UPD: Важное дополнение на 06/03/2012 - о том, как сегодня меня вызвали в ТИК
http://londonhel.livejournal.com/65105.html "Дорогие друзья!
Сегодня меня внезапно вызвали в ТИК. Прямо с работы я приехала на пересчет голосов. Обстановка была нервная, но сразу стало понятно, что на этот раз все будет спокойнее.
Причина вызова - рекордно высокая явка.
Скажу честно, к оформлению второго протокола мы уже все были спокойны, да и атмосфера была нормальная.
Все вопросы прояснились, и количество открепительных, и дополнительный список. Проверяли не все, но основные моменты. В итоге некоторые цифры в протоколе изменились, и значительно, НО на результаты голосования это не повлияло.
Выяснилось, в том числе, что изначально было прислано письмо от военных о дополнительных списках на 470+ человек, из них 53 голосовало по открепительным. Теперь стало понятно откуда взялась цифра 52. Это все товарищи с открепительными!
Причина конфликта на участке - председателя об этом не информировали изначально, поэтому у всех была разная информация.
Про открепительные: да, их выдали действительно столько (518). Мы не касались этого вопроса. Более того, мы выборочно сверяли реестр с книгами, которые при нас вскрыли, и там действительно все было в порядке. Везения, конечно, никто не отменял, но все же, все 518 проверять мы не стали.
Вскрыты были все конверты, избиратели по различным категориям были пересчитаны по два, а то и три раза.
Это все, конечно, не отменяет того хамства, которое было обращено в мою сторону со стороны отдельных представителей комиссии, но на этот раз я была под защитой людей, которые выступали к тому же свидетелями различно рода нелицеприятных фраз.
Теперь мне важно сказать - все цифры были проверены, вопросы выяснены, проблемы исправлены, за исключением открепительных, которые уже проверить нельзя. Поэтому я просто обязана это опубликовать в начале поста+отдельным текстом, чтобы меня не обвинили в клевете. Повторный протокол на руках, его же я отправлю во все необходимые инстанции.
И я хочу сказать спасибо. За терпение всем, кто сегодня был в ТИКе. Также я рада, что мы разъяснили, что наблюдатель - это не зло, что мы не отрабатываем деньги, а всего лишь хотим быть одной командой против фальсификаций.
Я искренне надеюсь, что все не зря.
Да и вообще, к концу я поняла, что где бы ни было, везде может проявиться человеческое лицо. И это самое важное, на мой взгляд.
ПС: без паранойи, но это стремление к стерильности удивляет!"
Я пишу этот пост спустя очень долгое время, ведь я давно не была в ЖЖ, но мне надо выговориться. Я понимаю, что на утро надо бы успокоиться. Я понимаю, что этот день прошел, и больше ничего непосредственно с голосами сделать нельзя, но.
Но вчерашний день не дает мне покоя. Сегодня утром я ехала в метро и смотрела в лица сидящих вокруг людей. Поверьте, им все равно. Справа от меня мужчина читал статью «весна нападает простудой». Стабильность, покой. А в душе ощущение грязи.
Параллельно мой друг написал мне: «сволочи, вся страна в шоке». А я смотрела и видела, что им ВСЕ РАВНО.
Сейчас я пытаюсь вспомнить вчерашний день шаг за шагом.
Я пришла на участок в воскресенье утром с вполне боевым настроем. Нет, не ругаться. Я просто решила делать все последовательно, согласно инструкции и закону. Главное тут было понять - мне с этими людьми детей не крестить.
Поначалу я была в растерянности. Я нашла фотографа Русского Репортера и почти умоляюще попросила посодействовать в случае чего. Увы, он уходил через час после открытия.
Состояние урн. Первое, с чем я столкнулась - опечатывание ящиков в 7.30 утра. Нарушение - делать это можно прямо перед началом голосования. Другой вопрос, что они были пустыми, действительно пустыми, к тому же прозрачными, и делать из этого конфликт совершенно не хотелось. Тем не менее, позднее, когда в уже нешуточной разборке я упомянула этот факт, мне заявили, что это все закон виноват. Плохо составлен он, понимаете? «Ваши законы просто плохие», - это то, что я услышала от наблюдателя от КПРФ. Попытка доказать, что законы, какие-никакие, но НАШИ - не засчитана.
Далее я решила ознакомиться с переносными урнами. Их тоже опечатали раньше времени. Я попросила расписаться на печатях, чтобы потом никто не смог ничего переклеить. Мне мерзко улыбнулись и сказали: «ой, девушка, да пожалуйста, хоть весь испишите». Я не шучу и не привираю - такая манера общения была задана с самого утра. На моем участке голосование на дому действительно походило на честное, в этом нас обманывать не собирались. Но перестраховаться стоило.
Списки. Я пошла проверять списки избирателей. Мужчина в форме в диком раздражении пролистал свою книгу и спросил хватит ли с меня. Получив отрицательный ответ, он усмехнулся. Я просмотрела все книги, нашла две отметки, но поняла, что это просто случайный росчерк ручкой.
Очень сложно передать атмосферу той слаженной агрессии, которая царила в комиссии. Люди реально считали, что я пытаюсь их специально уличить. Попытки объяснить, как оказалось позже, не привели бы ни к какому результату. Пару раз я спокойно сказала что-то типа "девушки, ну что же вы так, я наблюдатель, это мое право", но это все равно что пытаться вскрыть консервы ногтем.
Наблюдатели. Наблюдатели вызвали во мне в первую же минуту раздражение. На мое действительно приветливое «Доброе утро, меня Оля зовут» я практически не получила ответа. Я даже улыбалась. Пришлось добавить «ну это так, на всякий случай». Тут помощи ждать не приходилось, что от единоросса-муниципала, что он твердолобых кпрф и лдпр. Средний возраст по больнице - около 60 лет. Зато потом появился Артур.
Артур. Взрослый человек, наблюдатель от Прохорова, понимающий за чем он пришел. Наши цели, к счастью, совпадали. Более того, мне повезло с его звучным голосом и внушающим телосложением - с такими людьми спорить гораздо сложнее. Было лишь одно но - он показывал некоторое свое сомнение, как, впрочем, и я. На что и делала упор комиссия. «Вы тут в первый раз!», «Смотрите и учитесь» и прочие стандартные для пенсионеров фразы. Зато как пообедать - это скорее всех. Итог: два адекватных наблюдателя на участок в 2000 голосующих. И вот тут-то и появились открепительные.
Открепительные. Еще перед началом голосования я решила поинтересоваться сколько же их выдали и сколько погасили. Ответ был исчерпывающим: 510 выдали, и гасить ничего не надо, ибо раздали все. Я пыталась разбираться по пунктам, но все заканчивалось раздраженным "ДЕВУШКА!". Но, как сейчас помню - 510+8 от ТИКа. Этот вопрос вызвал у меня подозрения. Не много ли открепительных для 2000 голосующих. Получается, что 25% пришли на участок и забрали бумаги. Да вы посмотрите какая у нас явка по Москве в целом. Открываем реестр. Одной рукой заполнены графы разным людям. Редко встречаются "нормальные" записи. На вопрос почему отвечают: «ВОЕННЫЕ!». Пожалуй, это ключевое слово моего участка. Словом «военные» объяснялось все и вся, и спорить было бесполезно - особый статус+мое не знание, скажу честно, их особого статуса=возможность обмануть. Я позвонила по горячей линии, но связь работала крайне плохо, а звонки постоянно обрывались. Мне обещали перезвонить, но в целом объяснили, что цифра слишком большая.
Разбираться с открепительными мы решили позже. В любом случае - это был свершившийся акт. Их отдали, их не было на участке. И отдали их якобы тем, кто доблестно служит на нашем флоте. Общежитие моряков в Москве - что-то странное, согласитесь, но допустим. UPD: по интернет-запросу ничего адекватного нет, но в районе есть академия химвойск или как-то так.
Спартаковская, дом 2. Это то самое место, где живут эти самые военные. За день от них пришло больше всего людей, если брать по адресам. Воображение мне уже нарисовало гигантский дом, я проверила по карте - да, он действительно большой. Вопрос почему военные голосовали отдельно остался открытым. В течение дня мы не раз подходили с Артуром и спрашивали - сколько человек стоит в дополнительном списке на этом участке. 3 человека - ответ был неизменным в течение всего дня. И вот тут-то нас и обманули.
Мягких Ольга. Ольга - женщина лет 35, но уже с вполне 60-тилетними мозгами. Она мыслит как продавец на базаре, хотя порой логика ее мыслей прослеживается крайне тяжело. Я ставлю все на то, что в следующий раз именно она займет место председателя. И уж поверьте, это будет в разы хуже. Потому что у нее два «плюса» - она умеет громко кричать и переводить стрелки. Она вообще много чего умеет из того, что так нужно председателю на подобных выборах. Кстати, именно она в критический момент решила, что имеет право запретить мне снимать.
Семеновский Игорь. Еще один товарищ. В погонах. Военный! Именно он отвечал за избирательные книги военных. Именно он оказал мне сопротивление при требовании пересчитать при мне всех голосовавших по его особым книгам. Именно он сказал, что в дополнительном списке 3 человека. В итоге оказалось, что ВСЯ его книга, а точнее две его книги - это один большой дополнительный список (это уже по словам председателя). Я не хочу возлагать ответственность на одного конкретного человека, но товарищ в погонах играл одну из ключевых ролей в этом фарсе.
Дополнительный список в 470 человек (столько бюллетеней было выдано по этой книге), еще нас смущала цифра 52 - это то, что успел посчитать Артур из книги до ее опечатывания. Нас уверяли, что те трое превратились в 52. Дальше началась полная путаница.
Этот список вообще сказка. Его не нумеровали. На вопрос почему - ответа не последовало, нам посоветовали нумеровать самим. Бюллетеней не хватило. Приходили военные и голосовали по бюллетеням гражданских, потом довозили еще - потому что на гражданских уже не хватило. Звонили в ТИК, ждали бумаги. Люди уходили.
В этот момент началась наша "схватка". Поверьте, этого я не пожелаю никому. Я не могу поверить в одно - неужели люди готовы тратить нервы за какое-то вознаграждение. Я предположу, что им не платили, чтобы им же и не уподобляться. Но тогда это еще страшнее и хочется бежать.
Как я вижу весь этот механизм - это чисто мое предположение. На людей выдали открепительных, но открепительные этим людям в руки не попали. Они попали кому-то одному, кто заполнял книги и реестр. Уже под вечер, в отчаянии, мы выборочно проверяли в книгах вписки на людей с открепительными. Часто стояли одни и те же росписи на против разных людей. Опять же, мы тут за руку никого не ловили (и не могли), мы просто зафиксировали факт. На вопрос «почему?» (наш любимый вопрос в этот день) - сказали, что расписывались РОДСТВЕННИКИ. Я хотела возразить, но тут я уже не встретила даже поддержки Артура. Тут либо проверять все 510 открепительных, либо никак. Если уж мое желание посчитать всех в дополнительном списке встретило такое сопротивление, то в данном случае мне грозило удаление. Нам требовался хороший юрист, без него было сложно писать жалобу. Да, пожалуй это главный промах - у нас не было распечатанных законов, искать по телефону было крайне тяжело. За это я себя корю уже второй день.
Открепительные взяли, а люди, на которых их брали, возможно, голосовали по месту жительства по дополнительным спискам или же "на кораблях в море" (опять же, моряки в Москве, которые в море - WTF? O_о). Сами открепительные же куда-то исчезли. Я не понимаю механизм до конца, потому что не очень представляю его реализацию «под закон», а верить в настолько открытые действия я пока отказываюсь. И скажу честно, я все же очень хочу понять.
Под вечер, когда уже однозначно надвигалась буря в нашей «деревне», мне перезвонил юрист и сказал буквально следующее: «Ольга, вы можете вгрызаться, на этой теме действительно стоит зарубиться, но есть шанс, что вас удалят прямо перед голосованием. Поэтому подумайте дважды».
Я не вгрызлась и не зарубилась, увы. Писать жалобы было практически невозможно - законом не регламентируется количество бюллетеней, положенных на участок. Жалобу на отказ пересчитать голосовавших в книге «военных» - встает вопрос о статусе военных. По их словам, эту книгу они не имеют права никому показывать и забирают сразу после голосования с собой. Мол, данные у них секретные.
Сработано было очень точно. Уже на этапе подсчета голосов мы потеряли надежду что-либо сделать. Я звонила друзьям-юристам и просила найти соответствующую хоть под что-то статью. Товарищи «анти-наблюдатели» внезапно оживились. Дедуля от кпрф заявил мне, что он на меня жалобу напишет, если я что-то составлю сама. Артур пытался всех успокоить, старался разобраться. Меня председатель отказывалась слушать, сказав, что я ее донимала с самого утра своими расспросами и что со мной говорить о чем-то вообще бесполезно. 16 человек на двоих, я серьезно.
Артур старался громким голосом все разрулить, я снимала. Мало в огонь подливали комментарии самых невзрачных на первый взгляд членов УИК, которые «очень хотели домой», утверждали, что «нам всем заплатили», спрашивали, где Прохоров заработал свои миллионы, говорили, что «мы жуем сопли» ну и далее по списку. Честно говоря, тут слов не хватит. В Итоге Артур пообещал на деньги Госдепа оплатить всем такси. Но господи, это говорили люди до 35 лет!!
Уже в смутном сознании, когдая я шла за курткой, я увидела, что на столе лежали муниципальные бюллетени. На одной из них было написано: «Путин, тебя ненавидит вся Россия». Члены УИК небрежно кинули ее в пачку испорченных, а по мне, так она была апогеем этого дня.
Мне жаль, что я сдалась, что я оказалась совсем не бойцом и что в сумке до сих пор лежат недописанные жалобы. Я вообще на себя страшно зла, но, видимо, я герой не этого романа. Вышла с участка я уже за полночь со стойкой ненавистью к этой системе и людям, которых она породила. В графе «количество жалоб» стоял жирный ноль, моя копия протокола была оформлена не по правилам. Уже у председателя, когда она делала копию протокола, который еще сама не подписала, я поняла - она просто никогда не встречала таких въедливых, как мы. Она даже не знала КАК ИМЕННО выглядят нормальные копии. А может это отличная игра?
Честно, теперь я и не знаю, верить ли этим людям или нет. В течение дня я честно пыталась. Мне даже казалось, что председатель просто результат профессиональной деформации, и только по этому она меня постоянно раздраженно отчитывает. Самым честным человеком мне показался... милиционер) Он улыбался, предлагал мне стул, читал законы и искренне надеялся, что все пройдет мирно.
Но когда председатель на нашу угрозу, что за неправильные действия ей может грозить штраф, а то и лишение свободы, она ответила: "А мне нечего терять, мне в тюрьме будет лучше, а ваш штраф я до конца жизни-то и не отдам", я поняла, что это совсем не профессиональная деформация.
Я могу добавить только одно. Я видела Путина по телевизору, находясь на участке. Он самодовольно говорил о честной победе. Было горько в разы сильнее просто от непосредственного контакта с этой грязью. Люди на Манежке (читай из УИКа) победили - вот, что у меня сейчас в голове. Они управляют страной, они ее захватили. Противостояние 16 на 2 в УИКе №27 это показало - нас меньшинство. Страна не в шоке, страна в сознании. И это сознание оправдывает даже не эти 63%, а что-то большее. А что именно - я пока не решила.
UPD: справедливости ради, чтобы не делать картину совсем черной, добавлю, что:
1) я собиралась приехать к 7 утра, но заблудилась в районе. в результате пришла на участок в 7.40. К слову, эти 40 минут мне дались не легко, я почти дошла до м. Красносельская, местных жителей было мало и никто не мог мне помочь.
Тем не менее, могу заверить, что это не помешало мне все проверить до открытия участка, а также спросить все цифры и записать их
2) только заместить председателя была спокойной женщиной, которая не лезла в споры. почему-то я ей очень верила
3) при подсчете голосов мы не заметили ничего страшного, в этом нас никто не пытался обмануть
4) одна бабушка из наблюдателей поделилась со мной сушками))
5) до ТИКа все результаты доехали правильно.