(no subject)

Jun 25, 2011 15:31


Маргарет Уэйс - Звезда Стражей-1
Звезда Стражей - великолепная космическая опера, очень знаковая и запоминающаяся книга. В ней множество цитат и аллюзий на известные музыкальные и литературные произведения и это добавляет ей особый колорит. Во многом похожа на произведения Гамильтона и на Звездные Войны. Особенно поначалу - особые ментальные способности у тех, у кого в жилах течет королевская кровь, мечи представляющие единое целое с их владельцем и использующие их энергию, непревзойденное умение управлять космическим истребителем. Командующий Саган, при одном виде которого все трепещут, разыскивающий и убивающий Стражей - поначалу кажется переодетым в римские доспехи Дартом Вейдером. Затем это впечатление развеивается, до атаки Сагана и Мейгри на корабль-мозг коразианцев - прямо Люк Скайуокер и Звезда Смерти.
О LoGH напомнило только два момента - уничтожение университета и огромной территории вокруг из крейсерских орудий (сразу вспомнился Вестерлэнд, хотя это совсем не то по факту и по значению) и облик Диона - рыже-золотистые волосы, сверкающие голубые глаза, амбициозность, плюс черная форма космического флота. Хотя его даже близко нельзя сравнить с Рейнхардом, он совсем другой по характеру - более слабый, нерешительный, сомневающийся и у него есть своя совесть. Правда в кого он вырастет дальше, это еще большой вопрос.
Еще отношения Диона и Сагана напоминают Рудольфа и Тода из мюзикла “Элизабет”.

Одним из основных плюсов произведения является детальная прорисовка характеров главных персонажей. Самые интересные, на мой взгляд - лорд Саган и леди Мейгри.

Дерек Саган - Командующий, один из самых могущественных людей в галактике, бывший командир Золотого Легиона, убийца короля, создатель существующей республики, собственноручно посадивший президента Роубса (копия Трюнхита) на его пост. Этот человек создал себя сам, он - сверкающая сталь, разрубающая все препятствия на своем пути, чего бы это ни стоило. Саган типичная “жертва этической недостаточности”, единственная настоящая страсть которого - власть, приправленная религиозными тараканами и особым отношением к Мейгри из-за ментальной связи с ней, благодаря которой они могут знать все друг о друге, находясь на разных концах галактики. При этом он изображен человеком из плоти и крови. Есть момент, когда он идет по коридору и думает о своем возрасте, о том, что уже не в самой лучшей форме, и еще изображен его страх перед человеком, стоящем за Роубсом. За это автору отдельный респект.
Он умеет до мелочей просчитывать ситуацию, характеры и мотивы поступков людей - как он рассчитал, что предостережение Мейгри Диону приведет его прямо к нему!
Для него все люди - пешки, которыми он готов пожертвовать, если потребуется. Даже Мейгри, хотя с ней - особый случай. Из-за ментальной связи между ними они могут быть ближе, друг к другу чем кто бы то не было - единым целым - одним существом и вместе с тем двумя. Это очень хорошо описано в сцене где они вдвоем атакуют коразианский корабль-мозг и спасают Диона. Их одновременно влечет такое состояние и они бояться его. Их тянет друг к другу, несмотря на то, что они враги - это ненависть и страсть одновременно. Их отношения - танец, о чем неоднократно говорят оба. Как сказано в одной из глав “Величественный и печальный танец”, и еще - смертельный. Они также напоминают Тоску и Скарпиа. Не случайно Саган перед своим уходом из каюты Мейгри включает арию Скарпии.

Леди Мейгри Морианна - последний оставшийся в живых Страж, после убийства Саганом ее брата Платуса. Она хотела забыть все и остаться на малоизвестной планете с аборигенами живущими в домах внутри живых деревьев. Они приютили Мейгри и этим обрекли себя. Ее желание жить обрекло на гибель всех и их действительно жаль.
Плач по погибшему брату выдал ее Сагану, который смог ментально услышать его на другом краю галактики - на мой взгляд это очень красивый момент. А вот явление ей духа Платуса выглядит забавно и немного нелепо.
Мейгри не очень красива, но ее внутренняя сила просвечивает сквозь нее, сквозь шрам рассекающий лицо, делая ее неотразимой. Это особенно видно в сцене у храма, где при лунном свете, в белом платье с серебряным поясом, она кажется воинам Сагана богиней, так, что они готовы молиться на нее. Но луна заходит и наваждение исчезает. Мейгри со светлыми волосами, бледным лицом, на котором эмоции выражает только прилив крови к шраму, похожа на луну, а Саган -на солнце.
Амбиций, жажды власти и силы духа у нее ничуть не меньше чем у Дерека, но она боиться дать им волю и у нее есть внутренний моральный закон, в отличие от него.
Она - последний Страж, и это определяющее в ее жизни. Она не задумываясь приносит присягу Диону, продолжая начатое ею дело, хотя понимает, что из этого юноши вполне может вырасти второй Дерек Саган или нечто похуже.
Впечатляет ее вечный танец-поединок с Саганом, в котором они при каждой встрече стараются уязвить друг-друга, нащупать слабые места. Она образованнее Сагана в литературном плане - большинство цитат из разных литературных произведений приводятся как ее мысли или слова. Но это и не дает ей особых преимуществ перед ним.
Мейгри и Сагана полностью характеризует единственная фраза, произнесенная священником во время их обряда инициации - “Двое должны пройти сквозь тьму, чтобы достичь света”. Возможно, они и будут вместе в самом конце, пройдя через все.

Еще интересны отношения Мейгри и генерала Дикстера. Дикстер будет любить ее вечно, без всякой надежды. Пламя, горящее в Мейгри, будет вечно тянуть ее к Сагану. Дикстер спас ее во время переворота, и пошел ради нее на временный союз с Саганом. Они могли бы быть счастливы, но, похоже, не будут вместе никогда.

В целом первая часть - это огненный танец Сагана и Мейгри, на фоне взросления Диона.
Previous post Next post
Up