читаю Андерсон, Гулишиан "Человеческие системы как лингвистические системы". Очень понравилось их представление о терапевтическом диалоге:
- Терапевт одновременно поощряет развитие множества различных и, порой, противоположных идей. Живой интерес и уважение демонстрируется терапевтом в одинаковой степени к любой идее. Терапевт принимает серьёзно всё, что бы ни было сказано пациентом, и совместными усилиями направляет сказанное в плоскость правдоподобности, вероятности. По направлению к своей цели терапевт не должен рассматривать ни одну из точек зрения как «правильную» или «неправильную». Такой подход создаёт возможность совместного исследования более интимных сторон жизни клиента и поэтому способствует расширению, смещению и синтезу новых описаний, интерпретаций и, конечно, значений.
- Терапевт выбирает для ведения диалога язык, направленный на сотрудничество. Он воспринимает всерьёз слова пациента вне зависимости от того, кажутся ли они ему странными, тривиальными или шокирующими. Изучение личности должно опираться на уважение, но не на оценку высказанного. Благодаря этому повышается лингвистическая мобильность диалога, продвигая его по пути сотрудничества в обход конфронтации, конкуренции, поляризации мнений и инертности.
- Терапевт изучает, понимает и поддерживает диалог на языке клиента, поскольку он важен для клиента как метафора его собственного опыта. Слова пациента и их значения отражают происходящее в его жизни. Для терапевтического диалога неотъемлемой частью является понимание клиента через метафоры его собственного опыта.
- Терапевт представляет собой благодарного слушателя, который не достигает понимания слишком быстро. Чем быстрее терапевт понимает своих клиентов, тем меньше шансов остаётся для выражения себя через диалог и тем больше вероятность ошибки при интерпретации. Быстрое понимание обладает опасностью заблокировать развитие нового значения (новых описаний) как для клиента, так и для терапевта.
- Терапевт задаёт такие вопросы, ответы на которые требуют постановки новых вопросов. Это значит, что терапевт, разработав предварительно стратегию задавания вопросов, не концентрирует своё внимание на получении информации или регистрации определённого рода данных. Вопросы не имеют своей целью прерывание хода мыслей, поиск ответов-штампов или выявление гипотез и предположений клиента. Вопросы это инструмент терапевта, используемый в терапевтическом диалоге таким образом, чтобы направлять диалог в русло максимально возможного генерирования новой информации, нового понимания, значения и интерпретации. Такой метод требует от терапевта серьёзного восприятия сказанного, хорошей памяти, позволяющей ему выделять в ходе беседы «кусочки» диалога, чтобы потом использовать их в этом же или другом диалоге с данным клиентом. Всё это - части развивающихся новых связей, или процесса синхронного ведения множества диалогов, в которых через некоторое время зарождаются новые идеи, вступающие в контакт друг с другом. Именно при помощи вопросов мы выражаем своё умение «конструировать мир». Вопросы, задаваемые терапевтом, являются трамплином для двустороннего изучения и дискуссии.
- На терапевта возлагается обязанность по созданию диалогового контекста, который предусматривает обоюдно поддерживаемое сотрудничество в процессе определения проблемы. Однако, терапевт не стремится самостоятельно выделить проблему или направлять диалог в русло формирования проблемы, исходя из собственных предубеждений. В его задачу также не входит развитие диалога в сторону некой согласованной (или синтезированной) дефиниции проблемы. Терапевт способствует возникновению на почве данной проблемы множества реальностей с целью создания максимально возможного количества новых значений.
- Терапевт поддерживает диалог с самим собой. Это значит, что терапевт обязан развить в себе способность рассматривать ситуацию с разных точек зрения, даже если его собеседник - он сам. Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать появлению ситуации, когда одна мысль или группа мыслей «оккупирует» всё мышление. Все точки зрения и идей терапевта подвижны, находятся в процессе становления и всё время подвержены изменениям, достигаемым через диалог. Точнее говоря, терапевт, как и любой другой участник беседы, готов к диалогу и перемене своей точки зрения. Это однако не означает, что у терапевта не должно быть предубеждений, мнений и предположений. В терапевтической беседе создаются предпосылки для возникновения диалога, причём таким образом, что беседа не является чем-то завершённым.