Кен Левин делает настоящие постмодернистские компьютерные игры. После завершения Bioshock Infinite (этакой стимпанковой смеси «Терминатора-2» с «Лабиринтом Фавна») мозг отчаянно пытается вспомнить все замеченные аллюзии на культурное наследие прежней эпохи. Прежней - это, конечно, до Bioshock Infinite.
Сюжетная линия довольно проста: к Букеру Де Витту (дурная репутация, значок конторы от самого Пинкертона и металлическая безысходность в голосе) обращаются за помощью пока-ещё-неизвестные люди. За пущую безделицу - доставить конкретную особу из города Колумбия - они предлагают решить его прежние проблемы. Чего Де Витт не знает, так это то, что Колумбия на самом деле парит высоко над землёй, особа способна на нечто особенное, а прежние проблемы...
Стоп. Если продолжать в том же духе, то можно сделать две большие ошибки, которые уже массово совершает сообщество интернет-обозревателей: начать выдавать секреты игры тем, кто в неё ещё не играл, но хочет это сделать, и начать выдавать свои домыслы за вышеупомянутые секреты, что, на мой взгляд, ещё хуже. Игра же удалась: общая истерика на тему «все должны пройти Инфинит» ещё только набирает обороты, и даже недовольное меньшинство соглашается, что уж 7-8 баллов из десяти новое творение Irrational Games заслужило.
В чём же заключается такая массовая популярность?
За пригоршню динамита
В приличном обществе принято считать, что Infinite - это игра идеальная, все точечные недостатки которой если и видны, то затмеваются суммой её достоинств (ах, концовка!). Рискну сказать, что это не совсем так: это очень хорошо сделанный интерактивный опыт, занимающий свою чётко определённую нишу, подобно тому, как занимают своё место на пьедестале «серьёзных комиксов» «Хранители» Алана Мура.
Левин уже отметился едкой критикой потребительского общества в первом «Биошоке» - изображённый там рукотворный рай для властителей человеческих дум распадался на куски в полном соответствии с провозглашёнными идеалами «свободной конкуренции, свободной от ложной морали». Пикантной вишенкой на этом пикантном торте с запахом морской затхлости, рыбы и ржавого металла было то, что первый «Биошок» оказался ещё и критикой компьютерной игры, как явления. Будьте любезны, проследуйте сюда! Будьте любезны, убейте ещё сто врагов до очередного продвижения по сюжету! Будьте любезны сначала фотографировать, а потом стрелять, а так же любить и ненавидеть по нашему приказу! Всё это, разумеется, приятно будоражило кровь и позволяло рассуждать о интеллектуальности занятия в целом, а так же о том, какие они все сво.
Infinite учитывает достижения предка и в доступной форме соглашается с игроком в том, что они все, безусловно, сволочи, вне зависимости от того, кричат ли они «С нами Бог!» или нет. Не забывая при этом подбрасывать мелкие, едва заметные крупинки идей, которые откладываются на подкорке сознания.
Сочетание карканья ворона и поиска лучшей доли, комбинация мерного шага и нервно-машинального передёргивания затвора, все эти задачки на пространственно-временной континуум, который, как мы знаем, парадоксов друг... И вот игра из научно-фантастического боевика «под старину» внезапно превращается в психоаналитический этюд с кушеткой и карательным электрошоком. И фабула как бы отвечает игроку на немой вопрос в глазах вопросом: «А чего ты, собственно, хотел?». И тогда игрок и осознаёт, что - нет, ничего не в праве был хотеть, ибо предупреждён был, и не раз. И выхода из создавшейся кутерьмы не найти ему никогда, о, nevermore.
Девушка пела в церковном хоре
И если бы оно на этом всё кончалось, то быть бы Infinite отрадой могучей кучки высоколобых ценителей и фанатов (слово-то какое гадкое, на самом деле, впрочем, как и следующее) франшизы. Но кроме психологизма и научной фантастики у нового «Биошока» есть и третий козырь в рукаве. Дама. И имя ей - Элизабет.
И это действительно достижение масштаба индустрии, и безоговорочная победа всей команды сценаристов, художников, аниматоров и остальных людей, подаривших нам часы общения с этим персонажем. Кто мог бы с ней сравниться? Аликс Вэнс?
Но Аликс Вэнс была девять лет назад.
Кроме того, будем откровенны: Аликс, как персонаж, и как элемент сюжета, была выписана гораздо проще и топорнее. Дочь одного из сослуживцев Фримена, она стала неплохим инженером, бойцом и другом для Гордона. Но... и всё.
Элизабет делает для Букера гораздо больше. Даже если закрыть глаза на тот массив комплексов и подспудных желаний, характерных для мужского сознания, Элизабет не только становится для него шансом на исправление. Она изменяет всю его картину мира, и даёт возможность разобраться не только в том, что происходит, но и в своих (и чужих, куда ж без этого) скелетах в шкафу.
Она даёт ему веру.
И Infinite, схлопывая все свои идейно-сатирические подтексты, превращается в историю о том, на что человек может быть способен ради чужого счастья. Тем более, что совершенно не обязательно для него бывает подчас отправлять на убой целые армии, брать приступом воздушные корабли и бросаться в самоубийственную атаку на невообразимое. Иногда нужно рассказать правду. Или спеть песню. Или протянуть яблоко, как знак примирения и дружбы.
Просто так.
О том, что никто не придёт назад
Вот, собственно и всё.
Игры, подобные Infinite, не так и редки, хоть и не настолько и часты, чтобы их пропускать, если, конечно, такое развлечение вам по душе. И да, время после его прохождения делится на две части - до окончания игры, и после. Но то же самое бывает, когда первый раз добираешься до конца хорошей истории. Со временем это проходит.
Я бы, конечно, посоветовал пройти её сначала на обычном уровне сложности - чтобы гром пушек и запах пороха не отвлекали от его величества Сюжета. А потом уже переключиться на расхваленный режим имени 1999 года, чтобы настреляться вдоволь. Впрочем, Infinite - игра для взрослых людей, поэтому, думаю, вы сами как-нибудь разберётесь, что там к чему.
P.S.: Перечитав текст, понял, что на один только, но самый чаемый вопрос не дал я ответа.
Стоит ли играть? Ответ мой: не знаю. Бросьте монетку.