Шедевры искусства - громкие истории

Feb 26, 2015 13:56

В продолжение предыдущего поста...
Оказалось, что громкие скандалы, связанные с шедеврами искусства в наши дни, не всегда являются плодом фантазии авторов романов и сценаристов, а в жизни случаются истории, которые дадут фору любым придуманным сюжетам.
Эта история случилась несколько лет назад, и я как-то прозевала ее, а вот недавно прочитала статейку в интернете, и была просто в шоке.
Мы ездили в Вену лет 15 назад, конечно же, сходили в Бельведер, и конечно же, видели там "Золотую Адель" и другие картины Климта, и у меня даже мысли не мелькнуло, что эти шедевры могут переместиться куда-то со своего обычного места. Ведь картины Климта вообще, а особенно "Золотая Адель" - это в каком-то смысле символ Вены, ее "визитная карточка". Она разрекламирована и растиражирована по всей Австрии, от сувенирных кружек и футболок до шикарных изданий художественных альбомов. В Бельведере, конечно же, есть и другие известные картины, но эти занимают там особое место.




"Золотая Адель" - портрет Адели, известной венской аристократки еврейского происхождения, жены крупнейшего сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра и любовницы Климта. Создание картины, ставшей вершиной "золотого периода" Густава Климта, заняло 3 года. Адель умерла в 1925 году от менингита, в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти картины были переданы в Австрийскую Государственную галерею. Фердинанд бежал в Швейцарию, когда Австрию заняли нацисты, оставив картины семье своего брата. Он умер в 1945 году. Нацисты, естественно, прибрали картины Климта к рукам, а после окончания войны они, чудом сохранившиеся, оказались в музее Бельведер: Австрия применяла политику "добровольной" передачи предметов искусства в государственные галереи в обмен на разрешение вывезти часть коллекции. Семья брата Фердинанда, в том числе его племянница Мария Альтман, эмигрировали в Америку.
В 1998 году в Австрии был принят новый закон, который позволял жертвам войны претендовать на возврат любого конфискованного имущества. Тогда-то журналист Хубертус Чернин и раскопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, которое отменяло все предыдущие, в нем он оставил все картины своим племянникам. Марии Альтман на тот момент было 80 лет.
Судебные тяжбы, решавшие судьбу картин, длились 7 лет, но решение было принято в пользу Марии Альтман.
Она согласилась оставить их Австрии за сумму рыночной стоимости, сущую безделицу: 150 миллионов долларов, что было нереальным для министерства культуры Австрии. Сумма была почти собрана при помощи пожертвований и банковских займов, но за это время цена картин подскочила из-за шумихи почти вдвое.
В Австрии чуть ли не объявили национальный траур, тысячи австрийцев провожали картины.



Вскоре Мария Альтман продала "Золотую Адель" владельцу концерна "Эсти Лаудер" за 135 миллионов.


интересно, искусство, непридуманные сюжеты

Previous post Next post
Up