Утро, "мороз и солнце", а у нас сегодня - Музей истории искусств, Kunsthistorisches Museum, или, как его здесь называют, KHM.
На 11 утра у нас куплены билеты на выставку "Караваджо-Бернини".
Здание музея просто потрясающее! Построенное специально под картинную галерею, оно и снаружи величественное, но внутри - нет слов! Широченная парадная лестница, мрамор, колонны, арки, орнаменты, и главное - какой-то улетающий ввысь купол с льющимся из верхних окон светом.
До 11 у нас еще 25 минут времени, и мы пошли на этаж под таинственным номером 0.5 (почти как платформа девять и три четверти в "Гарри Поттере"), там расположена коллекция декоративно-прикладного искусства, еще что-то античное и египетское, куда мы не дошли.
На самом деле, думаю, идти туда было ошибкой. Музей огромен, в картинной галерее практически нет не-шедевров. У нас весь визит занял 4.5 часа (с перерывом на кофе), и под конец мы уже просто не воспринимали то, что стоило бы посмотреть. Тащились мимо Тициана, Веронезе и Тинторетто, "обожравшись искусством", едва кивая, почти не останавливаясь. Поэтому лучше бы там не распыляться на все остальное. Во второй визит - да, можно, и безусловно интересно, но не в первый.
В 11 нас запустили на выставку
Несмотря на то, что туда пускают по времени, людей было много, особенно доставали группы с гидами, приходилось лавировать между ними и ловить момент, когда они отходят.
В принципе, там не только Караваджо и Бернини. Это скорее выставка Римского барокко, 17 век. Произведения скомпонованы по темам, даже скорее по эмоциям. Удивление - отдельно, ужас - отдельно, в том уголке любовь, а в этом - страдание. Мне такое деление показалось немного странным, а еще более непонятным - дополнительное деление по сюжетам.
Например, в разделе ужасов, рядом с караваджевским "Давидом с головой Голиафа" - еще несколько давидов и парочка юдифей с олофернами. И все, конечно, при отрубленных головах.
Или, в разделе "Видения" - целый женский батальон "Марий Магдален в экстазе", нам даже показалось, что это одна и та же натурщица...
Утрированный свет и тень, искаженные от страха или страсти лица, у всех открытые в ужасе рты (муж комментирует: у них проблемы с носоглоткой, как у всех израильтян, наверное. А, так это же "Избиение младенцев", дело происходит в Иудее, так что все правильно) :)
Ну, это так, посмеяться, а на самом деле выставка отличная. И работы великолепные, и организация: темные стены, приглушенное освещение, еще более добавляющее драматизма...
Караваджо, "Нарцисс"
Караваджо, "Мальчик, укушенный ящерицей"
Гениальные скульптуры Бернини, филигранные портреты с явно прочитывающимися характерами.
Кардинал Сципионе Боргезе (слева) и Томас Бейкер (справа). Ах, кружевной воротник, ювелирная работа!
Хладнокровный и хитроумный кардинал Ришелье (слева) и прекрасно-омерзительная Медуза (справа):
Караваджо, "Давид с головой Голиафа"
Симон Вуэ, "Автопортрет" и Бернини, "Автопортрет". Он и живописцем был отличным, как оказалось.
Я, конечно, не могу здесь показать все картины и скульптуры, и даже тех, что особо понравились, было слишком много. По этому линку можно посмотреть отличный
ролик музея, там будет побольше, но тоже не все.
А мы набрали воздуха и двинулись смотреть постоянную экспозицию. Она - бесценна, такое количество шедевров даже трудно воспринять адекватно.
Положу здесь просто несколько фото (те, что не удалось снять прилично самой, утащены из интернета), чтоб не забыть. Меня всегда цепляют выразительные портреты, с живым выражением лица, с характером.
Ганс Голбейн (мл.), "Портрет молодого человека"
Бартель Бэхам, "Портрет математика"
Еще одна Юдифь. Лукас Кранах, "Юдифь и Олоферн", изящная такая дама, держит свежеотрубленную голову, аристократически оттопырив мизинчик.
И еще Кранах, "Саксонские принцессы"
И много Брейгеля-старшего, только на то, чтобы подробно рассмотреть эти многофигурные и многосюжетные бытовые композиции, нужен час.
"Крестьянская свадьба"
"Крестьянский танец"
Еще один "Крестьянский танец", но уже Питера Артсена
Еще Питер Артсен, "Рынок"
"Вавилонская башня" Брейгеля, один из символов музея:
"Возвращение стада", Брейгель
"Охотники на снегу" Брейгеля, тоже знаковая картина
Бартоломеус Спрангер, "Автопортрет" и Ханс фон Аахен, "Пара в пансионе"
Ян Массейс, "Веселая компания"
И фрагмент, муха на кувшине крупным планом. Я ее чуть не начала с картины сгонять:
Потрясающий по реализму портрет Самюэля ван Хогстратена, ученика Рембрандта, «Еврей, выглядывающий из окна» - полное ощущение, что на музейной стене - настоящее окно со стариком за решеткой.
Якоб Йорданс "Бобовый король" - огромное полотно
Фрагменты:
Франц Хальс, "Портрет юноши" и Тинторетто, "Портрет пожилого мужчины с седой бородой"
Кристоф Паудисс, совершенно потрясающие портреты, возле старика я залипла надолго.
"Портрет молодого мужчины в берете с пером" и "Мародер"
И - жемчужина, Ян Вермеер, «Аллегория живописи» («Искусство живописи»). Стояла долго, уходила, возвращалась...
Вот вроде, тоже Нидерланды, тот же период, тот же жанр, высочайшее мастерство, детализация. А нет света вермееровского - и нет волшебства...
Франц ван Мирис, "Кавалер в магазине тканей", фрагмент
Веласкес, инфанты и Тициан, "Фабрицио Салваресио"
Арчимбольдо, "Лето" и "Огонь"
Веласкес, "Король Испании Филипп IV" и Пармиджанино, "Портрет в выпуклом зеркале"
И еще один Пармиджанино, "Амур, строгающий лук". Фрагмент: меня там не столько Амур привлек, сколько шкодные дерущиеся ангелочки:
Ну вот, буду заканчивать, пока редактор ЖЖ не погнал меня поганой метлой за такое количество фотографий.
Ах, да, не могу не рассказать. Посреди визита нам было просто необходимо посидеть и отдохнуть, и мы зашли в музейное кафе. Нет, не так - КАФЕ!!! Это нечто потрясающее! Не из-за вкуснейших тортиков и настоящего венского кофе - нет, хотя и это было. Там такая обстановка! Кафе находится в самом центре музея, под тем самым куполом, под ажурными балкончиками и мраморными колоннами. По центру кольцом бархатные диванчики, бесшумно скользят с подносами вышколенные официанты.
Впечатление от музея было таким сильным, что мы после него уже пошли в отель, переваривать все увиденное.
А вечером нас еще ждал "Реквием" Моцарта в Michaelerkirche ...