Направление образовательной политики ЕС, в частности так называемый Болонский процесс, по почти общему признанию, привёл в Италии к неудовлетворительным результатам по части формирования полноценной профессиональной личности. В погоне за мультилингвизмом-мультикультурализмом, за акселерацией выхода в рынок (биржу) труда, стремясь к «жизненной успешности», заметно снизился уровень владения фундаментальными знаниями и компетенций студентов, в первую очередь бакалавров. Постоянное реформирование формата университетского образования послених лет породило молодое поколение выпускников, владеющих определёнными умениями, но со слабой дисциплиной труда и поведенческой этикой, с неразвитыми «гражданскими добродетелями» virtù civiche, с «новой» культурной идентичностью и туманной исторической памятью: между тем, именно цивилизованное сознание является сегодня ресурсом в глобальном мире. И преждевременный обмен студентов, в том числе и первокурников, по линии ЭРАСМУС, когда студент только что начал изучать азы определённых дисциплин может дестабилизовать его.
http://www.mapryal.org/node/1320