День пятый, Рига, ар нуво

Dec 24, 2018 12:30

На сегодня у нас запланирован ар нуво. В принципе, он в центре Риги практически везде, но есть такие специальные грибные места, где больше всего.

По дороге зашли в огромный двухэтажный сувенирный магазин позади памятника Свободы. Еще по прошлому визиту помнила, что на нижнем этаже там можно посмотреть отличные картины. Не хуже иного музея, чес-слово!







Там, конечно, и ширпотреб имеется, причем дороже, чем приличные работы, но мы их проигнорируем, будем любоваться прекрасным.

Латвийская академия художеств, мрачное здание, мелькающее на фоне в "Шерлоке Холмсе". Слава Богу, догадались снять современную толстозадую уродливую статую зеркальной Венеры перед фасадом.


Зашли внутрь - а вдруг есть какие-то выставки? Внутри тоже ниче себе так, высоченные окна с витражами...



А вот с выставками мы промахнулись.. Там оказались выставлены только студенческие работы. Уровень - второй класс черновицкой художественной школы был сильнее. И я не шучу.

Приближаемся к улице Элизабетес, ар нуво чувствуется все больше.


А дальше - квинтэссенция рижского ар нуво, улица Альберта, с Музеем Югендстиля на углу. В прошлый приезд мы оказались здесь уже под вечер, и заходить в музей сил не осталось, ограничились одной лестницей. Она там, конечно, такая, что за нее можно душу продать, но в этот раз у нас в планах и сам музей.

Сотрудницы музея шастают в соответствующих эпохе нарядах, вызывая жгучую зависть шляпками.

Начали с -1 этажа, где находится гардероб. На входе - забавная выставка авторских кукол Баб-Ёжек. Не думаю, что есть какая-то связь со стилем модерн, но экземпляры попадались стОящие.







Там же, в разных комнатах можно увидеть научное, так сказать, обоснование стиля: фильм о зданиях ар нуво в Риге (и когда видишь все это, собранное в кучу и мелькающее на экране какой-то бесконечной вереницей, поражает еще больше), интерактивная экспозиция с описанием различных помещений реконструированной квартиры, предметов интерьера и их предназначения, интерактивный перечень работавших в Риге архитекторов и их работ.

Тут мы пополнили нашу коллекцию "Портретов одиноких петухов" новым экземпляром. Это витраж.


Есть еще такое хитрое зеркало. Смотришься в него, и вдруг в нем рядом с твоим отражением появляется некто в костюме стиля модерн, прихорашивается, расправляет складки одежды, сдувает пылинки с плеча и поправляет шляпку, опять же вызывая зависть своим нарядом.


А еще там нашлась небольшая комнатка, где я обнаружила настоящее сокровище: вешалку с накидками и шляпками, чтобы в образ войти. И я вошла. И воплотила наконец детскую мечту о широкополой шляпе.















После этого все остальное уже померкло. Но мы все-таки поднялись наверх и прошлись по квартире, замершей во времени в начале 20 века. Замечательно сделано, не хуже аналогичного музея в барселонской Каза Мила. И даже лучше - украшено к Рождеству.


















Фотографий оттуда было несметное количество, очень трудно выбрать, что добавить в пост. Поэтому безжалостно выбросила и уютную спальню с тяжеловесным шкафом, украшенным резьбой легкомысленного растительного орнамента (наверху пылятся чемоданы и шляпные коробки), узкой кроватью с горой подушек и стыдливо притулившейся у ножки керамической ночной вазой, выбросила и резную деревянную вешалку для ключей, и монументальный унитаз с изящной синей голландской росписью, и крошечную комнатку служанки со швейной машинкой.
Самое интересное помещение - это, конечно, кухня. Всегда интересно посмотреть, как был устроен быт в прежние времена, а кухня - это очень густая концентрация быта. Висящая на стене кофемолка, баночки-горшочки, медные пузатые кастрюльки, плита, которую надо топить дровами, и в ней же - емкость, куда заливается вода для мойки посуды. Она греется от плиты, а в раковине есть только холодная вода. Короче, куча интересных мелких подробностей, а показывает их бабулька, наряженная служанкой. Еще и свежим, только что испеченным печеньем угощает.






Знаменитую музейную лестницу можно рассматривать бесконечно, фотографировали ее снизу, потом с миллиона ракурсов, поднимаясь на самый верх. Снизу, кстати, интереснее всего.




А вскарабкавшись на пятый этаж, мы с удивлением обнаружили там вход в дом-музей художника Розентала и писателя Р. Блауманиса с построенной на чердаке мастерской художника. В интернете я не видела упоминания этого музея, и художника этого не знала. В тот же день, позже, мы видели множество его замечательных работ в Латвийском национальном художественном музее на улице его же имени. Но в тот момент мы еще не были так близко знакомы. Зашли в музей, осмотрели мастерскую.


Довольно уныло. Но! Нам любезно позволили открыть окна, и оттуда открылся великолепный вид на здания напротив, на все это роскошество со шпилями, эркерами, пилястрами и фронтонами, на жуткие кричащие женские маскароны, на фигуры, орнаменты и колонны, и все это - на высоте глаз, а не где-то там в поднебесье. Кажется, что это видно только тебе, по секрету.








Утомившись от такого количества красоты, зашли попить кофе и посидеть-отдохнуть в Art Café Sienna напротив музея.
Очень необычное место, атмосферное, заставленное антикварной мебелью, стопками книг, журналов, художественных альбомов, статуэтками, ширмами, шторами, торшерами, огромными креслами, кушетками и диванчиками, фарфоровой посудой, и где-то там, в уголке, стыдливо спряталась кофейная машина и стойка с небольшим выбором десертов. Полное ощущение, что зашел не в кафе, а в гости к взбалмошной тетушке. Два кофе и брауни размером с небольшую шоколадную конфету стоили, как полный обед на двоих в "Лидо" )) Но оно того стоило, за атмосфЭру тоже надо платить. Тем более, что в "Лидо" нас ни разу не провожал официант, похожий на английского лорда, распахивая дверь и ожидая снаружи, склонив голову в почтительном поклоне. Так что мы полностью погрузились в декаденство... Жаль, шляпу пришлось в музее оставить, она бы здесь пришлась очень кстати.













Оттуда мы направились в Художественный музей. Но шли, конечно, по тем же улицам Альберта, Элизабетес и Бривибас, так что я добавлю еще несколько фото зданий, не могу удержаться...

Ар нуво имеет миллион названий, в разных странах он звался по-разному. Французское art nouveau, английский modern style, немецкий Jugendstil, австрийский и чешкий Secession, русский модерн... В Риге прижилось немецкое название, но сам стиль получил здесь свой неповторимый изящный и изысканный оттенок.
Википедия говорит, что "по состоянию на 2000-е годы в югендстиле выполнено около трети зданий рижского центра, что делает Ригу городом с наибольшей концентрацией архитектуры ар-нуво в мире". Поэтому неудивительно, что на фасадах зданий толпится такое количество статуй и украшений, словно они вышли на первомайскую демонстрацию. Я даже задавалась вопросом, где народу больше - на зданиях или внутри...

Это угловое здание по адресу Alberta iela 12, где и находится музей. Оно было спроектировано архитектором К. Peksena как личный дом. Здесь в югендстиль вплетаются элементы ренессанса и средневековья.


Здание со львами, спроектированное Михаилом Эйзенштейном.


Что-то из египетской мифологии... По каждому зданию можно писать исследовательскую работу.


И дальше - полная вакханалия...














музеи, мужнины фото, Рига, отдых, архитектура, рестораны, поездки, отпуск зима 2018

Previous post Next post
Up