мои нравится и не нравится в книгах

Dec 09, 2022 03:43

Нравится

Страшное пространство. Либо там раньше жили люди, но больше не живут, потому что что-то случилось (и тогда интересное направление - раскапывание тайн, что там на самом деле случилось, как так вышло). Либо изначально чуждое человеку (и тогда интересно исследовать, какое оно). Но в любом случае это должно быть детально проработанное пространство с внутренней логикой, понятной хотя бы автору (и это не должна быть логика роялей в кустах, ага). Важно ещё чтобы свойства этого пространства и его жителей были такими, чтоб силовой метод решения проблем не прокатывал. То есть к примеру если есть монстр, то можно от него спрятаться, убежать, попытаться договориться, воспользоваться какими-то его особенностями - но победить и убить нельзя по определению, силы слишком неравны. Ну и хорошо бы в итоге получить какое-то объяснение тайнам, если не полную разгадку, то что-то, позволяющее читателю сказать "ага, понятно" и закрыть для себя вопрос :)

При этом мне интересно читать про взаимодействие персонажа с хтонью. Со странным пространством и его тайнами. С тайнами, личным опытом и внутренними демонами самого персонажа. Может быть, двух или нескольких, у которых у каждого свой набор внутренних демонов. Но не социальные человеческие выяснения кто тут альфа-самец и прочие разборки на социальном уровне среди красивых декораций.

Другая конструкция. Слабый персонаж (пол, возраст, раса не важны), который и в норме-то со своей жизнью не очень справляется и имеет особые потребности, на первый взгляд похожие на капризы, вот только он без этого и правда портится, а то и помереть может. А потерпеть наоборот, не может. И группа (или хотя бы один) сильных героев, которым этот задохлик таки нужен достаточно сильно. Вся эта компания в ситуации, на нормальную жизнь не очень похожей (дорога по страшном месту, или там через земли, охваченные войной, или ещё что-то такое). И без попыток сделать задохлика сильнее. Также желательно чтоб это не был равноценный обмен (то есть "воины прикрывают мага от проблем физического мира а он делает так, чтоб они не сошли с ума и не превратились в монстров пока идут по Проклятым Землям" - всё же не то, это намного менее интересно). Если задохлик ещё и регулярно ставит палки в колёса своим опекунам и хотя бы на старте не слушается, а то и вовсе командует - вообще хорошо. Это всё должна быть история про заботу - о неудобном но очень ценном существе, неудобным способами, в тяжёлой ситуации.

Следующая схема. Существо, которое не может нести за себя ответственность, но при этом физически может наделать проблем окружающим, да и себе заодно. Например, маленький ребёнок с проснувшимся магическим даром. И другой персонаж или несколько, кому ответственность и достаётся. Важная часть схемы - что если подопечный чудит, то у опекуна нет физической возможности прекратить или хотя бы ограничить безобразия, совсем, никак. Так что ему приходится искать способы договариваться с по определению недоговороспособным подопечным и заботиться о его эмоциональном состоянии, в том числе и выдвигая требования к окружающим и добиваясь их выполнения. Хотя бы часть таких требований должна быть бредовыми, к примеру, детёныш психует и швыряется файрболлами при виде женщин с красной помадой - значит, соседка больше не пользуется красной помадой перед тем, как из дому выйти. Ну, если не хочет снова лечить ожоги. Хорошо бы чтоб это была история про опекуна, который набирается смелости и наглости требовать, а не быть вечно хорошей вежливой девочкой.

Истории, в которых много тактильных, бытовых подробностей. Только они между собой должны увязываться. К примеру, если вода греется специально для купания или мытья посуды, то это то таки предполагает некоторое планирование, и причина отложить дело когда вода уже греется должна быть и правда веской (и через несколько страниц не должно возникнуть ситуации, когда горячая вода понадобилась срочно - и тут же легко была найдена без дополнительных действий или хотя бы радости что повезло, что её нагрели для другого дела). Или если герой неделю ломится через зимний лес на лошади, мёрзнет, голодает, то у меня возникает вопрос о еде и воде для этой самой лошади. Ну и вечный ляп - очень длительные, многочасовые события, во время которых у героев не возникает туалетных потребностей и нет очевидного способа удовлетворить их (ну вот не верю я что король на троне в памперсе 12 часов сидит).

И конечно же мне важен хеппи-энд. Только не формата "все умерли с честью".

Не нравится

Мородобой в подробностях. Вполне достаточно "Вася с Петей подрались, Вася победил, но у него большой фингал, Петю с переломами увезли на скорой". Ну может одну-две детали. Ну может в фильме красивое фехтование - но оно не будет долгим, иначе это уже танец а не бой. Но когда герой три страницы перебирает свои стрелялки, подробно объясняя чем они различаются, а потом ещё три страницы отстреливает зомбей, опять же, объясняя почему именно эта стрелялки даёт такой результат... Ну, занудство же!

Кстати, к вопросу о занудстве. Километровые описания секса сюда же. Особенно если автор плохо представляет себе анатомию героев и механику процесса. А некоторые блин впечатление что прямо копипастят куски таких простыней если секс у героя случился больше раза за книжку.

Слишком большой левел-ап героя. Просто бесит. Я хочу не пафосный эпос читать а приключения третьего эльфа в пятом ряду и желательно чтоб он таковым и оставался. Вообще мне больше нравится когда герои плюс-минус стабильные всю дорогу, к ним привыкаешь что они вот такие и всё. Вот когда первый раз читала всю сагу про Энн Ширли, очень раздражало что она блин выросла и изменилась.

Очень, очень не люблю когда правила функционирования мира меняются по ходу дела или когда в финале выясняется что всё совсем не так и проблема решается на другом уровне. Вот сколько пыталась читать олдей - столько в это и вляпывалась, бррр! Это тааакой облом. Сюда же, кстати, и Мартин, которого я так и не смогла догрызть: ядовито.

Вот в хорошем детективе по ходу дела читатель должен получить достаточно подсказок, чтоб догадаться, чтоб в принципе реально было догадаться, или хотя бы когда прочитал отгадку то удивляться как раньше не понял. А если всю дорогу проходят расследования, собираются улики, подозреваются и отбрасываются люди, а в конце выясняется что убийца - зелёный человечек с альфы центавра (а до того никаких упоминаний об инопланетянах не было) - то это таки хреновый детектив. И тут что-то подобное: я хочу иметь возможность догадываться и угадывать.

Следующий пункт шит-бинго - магнолия. Могу ли я, вправе ли я, тварь ли я дрожащая, нравлюсь ли я ему, этично ли поступить вот так? Да, бывает в тему, но не страницами же! А если у героя (пол неважен) это основное занятие, то просто бесит.

Проблемы из-за того, что вроде команда вместе, а вроде и врозь, или вообще нет команды а есть группа людей, каждому из которых своя рубашка ближе к телу и вообще могут быть разнонаправленные цели. Неприятно и неинтересно Вот это "и не друг и не враг, а так" и по жизни очень бесит, и хотя бы в книгах хочу об это не спотыкаться. Сюда же всяческие интриги и политику.

Секс в качестве обоснуя. Ну не верю я что два разумных существа могут полностью перекроить свою жизнь на том основании что у них случился очень хороший секс. Как приятное дополнение да, как единственное обоснование - не верю. Особенно если объективные препятствия отношениям никуда не делись.

ПривЕдения и прочие ляпы такого уровня. Отдельно обидно когда и сюжет хорош, и детали вкусные - но ляп на ляпе сидит и ляпом погоняет, и на очепятки не спишешь.

Перескакивания типа "и тут герой 20 лет учился бить морды и вышел из монастыря крутым воином" или "героиня рожает ребёнка в конце книги, следующая книга начинается тем что ребёнок уже вырос и в армию пошёл, героиня может снова приключаться как свободное существо" Как-то так получается что самое интересное и вырезают. Плюс либо герой после такого меняется (и меня это бесит), либо не меняется (и это вызывает дисбелив, что тоже бесит).

Ядовитые пресуппозиции и умолчания. Хорошее в них только то, что они обычно свойство автора, а не книги, и после того как вляпаешься, можно сделать выводы и больше этого автора не читать. Плохое - что хрен разглядишь если не знаешь, что искать, оно в фоне болтается а не прямым текстом.
Несколько особенно бесячих:
- мужчина - настоящий человек, а женщина - нет (лайт-вариант можно посмотреть например в "самая плохая ведьма" где весь педсостав женской школы ведьм делает ку три раза перед колдуном на том единственном основании что он мужчина, сюда же - само собой разумеющиеся расклады что если есть группа смешанного состава, пусть даже большинство женщины, возглавит её скорей всего мужчина).
- фетшейминг (если толстяк то по определению нехороший человек, в крайнем случае может быть милая толстушка, если она прям милая и позитивная)
- достигаторство и превозмогательство (герой развивается и прыгает выше головы - он молодец и заслужил, кто-то другой этого не делает, неважно почему - он мудак, отдельно ядовито когда история про детство и молодцом объявляется тот, кто в раннюю взрослость вляпался)
- фонтанирующая ненависть, неважно к кому и за что. Ну то есть герой может ненавидеть того, кто ему жизнь испортил, нивапрос, беда когда аффтар ненавидит "таких" (неважно, каких конкретно) людей и постоянно об этом говорит, и сюда же постоянный плач (вот это часто в попаданческих книгах встречается - ах, какую страну просрали, какая могла бы быть великая страна - один раз ок, но не на каждой же блин странице!)
- конструкции типа "что-то хорошее надо заслужить, а раз не приложил дополнительных усилий и не заслужил так и нечего тут"

книжное, поток сознания

Previous post Next post
Up