И вновь я посетил...

May 04, 2010 22:08

27 апреля я уже в городе Бремервёрде, в 8 км от которого находился международный лагерь военнопленных - шталаг X-B.
Прежде чем вы, уважаемые «френды» начнете читать этот мой очередной опус, рекомендую вам познакомиться с повестью очевидицы, вынужденной участвовать в спасении жизней уцелевших узников, но вновь оказавшихся на грани гибели от голодного поноса, что она приняла за проявление дизентерии http://files.mail.ru/XTWDTD. Это, так сказать, «взгляд с другой стороны».
Едва разместившись в отеле, отправился на вокзал - место моего прибытия сюда в феврале 1945 года.



Так это здание выглядит сегодня, каким оно было тогда, я не видел и видеть не мог.



Со стороны, обращенной к железнодорожным путям, в феврале 1945 г. были поданы закрытые товарные вагоны, на полу которых на гнилой, изгаженной испражнениями соломе валялись вповалку трупы и почти уже трупы… Это все волоком вытащили на площадку дебаркадера, куда вскоре прибыли санитары и врачи из лагеря. Русский военнопленный флотский врач доктор Дьяков обнаружил меня сохранявшим признаки жизни.
В моем замутненном сознании запечатлелась начинающиеся от головы и уходящие вдаль швы между камнями брусчатки мощения. Покрытие площадки заменено, но все же, я нашел участок мощения, вид и состояние которого соответствовали изображению, сохранившемуся в памяти.



На следующий день я «позировал» перед камерой и старательно отвечал на вопросы корреспондентки гамбургского информационного центра. симпатичной уроженки Нижнего Новгорода Юли, которая затем сопровождала меня в поездке на территорию лагеря.
В 2003 году она была заросшей кустарником и мелким лесом, и мне тогда не удалось даже приблизительно определить место нахождения моего барака. Теперь все расчищено, и без труда определился.
Посещение вокзала и лагеря настолько психологически на меня воздействовали, что я эти дни находился как бы в двух временнЫх измерениях: увиденное сегодня накладывалось на картины воспоминаний, вызывая в памяти давно утонувшие в ней моменты.



Так выглядит теперь часть советской зоны лагеря с сохранившимися бараками (моего среди них нет). И я на этом фоне...



Один из бараков был приведен в состояние, позволяющее зайти вовнутрь, и я этим воспользовался. Ничего внутри не напоминало о былом: отсутствовали нары и перегородки. Единственное, что всплывало в памяти - вид из окна на ныне отсутствующие ограждения и долина за ними, в конце которой виднелись строения поселка.



На следующий день в Бременской газете появилась эта статья.



* * *
Продолжу в следующем посте.
Previous post Next post
Up