекконен?


46. Подробная карта всех мест сражений под Суомуссалми на парковке музея/кафе.


47. Пеший маршрут Восточной границы (Itärajan retkeilyreitti) проходит через заставу Раате. Это тропа для больших походов, общей длиной около 160 км. Она проходит в основном через глухие леса Суомуссалми невдалеке от российской границы (конечно, она проложена так, чтобы не заходить в небольшую пограничную запретную зону). Тропа начинается от муниципальной границы Суомуссалми и Кухмо невдалеке от погранперехода Вартиус (Vartius), либо чуть дальше, от собственно погранперехода; и заканчивается в национальном парке Хосса (Hossa) на муниципальной границе Суомуссалми и Куусамо. Это весьма малоизвестная и редкопосещаемая тропа, но все же она одна из довольно немногих больших троп, за которыми ухаживает государственное Лесное управление (Metsähallitus). Впрочем, в 2019 они объявили, что тропа больше не будет обслуживаться по крайней мере «в нынешнем виде». Ну, тут уже даже знаки вон явно далеко не молоды :) Описание маршрута доступно только на финском на официальном сайте Luontoon.fi и на сайте энтузиастов.


48. Табличка слева говорит нам, что ворота тут тоже с довоенных времен оригинальные. Знак справа и шлагбаум создают впечатление, что за шлагбаумом уже начинается пограничная зона. На самом деле, если посмотреть на карту, это не так; запретная зона начинается примерно в 500 м дальше за шлагбаумом по полузаброшенному участку дороги, и дальше еще в 850 м через запретную зону будет линия границы.

Дорога физически так и продолжается сейчас на российской стороне до Вокнаволока, хотя совершенно не ясно, насколько она проезжа, какая на российской стороне ситуация с погранзоной, и полностью ли заброшена пара крошечных деревушек вдоль дороги между границей и Вокнаволоком. Деревня Вокнаволок во всяком случае вполне себе обитаема (и даже население в ней до сих пор почти целиком карельское, а не русское), и в нее сейчас ведет гравийная дорога от города Костомукша, плохая, но вполне проезжая.


49. В любом случае дальше на восток мы попасть не можем, так что посмотрим теперь на несколько памятников на западной половине бывшей Раатской дороги, той, что теперь заасфальтирована. Это памятник погибшим украинцам - как я уже упоминал, советская 44-я дивизия была украинской. Он находится у хутора Хаукила (Haukila), как раз там, где была самая тяжелая часть боев на Раатской дороге. Памятник установлен в 2009 году.

Как российский, так и украинский памятники поставлены Россией и Украиной соответственно, и сделаны скульпторами этих стран. СССР, по всей видимости, не проявлял никакого интереса к установке памятников Зимней войны в Финляндии (да и на своей территории тоже, если уж на то пошло), так что оба этих памятника достаточно молодые, установленные уже после падения СССР.


50. «Статуя пламени» (Liekkipatsas) на перекрестке современных дорог на Кухмо и Юнтусранту недалеко от Суомуссалми - главный памятник сражению под Суомуссалми. Автор этого памятника - не кто иной, как сам великий Алвар Аалто (Alvar Aalto, 1898-1976), один из самых знаменитых финских архитекторов. Он построен в 1959 году. Я, честно говоря, так и не понял, что означает его форма. Но памятник большой, 9 м в высоту.


51. «Многие храбрые солдаты пролили кровь своего сердца за великие победы при Суомуссалми. Они показали своему народу дорогу славы, которая была тяжкой, но единственной возможной.» - полковник Сийласвуо, командовавший финскими войсками под Суомуссалми.


52. Еще рядом с памятником есть карта.


53. А этот маленький памятник за мостом через залив Хаукиперя легко пропустить, но он весьма важен: «Здесь во время Зимней войны 9.12.1939 закончилось наступление противника». Плацдарм у Хаукиперя, быстро утраченный, был точкой, где СССР продвинулся глубже всего где-либо внутри современных, послевоенных границ Финляндии.


54. Село Суомуссалми после войны отстроили заново, но оно быстро утратило значение. Современный муниципальный центр переместился на другую сторону озера Киантаярви, в поселок Эммянсаари (Ämmänsaari). В Эммянсаари есть тупиковая ж/д ветка (пассажирского движения нет с 1982, зато для погрузки леса используется весьма активно; весь этот регион - важный источник леса для Финляндии), и современная Национальная трасса 5 тоже проложена по-новой через Эммянсаари вместо тех проливов, где были когда-то паромные переправы. В наши дни Эммянсаари зовется попросту Суомуссалми, а старый Суомуссалми - церковным селом Суомуссалми (Suomussalmen kirkonkylä). Современное население нового Суомуссалми-Эммянсаари - около 4100, старого Суомуссалми-церковного села - около 900.

Церковь Суомуссалми на фото была отстроена заново в церковном селе в 1950. Справа виден кусочек воинского кладбища. Больше в этом селе смотреть особенно нечего, да и Эммянсаари - не самое увлекательное место. Хотя может, я еще напишу отдельно как-нибудь про Эммянсаари и остальные (не относящиеся к войне) достопримечательности Суомуссалми. Это, например, национальный парк Хосса и карельские деревни Куйваярви и Хиетаярви - единственные деревни беломорских карел по эту сторону российско-финской границы, где карелы живут и по сей день. К сожалению, эти деревни тоже были сожжены финскими войсками в Зимнюю войну, так что карельских домов характерного облика там сейчас всего несколько, да и те - построенные после войны копии. Разрушение этих деревень - наверное, самая большая культурная утрата сражений под Суомуссалми.


55. Но что есть, то есть. А озеро Киантаярви катит воды и не ведает о трагедиях, которые разворачивались на его берегах более 80 лет назад.

Кайнуу, музеи, Финляндия

Previous post Next post
Up