На оперу идти мы не планировали, но решили пойти на экскурсию. Начинается она в 9 утра, а за билетами надо прийти еще раньше, за полчаса. Поэтому мы вышли в несусветную рань (для отпуска несусветную). Было солнечно, но хооооолодно... Опавшие листья и остатки травы прихвачены тонким инеем. Я бросилась на это эмпирическое подтверждение прогнозов завтрашнего снега, аки коршун.
Приехали на станцию метро "Карлсплац", оттуда в утреннем солнышке шикарный вид на Карлскирхе.
По дороге, в сквере, видим странную картину. По дорожкам ползают двое молодых людей, собирают окурки в специальную цветную емкость, перед этим каждый окурок тщательно фотографируется навороченным телефоном. Так и не поняли, что это было. Муниципальные службы? Собирают свидетельства преступных деяний и ДНК, чтобы потом вчинить иск тем, кто бросает окурки на тротуар? Если кто-то знает, что это было - удовлетворите мое любопытство, плиз. Фото издалека и ужасного качества:
Подходим к Опере. Великолепное помпезное строение, в свое время его открытие наделало много шуму и вызвало множество негативных рецензий. Избалованные были эти венцы!
Оба архитекторы, строивших Оперу, Август фон Зикарсбург и Фан дер Нюлль, не дожили до ее официального открытия. Все вокруг раскритиковали постройку, оказавшуюся на метр ниже уровня улицы Ринг, которая тоже в тот момент только строилась, а они это не учли. Строение обсуждали все, включая главного заказчика, императора Франца-Йосифа. Нюлль повесился, а Зикарсбург вскоре умер от инфаркта.
Перед входом змеится огромная очередь, которая привела меня в ужас. Все эти люди хотят купить билеты на экскурсию, которая начнется через 25 минут.
Но очередь двигается довольно быстро, и вскоре мы уже стоим в вестибюле, в разношерстной толпе у таблички "По-русски". Весь вестибюль полностью занят гомонящими толпами и толпочками, каждая со своей языковой табличкой: немецкий, английский, французский и какие-то нечитаемые иероглифы.
Русская толпа сама по себе неоднородна: от дам в натуральных мехах до невиданных (мною в последние 30 лет) вязаных шапочках с люрексом. Экскурсия еще не началась, а я уже обогатилась самой разнообразной информацией, от адресов фешенебельных ресторанов, где ужин стоит тысячу евро, до того факта, что в Вене есть дворец Хофбург, где когда-то давно распяли Христа, и от этого процесса остался гвоздик, на который в церкви Хофбурга можно посмотреть.
С опозданием минут в пятнадцать к каждой толпе подошел свой гид и утянул за собой, все группы моментально разошлись по разным точкам со слаженностью старинного менуэта. А я еще думала, как все это будет происходить параллельно? Все оказалось отрепетировано с точностью до нескольких минут, с другими группами мы пересекались потом только дважды, видимо, когда экскурсанты задавали вопросы и предыдущая группа задерживалась.
С точки зрения информативности экскурсия не очень впечатлила, но иначе посмотреть все эти уголки, пройти за кулисы, постоять на сцене (спокойно, я не пела!), разные залы, чайную комнату - думаю, самостоятельно это невозможно. В конце экскурсии мы еще немного походили там сами, пофотографировали, когда все разошлись, но без предварительного знакомства со зданием, даже если бы можно было зайти самим, в Венской Опере, наверное, появилось бы еще два Призрака, в пику Парижской, где был всего один. Заблудились бы и никогда не вышли.
Экскурсию вела молодая девушка с немецким (и чуть прибалтийским, но,
g_i_n_k_g_o, точно не одесским) акцентом.
Сначала нас повели за кулисы. Сцена оказалась совсем небольшой в ширину, но очень глубокой. Там было занято делом множество рабочих. Декорации в Венской опере меняют дважды в день: для того, чтобы артисты могли полноценно отдыхать после выступлений, представления никогда не повторяют два дня подряд, а утром - репетиция, и тоже другой оперы, и тоже с декорациями. Под сценой есть пространство глубиной в то ли 12, то ли 15 метров, где все это добро хранится, и декорации поднимают на специальных устройствах.
Закулисье выглядит, как завод с множеством странных механизмов:
Потом посидели в зале. Он не очень помпезный. В 1945 году Опера пострадала от бомбежек и пожара, зрительный зал, в отличие от великолепного вестибюля, парадной лестницы и чайной комнаты, был уничтожен. Так что декор современный.
А вот фойе Швиндта и мраморный зал, к счастью, не пострадали, и мы можем полюбоваться роскошной отделкой, люстрами, фресками, арками и орнаментами
В конце 19 века директором Венской Оперы был Густав Малер, озадачивший публику своими нововведениями: он выключил освещение во время представлений, запретил пускать в Оперу опоздавших (до этого туда приходили, кто когда хотел) и громко общаться и ходить во время представления. Сегодня такое поведение кажется дикостью, а тогда было в порядке вещей, и Малера очень осуждали.
Чайная комната императора. В антракте ее можно снять за какую-то безумную сумму в сотни евро.
Раз в год в Венской опере проводят бал. Нам показали фильм, как в течение одного дня (в Опере нет представлений считанные дни в году, и это один из таких дней) зрительный зал превращают в бальный: выносят все стулья и поднимают пол до высоты сцены. Один плюгавенький мужичок из экскурсантов, в затрапезной парке, живо поинтересовался: "Я слышал, что нужны две рекомендации, чтобы получить приглашение на бал. Это правда?". Эту "золушку" успокоили, что достаточно 300 евро и смокинга, чтобы осуществить мечту всей жизни. Мужичок удовлетворенно вздохнул.
Самое шикарное - это вестибюль и парадная лестница. Роскошный интерьер, торжественно-золотистый, с колоннами, статуями, стильными светильниками:
Возле здания Оперы:
А мы вернулись на Карлсплац, досмотреть то, что не успели утром, когда спешили.
Станцию метро "Карлсплац" построил австрийский архитектор Отто Вагнер, флагман венского югендстиля. Тут же находятся его музей и кафе. Сецессион во всем его великолепии:
Подошли к Карлскирхе, построенному в великолепном смешении разных стилей: барокко, византийского, исламского, древнегреческого.
Ярмарка на Карлсплац была еще закрыта, но бассейн на площади осушили, и вместо воды насыпали солому, в которой радостно барахтались местные детишки.
Вот привели целую стайку этих птенчиков:
Оттуда - к Дому Сецессиона, ослепительно белому на солнце, с шаром из золотых лавровых листьев на крыше.
Строения вокруг - тоже сплошной югендстиль:
А мы отдышались в кафе и отправились дальше, в музей "Леопольд"