В продолжение
предыдущего поста...
Оказалось, что громкие скандалы, связанные с шедеврами искусства в наши дни, не всегда являются плодом фантазии авторов романов и сценаристов, а в жизни случаются истории, которые дадут фору любым придуманным сюжетам.
Эта история случилась несколько лет назад, и я как-то прозевала ее, а вот недавно прочитала статейку в интернете, и была просто в шоке.
Мы ездили в Вену лет 15 назад, конечно же, сходили в Бельведер, и конечно же, видели там "Золотую Адель" и другие картины Климта, и у меня даже мысли не мелькнуло, что эти шедевры могут переместиться куда-то со своего обычного места. Ведь картины Климта вообще, а особенно "Золотая Адель" - это в каком-то смысле символ Вены, ее "визитная карточка". Она разрекламирована и растиражирована по всей Австрии, от сувенирных кружек и футболок до шикарных изданий художественных альбомов. В Бельведере, конечно же, есть и другие известные картины, но эти занимают там особое место.
"Золотая Адель" - портрет Адели, известной венской аристократки еврейского происхождения, жены крупнейшего сахарозаводчика Фердинанда Блох-Бауэра и любовницы Климта. Создание картины, ставшей вершиной "золотого периода" Густава Климта, заняло 3 года. Адель умерла в 1925 году от менингита, в завещании она просила мужа, чтобы после его смерти картины были переданы в Австрийскую Государственную галерею. Фердинанд бежал в Швейцарию, когда Австрию заняли нацисты, оставив картины семье своего брата. Он умер в 1945 году. Нацисты, естественно, прибрали картины Климта к рукам, а после окончания войны они, чудом сохранившиеся, оказались в музее Бельведер: Австрия применяла политику "добровольной" передачи предметов искусства в государственные галереи в обмен на разрешение вывезти часть коллекции. Семья брата Фердинанда, в том числе его племянница Мария Альтман, эмигрировали в Америку.
В 1998 году в Австрии был принят новый закон, который позволял жертвам войны претендовать на возврат любого конфискованного имущества. Тогда-то журналист Хубертус Чернин и раскопал завещание Фердинанда Блох-Бауэра, которое отменяло все предыдущие, в нем он оставил все картины своим племянникам. Марии Альтман на тот момент было 80 лет.
Судебные тяжбы, решавшие судьбу картин, длились 7 лет, но решение было принято в пользу Марии Альтман.
Она согласилась оставить их Австрии за сумму рыночной стоимости, сущую безделицу: 150 миллионов долларов, что было нереальным для министерства культуры Австрии. Сумма была почти собрана при помощи пожертвований и банковских займов, но за это время цена картин подскочила из-за шумихи почти вдвое.
В Австрии чуть ли не объявили национальный траур, тысячи австрийцев провожали картины.
Вскоре Мария Альтман продала "Золотую Адель" владельцу концерна "Эсти Лаудер" за 135 миллионов.