Про утреннюю прогулку по городу расскажу в следующем посте, а в этом и так будет слишком много фоток.
Но сначала - об истории
Музея Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza), великолепном художественном музее, занимающем просторный дворец Вильяэрмоса.
Начало коллекции положил Август Тиссен, немецкий промышленник, купивший несколько скульптур Родена.
Его сын Генрих женился на Маргит Борнемисса де Касон и Имперфальва, баронессе, принял подданство Венгрии и стал бароном Борнемиса де Касон. В 20-е годы прошлого века барон, богатейший промышленник-сталелитейщик, тоже стал коллекционером, разыскивая и скупая произведения живописи.
Сын Генриха, Ханс Генрих, унаследовал от отца большую бизнес-империю, включавшую к тому времени корабельные верфи и нефтяные скважины, и обширную коллекцию живописи европейских мастеров XIV-XIX вв. Коллекция оказалась разрозненной, однако Ханс Генрих решил снова собрать ее воедино, для чего принялся покупать картины, в том числе у своих родственников. Поначалу он, как и отец, интересовался классической живописью, однако начиная с 60-х годов начал собирать и современных мастеров. В общей сложности он купил более 1500 полотен. Вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано, приобретённая бароном-отцом для хранения коллекции, оказалась уже мала, и новым домом собрания стал дворец Вильяэрмоса 18 века, расположенный неподалеку от музея Прадо. В 1992 году Ханс Генрих открывает Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, выставляя там свою коллекцию, а спустя ещё год продает её правительству Испании.
В феврале 2022 года (совсем-совсем недавно!) Кармен, вдова Ханса Генриха и сын Борха пополнили экспозицию еще 200 полотен, подписав соглашение с Министерством культуры Испании на временное владение (15 лет) с правом последующего выкупа.
Сейчас экспозиция музея включает около 1000 произведений искусства, и не только классику, но и более современные художественные направления, исторические периоды и живописные школы разных стран (именно то, чего я не нашла в унылом Прадо): импрессионисты, постимпрессионисты, русский авангард, европейская живопись начала прошлого века, немецкие экспрессионисты, американские пейзажисты...
Вообще имена впечатляют: Ван Эйк, Кранах, Дюрер, Караваджо, Рубенс, Франса Халс, Ван Гог, Гоген, Мондриан, Клее, Шагал, Матисс, Миро, Кандинский, Малевич, Гончарова, Дали, Ротко...
В вестибюле четыре огромных портрета, два - четы коллекционеров, Ханса Генриха и Кармен, и два - королевской четы. Не могу сказать, что это нескромно, вполне заслуженно.
Ну, а теперь - картины...
Слева: Фрагонар, "Портрет молодой дамы"
Справа: Камиль Коро, "Купающаяся Диана"
Йозеф Израэлс, "Жена рыбака на дюне, всматривающаяся в море"
Винсент Ван Гог, "Водяная мельница в Геннеле"
Гюстав Курбе, "Дети рыбака"
Камиль Коро, "Одиночество. Вспоминая Вижан, Лимузен"
Теодор Руссо, "Хижина угольшиков в лесу Фонтенбло"
Слева: Гассам Чайлд, "Пятая Авеню, Вашингтон-сквер, Нью-Йорк"
Справа: Поль Гоген, "Огонь на берегу реки"
Альфред Сислей, "Поворот реки Луанг, лето"
Камиль Писарро, "Версальская дорога. Зимнее солнце и снег"
Ренуар, "Пшеничное поле"
Слева: Поль Гоген, "Улица Жоверне в Руане"
Справа: Анри де Тулуз-Лотрек, "Жокеи"
Слева: Поль Гоген, "Мата Муа"
Справа: Рене Магритт, "Ключ к полям"
Жан Луи Форре, "Танцовщицы в розовом"
Слева: Максимильен Люс, "Фабрика в лунном свете"
Справа: Морис Вламинк, "Букет цветов"
Поль Синьяк, "Порт-е-Бессан, пляж"
Анри Манген, "Репродукции"
Поль Дельво, "Виадук"
Слева: Волт Кун, "Парень в цилиндре"
Справа: Георг Гросс, "Метрополин"
Режинальд Марш, "Человек-вулкан"
Слева: Лионель Фейнингер, "Дама в сиреневом"
Справа: Марк Шагал, "Петух"
Марк Шагал, "Серый дом"
Слева: Сальвадор Дали, "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" - вот уж не ожидала это здесь увидеть!
Справа: Карл Хуббух, "Двойной портрет Хильды"
Слева: Кристиан Шад, "Портрет др. Хаустена"
Справа: Георг Гросс: "Уличная сценка, Курфюстендамм"
Эдвард Хоппер, "Комната в отеле"
Дальше - классика...
Каналетто, "Гранд-Канале с Сан-Вио, Венеция"
Джованни Батиста Пьяцетта
Слева: "Портрет Джулии Лама"
Справа: "Портрет молодой женщины в профиль с маской"
Геррит ван Хонтхорст,
Слева: "Счастливый скрипач", справа: "Юноша, играющий на теорбе"
Слева: Франс Халс, "Рыбак, играющий на скрипке"
Справа: Михаэль Свертс, "Мальчик в тюрбане с букетом"
Слева: Эжен Делакруа, "Герцог Орлеанский показывает любовницу"
Справа: Фрагонар, "Качели"
Слева: Франсиско Гойя, "Портрет Хулио Ассенсио"
Справа: Давид Тенир, "Курильщики в интерьере"
Ян Вермеер ван Харлем мл. (не тот!), "Вид на Харлем с дюн"
Слева: Рембрант, "Автопортрет в шляпе и с двумя цепями"
Справа: Антонис ван Дейк, "Портрет Жака Ле Роя"
Слева: Робер Кампен, "Портрет толстяка"
Справа: Доменико Гирландайо, "Портрет Джованны Торнабуони"
Альбрехт Дюрер, "Иисус среди учителей"
Слева: Мартин ван Хемскерк, "Портрет женщины с прялкой"
Справа: Эдвард Хоппер, "Девушка за швейной машинкой" (это было в современном отделе, но так уж у меня соединилось)
Франсуа Клюэ, "Любовное письмо"