Центр Ваасы. Часть 1.2

Feb 17, 2020 08:27


Начало в предыдущем посте




38. Следующее здание на запад, тоже между бульварами - главная городская церковь. Как обычно в Финляндии, церковь обычно зовут просто по ее расположению, Ваасанской церковью (Vaasan kirkko), но есть у нее и другое название, Церковь Святой Троицы (Pyhän Kolminaisuuden kirkko). Она построенна в 1869 году в английском неоготическим стиле и принадлежит к группе самых старых зданий современной Ваасы, спроектированных лично тем же архитектором, который разработал новый генеральный план после пожара - Карлом Акселем Сеттербергом (Carl Axel Setterberg). Церковь по меркам финских церквей не самая примечательная, но мне нравятся эти четыре шпиля на квадратной верхушке колокольни - у меня почему-то ассоциируется с башней Саурона, Барад-Дуром, из экранизаций «Властелина колец» - особенно потому, что это одно из самых высоких зданий города, и хорошо выделяется, если смотреть на город со стороны моря, с Васкилуото. Внутри я, правда, никогда не был - случая не было, а просто так по церквям гулять я стесняюсь. Это, конечно, не единственная церковь города, есть еще ряд небольших районных.




39. Ваасанская церковь зимой.




40. Через дорогу от церкви находится Ваасанская Церковная аптека (Vaasan Kirkkoapteekki) в симпатичном особнячке. Аптека существет с 1903 года, но сначала работала в Палосаари; нынешнее расположение (и название) появилось в 1940 году. Это одна из трех аптек в центре Ваасы, и они чередуют между собой дежурство: каждую неделю одна из аптек работает дольше остальных двух (до 22:00 ежедневно, в том числе в субботу и воскресенье).




41. От церкви бульвар Кирккопуйстикко (Kirkkopuistikko, фин. Церковный бульвар), еще один из ваасанских бульваров, уходит в сторону Палосаари. В начале бульвара стоит статуя Закариуса Топелиуса (Zachris Topelius, 1818-1898), самого известного финского сказочника. Сказки у него, правда, по нынешним временам очень морализаторские и религиозные, и их читать не то чтобы очень интересно, если, конечно, вам не кажется особо увлекательным сюжет «маленький Рафаэль умер и так и не увидел свою следующую весну, и его родители и братья и сестры очень горевали, но потом они поняли, что он сейчас в раю с другими маленькими ангелочками, где вечная весна, и перестали так горевать». Топелиус, как и другие ранние финские писатели, на самом деле писал на шведском (и сам был шведоязычным финном). Он родился в городе Нюкарлебю, в 75 км севернее Ваасы, и с самой Ваасой особо важных связей не имел, но все же первый памятник ему открылся именно тут, в 1915 году.

Памятнику Топелиуса в Ваасе досталась честь быть тем городским памятником, который иногда наряжают по различным поводам; на студенческие гуляния на канун Ваппу (ночь 30.4-1.5) ему нахлобучивают (огромную) фуражку выпускника, а на фото у него шарф Vaasan Sport, весьма неизобретательно названного местного хоккейного клуба. Успехи Vaasan Sport в целом довольно скромные, тем не менее, в 2010-х он сумел вернуться в финский высший хоккейный дивизион, Лиига.




42. Кирккопуйстикко продолжается от церкви и на юг. На углу с Ваасанпуйстикко находится Административный дом (Hallintotalo). Это другое здание Сеттерберга, построенное в 1862 года для некоего Хермана Линдебека (Herman Lindebäck), аптекаря. Здание принадлежит городу с 1911 году и именно здесь, а не в ратуше, сейчас находится кабинет мэра и заседает городской совет.

Более заметное издали сооружение видно на заднем плане: водонапорная башня 1915 года постройки, высотой 49 м и вмещающая 525 куб. м воды. Водонапорные башни зачастную очень заметны в финских городах, но обычно это более современные бетонные сооружения характерного облика, похожие на приземлившиеся НЛО. В Ваасе же старая водонапорная башня не только сохраняется, но и до сих пор используется по прямому назначению - самая старая действующая водонапорная башня в стране. Хотя, конечно, водопроводная сеть со времен постройки башни сильно поменялась, и на водопроводной станции сейчас есть баки гораздо больше этого и насосы, башня все еще используется для выравнивания давления в водопроводной сети. К сожалению, смотровая площадка наверху закрыта в 2009 году по каким-то соображениям безопасности. Внутренняя часть башни (та, что не занята баком с водой, конечно) до сих пор используется для тренировки скалолазов.




43. Здание напротив Церковной аптеки уже намного новее, дом Банка Финляндии (Suomen Pankin talo) 1952 года, построенный Й. С. Сиреном (J. S. Sirén), тем же архитектором, который спроектировал здание Парламента в Хельсинки. Это же здание более известно не Банком Финляндии, а кинотеатром «Ритц» (Ritz), который действует в нем со времен постройки. Сейчас, правда, это скорее артхаусное место; единственный «обычный» кинотеатр города сейчас - BioRex Vaasa. Еще в здании размещается небольшой, но любопытный Музей ветеранов (Veteraanimuseo).




44. На доме Банка Финляндии есть пара барельефов с характерного облика суровыми финнами.




45. В оставшейся паре кварталов до набережной примечательных зданий мало, в основном обычные немолодые жилые многоэтажки.




46. И так до самой Рантакату (Rantakatu, фин. Набережная улица). Здание слева уже выходит балконами на море, хотя, чтобы увидеть его из-за парка, нужно жить на достаточно высоком этаже.




47. Ваасанпуйстикко кончается знаком Голубой дороги (Sininen tie, по-шведски Blå vägen). Это самый старый официальный автомобильный туристический маршрут Финляндии и Скандинавии, и, насколько я знаю, до сих пор всего один из пары международных; он идет из Му-и-Раны в Норвегии через горы в Умео в Швеции, далее через Кваркенский пролив в Ваасу, по Финляндии через Куопио и Йоэнсуу, и дальше даже в российскую Карелию - на Сортавалу, Петрозаводск и Пудож. Как и все подобные маршруты, правда, на самом деле в нем ничего сильно особенного нет - кое-какие достопримечательности, конечно, есть, но кое-какие достопримечательности есть везде, а сама дорога не то чтобы какая-то исключительно живописная. Тем не менее, маршрут такой существует и по Финляндии даже обозначен знаками Sininen tie. Этот особый памятный знак в Ваасе находится на западном конце финского участка Голубой дороги, хотя довольно забавно, что на нем изображены горы и северный олень - как раз ни того, ни другого по ее маршруту в Финляндии не увидишь точно. Правда, если ехать в другую сторону, знак можно считать напоминанием, что скоро погрузишься на паром до Умео, а от него, поехав дальше, вскоре встретишь-таки и оленей, и горы.




48. А Ваасанпуйстикко действительно продолжается по дамбе через небольшой морской пролив на остров Васкилуото в морской порт. У дамбы этой официальное название улицы тоже Сининен-тие (Sininen tie). Земля на горизонте невдалеке - Васкилуото, а трубы принадлежат Васкилуотской ТЭЦ. Васкилуото мы еще обязательно посетим в другом посте.




49. Ховиойкеуденпустикко в свою очередь упирается в ховиойкеус - Ваасанский Апелляционный, или Надворный суд (Vaasan hovioikeus). Обычные суды в Финляндии имеют три ступени иерархии: 20 окружных судов (käräjäoikeus, букв. вечевой суд), 5 апелляционных судов, и Верховный суд (Korkein oikeus). Ваасанский Надворный суд стал вторым надворным судом Финляндии, основанным по указу короля Густава III в 1776 году (первый суд появился в Турку в 1623, а следующий - в Выборге в 1839, уже при России). Суд на протяжении веков был одним из главных учреждений Ваасы; хотя пожар 1852 года пощадил его здание в Старой Ваасе, суд все же перенесли на нынешнее место в еще одно здание Сеттерберга в 1862 году. Юрисдикция этого суда распространяется на Прибрежную, Южную и Центральную Остроботнии, а также на области Сатакунта и Центральная Финляндия.




50. Полоса парка между судом и набережной называется Ховиска (Hoviska), потому что ховиойкеус.




51. Набережная у Ховиски выходит на маленький спокойный треугольный залив, ограниченный двумя дамбами - с автодорогой и с железной дорогой на Васкилуото. Ховиска и ее набережная - традиционное место студенческих гуляний в канун Ваппу.




52. Как я уже говорил, на Ваппу фуражку выпускника одевают на статую Топелиуса. Разноцветные штаны комбинезонов с различными нашивками - парадная одежда финских студентов.




53. Набережная Ховиски в менее приятную погоду.




54. Железнодорожная дамба зимой. Участок железной дороги Вааса-Васкилуото, длиной всего в несколько километров, огибает центр города с севера, проходит по набережной и далее по дамбе уходит на остров Васкилуото. Изначально железная дорога, конечно, построена для связи с морским портом, но сейчас грузовой порт и прочая васкилуотская промышленность не пользуются железной дорогой почти никогда. Чаще можно увидеть груженые лесом поезда, которые идут из Васкилуото, что у меня в первый раз вызвало изрядное недоумение. На самом деле на станции Васкилуото действует пункт погрузки леса, так что через Васкилуото местный остроботнийский лес просто вывозится в остальную Финляндию. Но и такие поезда ходят редко; за полтора года, ездя в центр Ваасы на работу и пересекая железную дорогу каждый день, я встречал поезда из Васкилуото всего дважды, а зимой рельсы часто лежат под снегом неделю и больше. Как ни странно, этот участок железной дороги при всем том прошел капитальный ремонт в 2016 году.




55. Памятник егерю в Ховиске. Как упоминалось выше, Вааса - город, через который егери в 1918 году вернулись в Финляндию, отсюда и памятник.




56. Рядом с Ховиской располагается Внутренняя гавань (Sisäsatama), в которую могут заходить небольшие суда (осадкой до 3.8 м). Старое здание таможенного склада 1879 года во Внутренней гавани с 2007 года используется Музеем современного искусства Кунтси (Kuntsin modernin taiteen museo). Музей называется в честь коллекционера искусства Симо Кунтси (Simo Kuntsi, 1913-1984), чья коллекция и стала основой экспозиции музея. Я, имея довольно ограниченный интерес к искусству, в особенности к современному, здесь тоже так и не побывал.

Железная дорога на фото - конечно, та же самая линия на Васкилуото. Много десятилетий назад на ней было пассажирское движение, и тут у Внутренней гавани была одна из платформ. Существуют некоторые очень теоретические планы запустить городскую электричку (трассировка существующей железной дороги будет подходить для этого довольно неплохо), но не ранее 2030-х в любом случае. Сейчас в Ваасе, как и почти везде в Финляндии, пассажирское ж/д движение ограничивается поездами дальнего следования.




57. Причал Внутренней гавани, недавно отремонтированный.




58. Тот же причал зимой. ЛЭП через пролив, идущая от Васкилуотской ТЭЦ, - характерная деталь городского пейзажа, и, чтобы было покрасивее, опоры для нее поставили с нестандартным дизайном и окрашенные в синий.




59. Из старых/внутренних гаваней традиционно отправляются какие-нибудь туристические теплоходики с круизами по местным озерам или морским акваториям. В Ваасе такой теплоходик один, «Тийра» (Tiira, фин. «Крачка», на фото справа). С Юханнуса (праздника летнего солнцестояния) до середины августа «Тийра» ходит отсюда через Ваасанский архипелаг на остров Куусисаари, он же Граншер (Kuusisaari, Granskär, фин. и шв. Еловый остров), в ресторан «Яннен-Салууна» (Jannen Saluuna).




60. Рыбная ярмарка во Внутренней гавани, хотя, честно говоря, она походила скорее просто на обычную ярмарку - про рыбу тут мало что было. Самая значимая ботническая промысловая рыба с огромным перевесом - обыкновенная сельдь. Годовые квоты на ловлю морской рыбы, однако, сейчас устанавливает ЕС, и они сейчас довольно малы, так что на практике всю квоту выбирают уже к началу лета. Финская квота на вылов сельди во всех частях Ботнического залива в 2019 году составляла 72,724 т.




61. Облепиховые варенья, однако, обязательный элемент - облепиха же традиционная ботническая ягода.




62. Да и без оркестра тоже никуда!




63. «Стрампен» (Strampen), один из самых известных ресторанов Ваасы. Я даже бывал тут разок! На рабочем корпоративе, но все ж.




64. Дальше на север располагается бывшая мельница. Компания «Ваасанская паровая мельница» (Vaasan Höyrymylly Oy) была одним из важнейших предприятий Ваасы 19 века. Она была основана Августом Александром Левоном (August Alexander Levón), выходцем из фермерской семьи, который выучился на аптекаря, но разрешения открыть новую аптеку в Ваасе ему не дали. Так что решил Левон заняться чем-то совершенно другим, купил участок рядом со Старой Ваасой, назвал его Алкула, и в 1849 году открыл там первую паровую мельницу Финляндии! Мельница была не очень большая, но помогла Левону разбогатеть, и, наряду с упоминавшимся выше Куртеном, он открыл еще ряд местных предприятий и был акционером в других. Левон умер в 1875 году, а в 1876 мельницу перенесли на окраину новой отстроенной после пожара Ваасы, где она получила собственную пристань. Со временем там выросла знакомая по сей день группа промышленных зданий. Мельница работала в Ваасе до 1992 года; хотя Vaasan - до сих пор известнейший и популярный брэнд финского хлеба и выпечки, больше производства в Ваасе у них нет, хотя есть в ряде других финских городов. Здания мельницы сейчас используются ваасанским филиалом Або-Академи (Åbo Akademi), единственного полноценного шведоязычного университета Финляндии, базирующегося в Турку. Серый бетонный элеватор, построенный в 1950-х годах, планировалось перестроить в студенческое жилье, но оказалось, что он в слишком плохом состоянии; в городе по этому поводу было и есть много споров, но, скорее всего, его вскоре наконец снесут.




65. А теперь на юг от Ваасанпуйстикко/Сининен-тие. Рыбная набережная (Kalaranta) находится через дорогу от Ховиски. Здесь действительно традионно разгружались от улова рыбацкие суда, да вроде как и разгружаются по сей день, правда, я этого никогда не видел сам. Сейчас рядом также находится пристань для хранения частных судов.

Судно на фото - «Фарос» (Faros), единственный плавучий ресторан в Ваасе и другой известнейший ресторан города, наряду со «Стрампеном». У «Фароса» на самом деле есть долгая история службы в качестве плавучего маяка. Плавучие маяки использовались в Финляндии более ста лет (с 1868 по 1975), и в основном ставились на якорь в местах, где было слишком сложно построить обычный маяк (в основном у мелей, едва выступавших из воды). Хорошо известный пример - «Реландерсгрунд» (Relandersgrund), который можно увидеть в Хельсинки у Катайянокки.

Самый старый плавучий маяк Финляндии на самом деле использовался именно на Кваркене, с 1868 года, под названием «Снипан» (Snipan) в честь места, куда он был отправлен - коварной мели далеко в открытом море. Его заменил «Кваркен» (Qvarken), со временем также переименованный в «Снипан», а когда «Кваркен-Снипан» затонул в шторм в 1944 году, его сменил «Хельсингкаллан» (Helsingkallan). Лишь в 1960 году в этом месте был построен обычный маяк под названием Утгрюннан (Utgrynnan). Служили плавучие маяки и в других местах лабиринтов кваркенских шхер, но «Фарос» на самом деле был не из их числа. Его изначальное название - «Эрансгрунд» (Äransgrund); он был построен на верфях Турку в 1892 году и работал рядом с Хельсинки. У «Эрансгрунда» был стальной корпус, но для передвижения он имел лишь паруса; для работы, собственно, маяком на обе мачты вешались масляные светильники (поэтому на нем и нет отдельной небольшой маячной башни, которую можно увидеть на большинстве плавучих маяков). Конструкция вскоре показала себя неадекватной для ледовых условий Балтики, и в 1901 году маяк был заменен другим, оборудованным паровой машиной «Эрансгрундом»; старый остался в качестве резервного. К 1930 году он также был оборудован двигателем и начал работать на мели Каллбодагрунд близ Порвоо. В 1956 году переоборудован в грузовое судно под названием «Атле» (Atle). Получил свое нынешнее название и начал работать плавучим рестораном на вечной пристани в Ваасе в 1989 году.

Желтое одноэтажное здание на набережной - Рыбный зал (Kalahalli). Туда рыбу и выгружали с рыбацких судов, а также там работал ресторанчик-другой. Это фото мая 2017 года, а в 2018 году Рыбный зал был снесен за ветхостью. С тех пор вместо него построили другое здание, Дом Рыболовства (Kalastuksen talo), побольше и посимпатичнее, но тоже деревянное и использующееся для тех же целей, что и старый Рыбный зал.

Красивое желтое здание на заднем планее - так называемый Береговой дворец (Rantalinna). Он построен в 1912 году, и много десятилетий в нем размещалось Геодезическое бюро Ваасанской губернии (Vaasan läänin maanmittauskonttori). Ваасанская губерния (Vaasan lääni) существовала в 1776-1997 годах как административная единица, в которую изначально входили Прибрежная Остроботния, Южная Остроботния и Центральная Финляндия; последняя в 1960 году отделилась и стала отдельной губернией. Губернии-ляни (lääni) в 1997 году были реформированы в намного более крупные единицы, а в 2009 году были ликвидировааны вовсе. Современная Финляндия разделена на 19 областей-маакунт (maakunta), но они не являются административными единицами и не представляют собой отдельного уровня власти; существуют различные учреждения и деления регионального уровня (например, те же суды или избирательные округи), но они все делят страну между собой по-разному.

Что же до Берегового дворца, в 1982-2004 годах здесь размещался Водный Высокий суд (Vesiylioikeus) - верховный суд страны специально для вопросов, связанных с водопользованием и окружающей средой. С тех пор Водный Высокий суд был объединен с Ваасанским административным судом (Vaasan hallinto-oikeus). Административные суды - особая ветвь судов Финляндии, предназначенные специально для тяжб с государством, муниципалитами и иными публичными учреждениями. Однако Ваасанский административный суд до сих пор решает водные вопросы для всей страны. С 2004 года здание Берегового дворца сдается частным компаниям.




66. Катание на санках в парке Рыбной набережной.




67. Лодочная пристань у Рыбной набережной.




68. Ваасанская тюрьма (Vaasan vankila). Да, Вааса настолько прекрасна, что в ней даже тюрьма с видом на море! Это здание в форме креста, не слишком огромное, рассчитанное всего на 64 заключенных. Всего в Финляндии сейчас 16 тюрем, не считая «открытые тюрьмы», где под замком вообще никого не держат (колонии-поселения, по-нашему). Тюрьма построена в 1863 году и, таким образом, является еще одним из старейших зданий современного центра Ваасы, хотя спроектировал ее и не Сеттерберг. В свое время в этой тюрьме содержалось множество пууккоюнккари (puukkojunkkari). Когда-то в 19 веке пууккоюнккари были целым феноменом - банды вооруженных ножами (пуукко) головорезов из гордой Южной Остроботнии, которые любили драться, не уважали власти, и занимались в основном мелким криминалом, хотя и не без того, чтобы зарезать иногда кого-нибудь по пьяни. В общем, по-русски говоря, гопники. Хотя таких банд уже давным-давно больше не существует, они так и остались стойким стереотипом Южной Остроботнии.




69. Тюрьма вблизи.




70. Ряятялинсаари (Räätälinsaari, фин. Портновский остров) - единственный остров, примыкающий к центру города (не считая Хиетасаари у Васкилуотской дамбы). Сейчас на маленьком острове особо ничего и нет, но на протяжении большей части ваасанской истории тут была различная мелкая промышленность, из которой можно выделить фабрику лодочных моторов братьев Тамми в 1950-70-х. Вааса вообще была известна своими лодочными моторами, и в 20 веке в разные времена тут работали десятки мастерских, выпускающих такие моторы. Некоторые из них стали довольно известными, такие, как «Викстрём» (Wickström) и «Олимпия» (Olympia). До наших дней, однако, ни одна из этих мастерских и фабрик не дожила; нынешняя «Вяртсиля», конечно, не в счет - она производит судовые моторы на порядки больших размеров.

На сегодня это все; продолжим с исследованием центра Ваасы в следующей части.

города, Остроботния, Финляндия, Вааса

Previous post Next post
Up