На последний день (на закуску) мы оставили организованную экскурсию. На ту, которая "15.15", решили пойти, только если уйдем с этой: там, наверное, основная часть экскурсии проходит уже в темноте. А эта - бесплатная, вернее, за чаевые, в 11.00, и в случае чего, будет не жалко уйти.
Уходить не пришлось - гид оказался интеллигентным, подкованным, приятным и доброжелательным, а половина экскурсантов - соотечественниками, так что мы себя чувствовали очень комфортно. Единственная неприятность - каждый раз начинался дождь и мы передвигались перебежками.
Обычно я очень внимательно слушаю, но уже через день забываю почти все, что услышала, а так как прошло уже намного больше двух дней, то в моей памяти задержалось совсем немногое.
Так что перескажу отрывками, то, что помню (а может, это и к лучшему, что забылось? кому это надо и кто такое выдержит?)
Экскурсия началась от Памятника Свободы, так что нам сразу рассказали о том, как в Латвии провозгласили независимость, тем более, что как раз в этом году бурно праздновали 100-летие этого события.
Потом мы остановились у гранитной памятной доски "Следы", которая находится в двух шагах от нашего отеля и где мы проходили бессчетное количество раз, ни разу не заметив ее. Вот для чего нужны экскурсии - чтоб "разуть глаза".
Пять лет назад эту доску подарил городу Вильнюс, и такие же установлены в самом Вильнюсе и Таллинне, в честь акции "Балтийский путь". В 1989 году жители Литвы, Латвии и Эстонии выстроились в живую цепь длиной почти 600 км, соединив собой все три города и выразив таким образом требование прибалтийских республик отделиться от СССР и стать независимыми. Под гранитной плитой замурована капсула с посланием потомкам, в котором говорится об этой акции. Гид сразу предложил нам представить, возможна ли такая акция в наше время - не лайки поставить, а действительно выйти на улицу физически. Пришли к выводу, что выйдет мизерное количество.
На площади Ливов можно увидеть волнообразные скамейки (и газоны летом) и огромную каменную голову (Ливское божество). Волнообразность символизирует небольшую речушку Ригу. Она протекала на этом месте восемь веков назад, а на ее берегах жило языческое племя ливов. К нему со временем присоединилисьи другие племена, но все они были очень воинственно настроены, и все проезжие торговцы объезжали их стороной - себе дороже. Двух прибывших епископов-миссионеров язычники скушали на обед. Ну, или не скушали, но зарезали. В начале 13 века сюда прибыл крестовым походом епископ Альберт с не менее воинственными пилигримами, и процесс пошел намного эффективней. Что меня поразило - гид спросил, как мы думаем, сколько человек участвовало в войне. Оказалось, язычников было человек 80, включая женщин, стариков и детей, а крестоносцев - 20, тоже включая сопровождающих. Меня эти числа поразили, я думала, там были тысячи и тысячи...
Основали город с корабельной гаванью и порт стал довольно заметным на торговой карте мира.
В тесном дворике на улице Вальню 2 - статуя Золотого рыцаря, символизирующего прибалтийстко-немецкое господство. В конце 19 века латыши составляли меньше половины населения Риги, и самой большой этнической группой не-латышей (около половины) были именно немцы. По призыву Гитлера в 1939 году абсолютное большинство остзейских немцев покинуло Ригу.
Шведские ворота и исторический комплекс, построенный вокруг остатков средневековой городской стены. Шведскими ворота называется потому, что были построены во времена шведского владычества и рядом со шведской казармой.
Тут же - бронзовый памятник "Призрак". Существует легенда о двух влюбленных - латышской девушке и шведском офицере, которые за нарушение общественной морали были замурованы в крепостной стене.
Кафедральный собор святого Иакова
Пимпочку слева на куполе видите на фото наверху? Это козырек, под которым висит колокол. В средние века он назывался "колоколом грешников" и созывал горожан на Ратушную площадь по всевозможным поводам - от казни до пожара. Легенда о колоколе гласит, что он звонил каждый раз, когда под ним проходила неверная жена.
Здание Рижской биржи, где сейчас находится Художественный музей зарубежного искусства.
В атриуме висит арт-объект Дмитрия Гутова "Гондола". Я все надеялась, что гид расскажет, "что сие означает", но видимо, это в принципе невозможно. Ну, наверное единственное логическое объяснение - это соответствие самому зданию биржи, построенному в форме венецианского ренессансного палаццо. И еще нам рассказали, что в Венеции художника, попросившего гондолу на растерзание, чуть не линчевали гондольеры.
А еще мы там застали свадебную съемку:
На Ратушной площади гид обсмеял Дом Черноголовых (вернее, его реплику), за то, что это реплика. Вроде как абсолютная ценность его ноль целых ноль десятых, как и всех остальных зданий на площади, полностью разрушенной во время бомбежек. А единственным аутентичным зданием на площади является музей оккупации Латвии, здание, построенное в 1970 году. Как по мне, лучше изящная реплика, чем аутентичный гроб (а именно так выглядит этот музей).
В Ратуше и сейчас находится муниципалитет. На входе под стеклом хранится огромный ключ от города. Дело в том, что до 2011 года город был практически не заперт. Произошло это потому, что свои ключи рижане дарили кому ни попадя. Два символических золотых ключа преподнесли фельдмаршалу Шереметьеву после сдачи города русским войскам в начале 18 века, и они до сих пор хранятся в Москве, в Оружейной палате. В честь 810-летия города устроили акцию: рижане бросали ненужные ключи в специальный сундук (собрали 53 тысячи ключей), а потом из них отлили гигантский ключ от города весом в 50 килограмм.
Уже два года каждый круглый час колокола на башне Ратуши исполняют мелодии Раймонда Паулса, каждый час другую. Нам достался "Миллион алых роз", который в оригинале на латышском языке - про маму и дочку, а совсем не про розы.
Последняя точка экскурсии - Домская площадь. Рассказали, почему собор стоит в низине и к нему надо спускаться - культурный слой.
Узнали про рижских петухов. Выяснилось, что не зря мы здесь собрали коллекцию "Очень одиноких петухов", они - символ города и их можно увидеть на многих соборах, традиция украшать петушками шпили соборов в Риге идет с конца 15 века. Опасная у них должность - соборы очень часто горели от ударов молнии, все они высокие. Петух на соборе св Петра благополучно пережил два пожара, теперь на пенсии, в соборном музее.
Петух на шпиле Домского собора отработал 400 лет, его сменили в 1985 году. Его-то мы и видели в соборе после концерта.
Существует традиция, по которой архитектор в день открытия собора самолично должен сесть на крыше верхом на петушка, выпить бокал шампанского и шваркнуть его на землю. Количество осколков, на которые разбивается бокал, символизирует количество лет, которые церковь простоит. В последний раз эта аттракция наблюдалась после реставрации церкви Петра в 1970 году.
После экскурсии пошли пообедать в симпатичный итальянский реторанчик
"Sale & Pepe".Все было отлично, за исключением того, что фокачча на фокаччу была совершенно не похожа. Скорее какая-то друзская лафа, тоненькая и бледная. Ну ладно, мы переглянулись, но претензий не высказывали, мало ли где какую фокаччу пекут? В Киеве под этим названием нам подали какие-то сухарики из муки и соли. Правда, вечером, уже в другом ресторане, нам подали такую же фокаччу и тут я уже не выдержала, поинтересовалась. В ответ официантка мне сообщила, что она лично в Италии не была, но нигда в Риге мы не найдем другую фокаччу.
Потом мы еще походили по городу в сумерках, зашли в ТЦ...
Вечером пошли в джазовый клуб, и там был облом: надо было заказывать столик заранее...
Обиделись на них и пошли опять на ярмарку: на Домской площади рождественские песни тоже в джазовой обработке, и такие классные, что народ прямо танцует.
Такая необыкновенная атмосфера!
Вообще ночная Рига хороша!