За несколько дней до третьего локдауна мы успели смотаться в Хайфу, в музей японского искусства "Тикотин". Музей оставался закрытым много позже открытия всех остальных израильских музеев. а я где-то вычитала рекламу их выставки "60 японских гравюр", которую они никак не могли открыть из-за короны. Выставка посвящена 60-летию открытия музея, я правда, прозевала в ее названии слово "современных", и оказалось, что это все меняет. Это был ужас-ужас...
Но постоянная экспозиция - роскошная, и весь музей оформлен с великолепным вкусом. Все в едином стиле, подписано подробненько, со знанием дела, нигде ни пылинки. Особенно это бросалось в глаза по сравнению с коллекцией восточного искусства в рамат-ганском музее.
Музей был основан в 1960 году Феликом Тикотином, в одном из залов показывают ролик с его биографией и фотографиями.
[Об основателе музея]Фамилия Тикотин - не японская, как я подозревала, а взята предками Феликса по имени польского городка Тикочин, откуда они эмигриривали в Германию. Феликс был архитектором, после первой мировой войны начал коллекционировать предметы японского искусства. Позже он стал всемирно известным коллекционером, галеристом и дилером произведений искусства, в основном японского. Открыл галерею в Дрездене, в 30х годах - огромную галерею в центре Берлина. В 1933 году состоялась крупная выставка в Голландии, и после нее уже коллекция вместе с ее владельцем не вернулась в Германию, стало ясно, что это небезопасно. Феликс открыл новую галерею в Амстердаме и разъезжал с выставками по всей Европе. Когда и в Голландии стало небезопасно, Тикотину удалось спрятать свою коллекцию и скрываться со своей семьей в крестьянских домах.
После войны Феликс Тикотин воссоздал свою коллекцию и вернулся в мир искусства. В 60х годах он принял решение поселиться в Израиле и подарить собрание городу Хайфе. Купил землю, открыл музей, но в Израиле так и не поселился, дожил до глубокой старости на берегу Женевского озера.
Мы в музее были единственными посетителями. Полнов безмолвие, приглушенное освещение и изящая красота вокруг.
Мне очень понравились гравюры. 16-19 век. Лаконичные, полные благородства линии, сдержанные цвета. Кроме Хокусая авторов писать не буду, это невозможно правильно выговорить и написать, и хотя я и сфотографировала таблички с авторами, очень подробные, но не буду мучать ни себя, ни тех, кто читает пост, и не хочется коверкать имена.
Итак, знаменитая "Волна" Кацусико Хокусая:
Многочисленные гейши с детскими ручками и ножками
Актеры, с указанием их имен, ролей и спектаклей,
Это, очевидно, "Три сестры" японские
бытовые сценки
Это вообще смахивает на скетч с подписью:
забавные жанровые картинки, почти все посвящены неожиданному дождю или снегопаду
Большая коллекция интереснейших нецкэ. Вот их можно разглядывать часами, зачарованно кружа вокруг стенда
Коллекция японских ножей. Это привело в восторг моего мужа, который когда-то всем этим увлекался, и бурчал целый месяц после рамат-ганского музея, когда неотреставрированный японский меч был подписан просто "Японский меч". Тут же подробно описывалось все: длина лезвия, материалы, период изготовления, отделка, мастер и т.д. Ну, и действительно, красота, конечно. Вот этот, например, с тиснеными золотыми журавлями:
И так, по мелочам, куклы, ширмы, футляры для печати, наборы для письма. Как тебе, pepppita, эти каллиграфические кисти, подходят?