Уральскому молодежному симфоническому оркестру, по словам Наталии Вильнер, несказанно повезло выступать под руководством Сергея Крылова - одного из самых востребованных в мире скрипачей, совмещающего исполнительскую и дирижерскую деятельность. С 2006 года он поддерживает тесные творческие связи с УАФО, выступая в Свердловской филармонии, а в 2013 именно Сергей Крылов и УАФО открывал исполнением Скрипичного концерта Филипа Гласса фестиваль «Евразия».
Сергей Крылов и Первая Скрипка
То есть Сергею Крылову Свердловская филармония уже давно знакома. А вот солистка сегодняшнего концерта Беатриче Маньяни выступала в этом зале впервые, хотя в ее биографии я прочитала, что с УМСО она уже сотрудничала. Что интересно, Беатриче начала заниматься музыкой под руководством русской пианистки Людмилы Крыловой - матери Сергея Александровича Крылова.
УМСО - это вам не УАФО. У молодых людей черные бабочки вместо белых, а на месте виолончелей и контрабасов сидят вторые скрипки! Ну, вроде все существенные отличия указала. Играет молодежь потрясающе. Хотя был один момент: концерт открывала музыка к драме Ибсена "Пер Гюнт", первым шло "Утро", но было такое ощущение, что кто-то из духовых не проснулся :)
Где-то на "Танце Анитры" мне начало казаться, что маэстро Крылов уже не дирижирует в словарном понимании этого термина, а просто танцует под музыку, вместе с музыкой, вместе с каждым музыкантом на сцене. Ну а уж под "В пещере горного короля" в начале даже Первая Скрипка отбивала ритм на коленке, чего удивляться тому, что зал начал притопывать (по крайней мере в пределах моей видимости и слышимости).
Довольный маэстроВсё это было очень захватывающе. А потом наступил один из самых интересных для зрителя моментов: музыканты ушли, им на смену вышли работники сцены и начали какие-то перестановки. Оказалось, на сцену выкатывают фортепиано: первое отделение завершал первый концерт Грига. Считается, что это произведение - кульминация его фортепианного творчества. Оказалось, он весьма известен, особенно его первая часть.
Рояль во всей красеКак я уже упоминала, солировала Беатриче Маньяни. Все пассажи она играла с необычайной легкостью, и в то же время была способна извлекать из фортепиано фортиссимо. Зал никак не хотел отпускать Беатриче, и она сыграла на бис что-то очень красивое, но мне не знакомое :(
Прекрасная БеатричеВ антракт работники сцены принесли арфу. Всё было готово к исполнению фрагментов из трех сюит из балета "Ромео и Джульетта". Наталия Вильнер рассказала, что во времена премьеры в Кировском театре в ходу была фраза "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". В те годы Прокофьев и балетмейстер спорили по поводу того, каким в итоге должен быть балет, и никто не хотел уступать. Из этих споров родился один из самых известных балетов ХХ века. Кстати, и мне Прокофьев не всегда приходится по душе, но "Ромео и Джульетту" всегда слушаю с удовольствием.
У арфы семь педалей. Не устану это повторять.Во втором отделении я обратила внимание на то, что Сергей Крылов дирижирует без палочки. Хотя более внимательные слушатели говорят, что во время исполнения концерта Грига палочка у него всё же была. "Ромео и Джульетта" была исполнена так, как и задумывал Прокофьев: тревожно, с горечью разлуки, даже с каким-то отчаянием.
Партитуры, которые не горят"Смерть Тибальда" была исполнена так ярко, что я сидела и сокрушалась, что между частями одного произведения хлопать не принято (а
Теодор Курентзис говорил, что если очень хочется, то можно, и даже Моцарт, если не ошибаюсь, как-то исполнил одну часть симфонии на бис, так ему после неё хлопали). Однако зал так аплодировал Крылову и УМСО, что маэстро встал за дирижёрский пульт снова, каким-то неуловимым движением перелистнул сразу десяток страниц, и - ура! - для нас на бис исполнили "Смерть Тибальда"!
- И ты! И ты молодец! - как бы говорит музыкантам Сергей Крылов.
Счастливые музыканты УМСО
Будет у нас снова Сергей Крылов проездом - обязательно сходите. Ощущения труднопередаваемые.