В этом году я обновил свой Kindle, и вот под конец года он прислал мне на почту обложки прочитанных на устройстве книжек за этот год. Я поглядел на это дело и решил накатать для себя небольшой текст воспоминаний - чем мне запомнилась каждая из них. Пускай будет эдакий резолюшн-псто за 2016 год.
Nobody's Home by Tim Powers
Короткая повесть, а то и длинный рассказ… Что в нём зацепило, заставило вернуться и перечитать - ощущение мира, который существует за пределами текста, чувство того, что стоит дойти до угла описываемой автором улицы и заглянуть за него - и там будет что-то ещё. И ещё фокус на обычных людях, а не на декоративной абракадабре. Что, разумеется, не означает, что здесь ничего такого нет. Но существование изгоняющих призраков заклятий и коварных оборотней не отменяет простых человеческих ошибок и отклеившихся накладных усов. И это подкупает.
Хоровод воды Сергея Кузнецова
«… свивая тысячи путей в один, бурливый, как река…» Иначе и не сказать. Книга начинается с бытовой, даже нарочито бытовой серости, ежеминутных внутрисемейных будней. Но то, что поначалу кажется тихим омутом, постепенно становится в глазах неопытного читателя рекой - событий, деталей, воспоминаний - и заканчивается бурным водопадом заключительной сцены, на контрасте с началом ещё более волшебной. У Сергея Кузнецова получилась очень человеческая книга.
Папа сожрал меня, мать извела меня - сборник сказок в двух томах
Деконструкция волшебной сказки - жанр уже не новый, и даже слегка подистёршийся. В самом деле, после Геймана и Мьевилля, после Сапковского, после Пелевина, да хотя бы после Fables трудно сказать в этом деле хоть что-то новое. Но в этом сборнике есть несколько пронзительных историй (например сказка о вплетении нужных цветов в платье принцессы), есть несколько просто хороших. И уже поэтому я благодарен авторам и составителям этих двух томиков.
Playing at the World by Jon Peterson
Объёмистая монография об эволюции настольных игр. Джон Петерсон обстоятельно рассматривает процесс превращения шахмат - через знаменитый австрийский kriegspiel - в Dungeons and Dragons. История, следы массовых культур, заимстования штампов и тропов из жанра фэнтези - вот лишь несколько аспектов, подробно изложенных в этой книге. Черезвычайно интересно, хоть и суховато - а местами и вовсе сухо. Интересующимся экзотическими настольными забавами и гейм-дизайном - читать, остальным - сугубо по желанию.
The Freelancer's Survival Guide by Kristine Kathryn Rusch
Любопытный писательский гайд, который кроме общепонятных истин расскажет wanna-be-автору, как вести себя с издателем, как выпрашивать у него нужное количество денег, что стоит держать на рабочем столе, а что туда нельзя пускать ни под каким соусом, и тому подобное. По сути, у Кристин Раш получилось не руководство к действию для вольнонаёмного писателя, а книга советов для фрилансера любого рода. Некоторая, и довольно большая часть этих советов актуальна лишь для Соединённых Штатов Америки (например то, что касается налогов и медицинской страховки). Но львиная доля информации будет актуальна для всех читателей.