В седьмом классе почти во всех израильских школах дети пишут большую работу "Мои корни" ("שורשים").
Идея, в принципе, очень неплохая. Естественно, дети ноют и плачутся на свою горькую судьбу, потому что написать такую работу занимает уйму времени, но потом выглядит впечатляюще: со старыми фотографиями пра- и бабок-дедок, с историями и пожелтевшими документами...
Полезная вещь: во-первых, разрозненные семейные байки собираются в какую-то хронологическую цепь, во-вторых, дети общаются с престарелыми родственниками, проникаются уважением, да и информацию получают о том, от чего обычно снисходительно отмахиваются: "Аааа... старье... кому эта пыль веков интересна..."
У нас сохранилась работа, которую писала лет двадцать тому назад моя младшая сестра. Там есть "интервью", которое она брала у нашего дедушки. Все записано, задокументировано... А не было бы работы - кто бы об этом знал? У дедушки уже, к сожалению, не спросишь...
Старшая дочка в свое время в работе "Мои корни" добавила целую главу об архитектуре Черновиц, так что теперь она крупный спец по этому вопросу.
А теперь подошла очередь младшей. Что-то она потихоньку кропала, и я даже поучаствовала, а тут вдруг выяснилось, что после пасхальных каникул работу надо сдать, и я прочла все целиком. Честно говоря, меня это очень озадачило.
Работа, понятное дело, была написана по предложенному учительницей плану.
Первая часть - история репатриации мамы-папы - там все понятно, с наших слов записано и проверено. Потом - генеалогическое дерево и краткая информация о всех "листочках" до четвертого колена. А информация такая: когда и где родился, когда репатриировался в Израиль и каким хобби увлекался. Крайне странный набор... Вспомнилось про жителей города N, которые "рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть". А мы, очевидно, рождаемся только для того, чтобы репатриироваться, другой высокой цели пока не обнаружено...
Но дальше - "Интервью с родственником". Честно говоря, я даже не предполагала, какому испытанию подвергаю свою свекровь, когда отправляла к ней дочку за этим интервью! Список вопросов детям дала девочка-студентка. Тема была почему-то "Мода". А вопросы были такие странные и так сформулированы, что никаких высших образований для их понимания не хватило. Так, догадывались в общих чертах.
Например, такой вопрос: "Какие были прически?", "Какие украшения носились?", "Были ли юбки длинными или короткими?" Эти все "были" - это про "когда"? О чем идет речь? Мода вообще-то меняется довольно кардинально раз в 10 лет, да еще и в каждом возрасте свои нюансы, а у свекрови обзор в несколько десятков лет...
Дальше - больше, это вообще не расшифровали: "В замужестве, надевали ли Вы по своей воле одежду, отличную от того, что носили раньше?" Или от такого вопроса я вообще тихо офигела: "Носили ли богатые люди одежду особого цвета?" Может, имелись в виду какие-то африканские племена?
То ли студентка, которая сформулировала вопросы, была исключительно талантлива, то ли пыталась соригинальничать... А нам потом расхлебывать...