По мнению издателей «Штерна», это была «самая большая журналистская удача за послевоенный период». Один из их репортеров обнаружил доселе неизвестные личные дневники фюрера.
В апреле 1983-го на весь мир прозвучало сообщение западногерманской газеты «Штерн» о том, что она начинает публикацию секретных дневников Адольфа Гитлера.
Кроваво-красные буквы на обложке западногерманского еженедельника «Штерн» от 25 апреля 1983 года сообщали о публикации эксклюзивного материала: «Найдены дневники Гитлера». На 42 страницах журнал поместил выдержки из этих дневников, проиллюстрировав их десятью отрывками из оригинала, написанного рукой нацистского фюрера, - за первой публикацией в течение 18 месяцев должны были последовать еще 28.
Рукописные тетради в переплетах из искусственной кожи в количестве 62 были случайно обнаружены у одного крестьянина в Южной Германии. Гитлеровцы в конце войны срочно отправляли специальным самолетом секретные архивы фюрера в его альпийскую резиденцию, в Берстенгаден, якобы перед бегством туда самого Гитлера на другом самолете. Первый самолет был подбит и рухнул недалеко от деревни, в которой было хозяйство спасшего рукопись крестьянина Судьба второго самолета неизвестна.
Посредником, обнаружившим дневники, долгое время хранившиеся в полной неизвестности, был некий Конрад Куяу, вступивший в переговоры с сотрудником журнала «Штерн» Гердтом Хайдеманом. последний оценил важность находки и, естественно, предложил ее главному редактору своего журнала Петеру Коху. Сделка стоила 3,7 млн. долларов.
Сенсационный материал состоял из 62 тетрадок в обложках из искусственной кожи. Ни соратники Гитлера, ни историки, изучавшие эту эпоху, не знали, что с середины 1932 года он вел дневник, последние записи в котором сделаны за две недели до его смерти в апреле 1945 года. Так по крайней мере утверждал главный редактор журнала Петер Кох на пресс-конференции в Гамбурге. Приобрел дневники для «Штерна» его 51-летний сотрудник Герд Хайдеман. Лондонский еженедельник «Санди Тайме» пообещал 400 000 долларов за право публикации дневников в Великобритании и странах Содружества. Французская «Пари Матч» и итальянская «Панорама» тоже планировали их напечатать. Американский журнал «Ньюсуик» посвятил дневникам Гитлера 13-страничную статью, анонсировав ее на обложке, и отметил, что в материалах, с которыми познакомились его редакторы, «ощущается кошмарный запах истории».
Первая публикация в журнале «Штерн» вызвала всемирную сенсацию. Еще бы, сокровенные мысли фюрера с 1932 г. по апрель 1945 г. - записи обрывались за две недели до самоубийства Гитлера! Английский еженедельник «Санди Тайме» тут же заплатил Коху 400 ООО долларов за право печатания дневников. Французский журнал «Пари Матч» тоже предполагал печатать сенсационный материал. О том же запросила итальянская «Панорама». Пространную статью о дневниках напечатал американский «Ньюз-вик». С его обложки звучало, что журнал будет полностью публиковать дневники фюрера. Волна неприкрытого интереса прокатилась по прессе всего мира. Тираж «Штерна» подскочил с 1,87 миллиона экземпляров еще на 300 тысяч.
Первые сомнения
Скептики спрашивали, как мог Гитлер скрывать свои дневники от помощников, слуг и адъютантов. Отмечалось также, что Гитлер не любил писать и все свои письма диктовал секретарю. Когда же он писал сам, то делал это обычно карандашом. С января 1943 года Гитлер, как известно, страдал от расстройства, сопровождаемого приступами сильной дрожи, так что он практически ничего не мог написать разборчиво. Вскоре в спор включились немецкие историки, и один из них обвинил журнал в том, что его волнует лишь увеличение тиража.
Редакторы «Ньюсуика» все же отказались приобрести права на публикацию дневников в США, потому что их не устраивали планы «Штерна» печатать их частями в течение такого длительного времени и потому что они хотели получить «более авторитетное заключение относительно подлинности» дневников. «Штерн» ссылался на мнения английского историка Хью Тревора-Ропера и Герхарда Уайнберга из Университета Северной Каролины, которые бегло ознакомились с дневниками и засвидетельствовали, что, по их мнению, они настоящие.
Скандал разразился на пресс-конференции «Штерна» в Гамбурге, куда съехались заинтересованные издатели. Английский историк Дэвид Ирвинг задал неудобный вопрос:
- Была пи проведена компетентная экспертизе рукописи?
- Подлинность установлена английским историком Хью Тревор-Ровером и американским ученым Герхартом Уайнбергом из университета Северной Каролины.
- Проведен ли анализ чернил, возраст бумаги Обложек - к какому периоду они относятся?
Выяснилось, что это сделано не было. Уайнберг попросил «Штерн» пригласить специалистов-почерковедов и позволить ученым исследовать дневники страница за страницей. Выяснилось, что обуреваемые страстью к наживе издатели всего этого не проделали Тревор-Ропер сначала заявил, что часть обнаруженных документов, возможно, фальшивки, а затем - что все их надо считать подделкой, «пока не будет доказано обратное».
Специалист-почерковед, специально нанятый журналом «Ньюсуик», изучил два из привезенных «Штерном» в Нью-Йорк дневников. Бумага чернила - послевоенного производства. Клетчатые тетради дневников фюрера - грубая подделка. «Это не просто подделка, это еще и плохая подделка», - сказал он. В Германии ученые смогли доказать, что не только бумага дневников, но и чернила, клей в переплетах и искусственная кожа обложек относились к послевоенному времени. Ганс Бомс, возглавлявший немецкий Федеральный архив, объявил дневники «Штерна» «наглой, абсурдной и поверхностной подделкой». Один из сотрудников Бомса обнаружил и источник, использованный фальсификаторами, - вышедшую в 1962 году книгу Макса Домаруса «Гитлер: речи и заявления. 1932-1945». В Гамбурге возмущенные сотрудники «Штерна» устроили шестидневную сидячую забастовку в помещении редакции. Они выражали озабоченность тем, что вся эта история подорвала доверие читателей к журналу. Петер Кох был вынужден уйти в отставку. Издатель «Штерна» Генри Наннен с грустью признался: «У нас есть основания стыдиться».
Сотрудником журнала «Штерн», предложившим рукопись, был Гердт Хайдеман. Он исследовал как журналист период нацизма в Германии. Вживаясь в тему, он продал свой дом в Штутгарте, купил бывшую яхту Германа Геринга на которой принимал бывших деятелей национал-социалистической партии, и один из них свел его с Конрадом Куяу, он же Конрад Фишер, который держал в Штутгарте магазин, торговавший фашистской символикой.
В начале 1981 года Куяу сообщил Хайдеману, что его брат, офицер восточногерманской армии, переправил на Запад ранее неизвестные дневники Гитлера и хочет их продать. Дневники, объяснил Куяу, вместе с другими личными ценностями фюрера в конце апреля 1945 года погрузили в Берлине на транспортный самолет, который должен был доставить их в безопасное место - на виллу Гитлера в Берхтесгадене в баварских Альпах. Сам фюрер якобы собирался лететь на другом самолете. Однако первый самолет упал недалеко от Дрездена; Гитлер же так и не покинул Берлин. Все находившиеся в самолете люди, кроме одного, погибли. Но какой-то местный крестьянин спас часть груза - включая дневники, которые он припрятал.
Хайдеман поверил в невероятную историю Куяу и в следующие два года сумел убедить свое начальство заплатить за дневники девять миллионов марок (3,7 миллиона долларов). За свою роль в сделке репортер получил 1,5 миллиона марок. Как выяснилось, не было никакого крушения самолета, как не было и дневников фюрера. Куяу за несколько лет собственноручно изготовил эту фальшивку.
Конрад Куяу - профессиональный художник, специалист по копированию картин классиков. На протяжении нескольких лет копировал почерк Гитлера ис-1 пользуя как основу текста книгу Марка Домаруса «Гитлер, речи и заявления». Убедил доверчивого и увлеченного Хайдемана в достоверности всей истории с «дневниками Гитлера».
Куяу во всем сознался и попытался выставить Хайдемана своим соучастником. Журналист, которого поспешно уволили из «Штерна», утверждал, что сам стал жертвой обмана. Спустя два года, после длительного судебного разбирательства, оба были признаны виновными в мошенничестве.
После нескольких судов главный редактор «Штерна» должен был уйти с поста, издатель журнала - извиниться перед читателями. Хайдеман получил четыре года восемь месяцев тюрьмы. Куяу - четыре года шесть месяцев.
Через четыре года художник Куяу вышел из тюрьмы и открыл в Штутгарте студию по созданию копий известных и не очень известных картин мировых классиков.
Для безопасности на копии ставится штамп «Воспроизведено в студии Куяу». Из-под полы недорого продаются акварели художника Шикльгрубера - подлинная фамилия Адольфа Гитлера. Они с того же конвейера, что и поддельные Пикассо, и Дали.
You can watch this video on www.livejournal.com
Секретные дневники Гитлера