Дневник как дневник.

Jan 20, 2023 23:24


3/11/22

Старая запись. Лонгрид.



1.

Когда я узнал про войну, одним из первых вопросов был: как же теперь русские за границей? А как бы я был за границей? А как я был? Как все. Ездил в Москву, в суете проводил неделю-две, возвращался назад, и, бредя коридором Завентема мимо желто-черных наклеек, думал, вот я и дома. И я ловко пройду паспортный контроль, а не как турист, и первый найду чемодан, и успею на автобус «Сабена бас», а то следующий через час. 10 евро (7.5 евро, 300 франков). Это - моя жизнь.

Я приезжал в Москву, а вокруг все говорят по-русски. Но у меня не получается встревать в разговоры, я вне контекста, более того, я разучился общаться. Я уже иностранец, меня многое пугает. Я иначе одет. Я иначе смотрю. Я жадный. Я не понимаю. Я не понимаю или почему, или зачем?

А дома, в Антверпене, в огромной запущенной квартире я дома. Это хорошее ощущение, к нему надо долго идти, привыкать, пройти первую волну ностальгии, где-то в районе года. Не сломаться от второй волны в районе 5 лет, все это пережить и обрести дом. Что происходит при этом? Тебе хочется, чтобы все было не зря. Чтобы не зря был весь этот труд, переезд, адаптация, чтобы новые ценности были ценностями. Свобода, достаток, достоинство.

Я не был исключением, о нет. Я был точно как все. Я искал, почему я уехал не зря. От поиска достоинств новой страны все без малейшего исключения переходят к поискам недостатков старой. В самом деле, почему стоит уехать в Бельгию? Свобода, достаток, достоинство. А почему стоит уехать из России? Бесперспективность, коррупция, криминал (версия 1999).

Проблема любого эмигранта из России, а особенно из Москвы, в том, что они не находят никакого более цивилизованного общества. В случае Бельгии понятие свободы по-моему даже в языке нет, детей прессуют дисциплиной с 2.5 лет, свобода разве что в том, что есть более разнообразный набор паттернов бедной жизни из-за наличия социальных пособий. Ну, эмигрировать, чтобы на пособие по бедности,скажем, рисовать гениальные непризнанные картины, наверное, можно, но так никто не делает. Достаток, после Москвы, отдельная боль, лучше тему не поднимать. Больше работать и меньше получать в центре цивилизованной Европы, увы, данность. Остается достоинство. О да. Тебя не пошлют в жопу, когда ты получишь, наконец, хоть чучелком, хоть тушкой, вожделенный паспорт. Впрочем, пошлют, везде, кроме госструктур. Взаимное уважение в западном мире - какое-то непонятного происхождения поверие, типа фольксваген - надежный автомобиль. В городах, где существуют национальные кварталы, о достоинстве говорить вряд ли можно.

Тем не менее, жизнь в образованном обществе с древней культурой конечно имеет свои хорошие стороны. И люди живут. Но все чаще возникает потребность утвердить свое решение не счастьем проживания в новой стране, а несчастьем в старой. И люди ищут недостатки, страшно недовольны как раз той коррупцией, криминалом и отсутствием свободы. Видимо.

Проблема в том, что рожденный в России, Белоруссии, большей части Украины, как основу культуры воспринимает язык. Наша культура логоцентрична, даже если человек ничего не читал никогда. Все передается через слово, основана на текстах, поэтому всегда с тобой. Открыл ноутбук - и вот у тебя весь Пушкин. Как и был раньше. И люди реально его читают, даже малообразованные. Просто открыли и прочитали. А если не читали, то каждый день слышат тысячи скрытых цитат в речи других людей, даже не понимая, откуда это.

Нет ни одной другой культуры, на которую русский человек бы сказал: вау, это еще круче. Поэтому он всегда остается русским. Никогда, ни единого разу не было в моей практике, чтобы русский за границей, при идеальном знании иностранного языка, общался близко, дружил с кем-то вместо русскоязычных. Ну то есть бывали случаи смешанного общения, у меня тоже настоящие друзья были среди бельгийцев, вот прямо настоящие, Нора и Жиль, и еще Жосс конечно, но он голландец. Даже позиционирующие себя нерусскими украинцы и белорусы, даже националисты, все равно сохраняют русскую логоцентричность ,поэтому иностранцы в их кругу только исключение, хотя часто и замечательное.

Поэтому из долгоживущих за границей получается такой кадавр: амбивалентное отношение и к России (хочешь ненавидеть, но любишь), и к новой Родине (все хорошо, но бляяя). И я таким был. Пропорции разные у людей, но суть одна: без страшилки России не хватает пряников, страшилка есть Путин уууу! Напряжение на самом деле всегда большое. Оно такое, что 50% все же возвращается назад, через 10-15-20 лет. Просто чтобы снять фрустрацию. Может, психологи знают точнее термины.

Собственно, изложенное выше очевидно, поэтому первый мой испуг 24 февраля: а как же они теперь? Одно дело, когда ты с непростым еблетом посещаешь дом родной, другое дело, когда тебе надо отказаться, как в моменте кажется, раз и навсегда от России. Война вообще штука простая: ты за нас или за них? Нет никаких сложных позиций. Во всех шпагатах ноги рвутся. Ты за кого? Чем Крым? Кому донат отправишь? Пойдешь добровольцем? Сложные позиции появятся после победы. А может быть стоило пойти с червы, он бы тогда не 5, а 8 взяток взял. А нельзя решить как-то иначе? И в эйфории вели бы приятные споры. И куча отставных вирусологов-военных экспертов рассказывали бы как именно следовало наступать и обороняться, что и ежу было понятно. Но это после. А во время?

Как бы мне не хотелось делать такой выбор за границей! Я бы сошел с ума, я бы не смог так жить ни при одном решении. Я не предатель и никогда им не был. Поэтому мне бы пришлось срочно закончить с работой и ехать в Россию с концами. Как жить в стране, которая сейчас дает оружие, чтобы убивали русских?. Так что все отсюда - я сюда).

Внутри страны выбор вообще не стоит. Мы должны победить, или хуже станет всем, вот прямо вообще всем. Поэтому нечего обсуждать.

Но что делать тем, кто остался? Что они сделали? Часть прямо и громогласно сказала, что они не хотят быть русскими (да, такие у меня есть, так и сказали), но меньшая часть. Большинство село в бдсм-шпагат и орет от боли. Между двумя и так непохожими странами вбивают клин. Каждый день. Хотят, чтобы все прекратилось, чтобы это не начиналось, чтобы ничего не было. Но оно есть в их жизни. У них забирают Россию, а они висят на ноге и не отпускают. Говорят о Путине. Все говорят о Путине. В России о нем не говорят. Страна воюет безо всякого Путина, она сама хочет, сама организуется, сама собирает гуманитарку, покупает бронежилеты и беспилотнки на сотни миллионов рублей у каждого из сотни каналов. А Путин что? Он занимается своими делами, правит миром).

Как хорошо, что мне не пришлось делать выбор.

2.

Войны никто не хотел. Война была неизбежна.

Все 8 лет страна жила в реальной шизофрении. Закрывали глаза и уши как умели, бессилие было невыносимо. У людей рвало крышу. Подруга, уехавшая из Одессы, обвиняла нас, как сейчас помню, 15 февраля, в том, что Путин всех предал! Дал надежду и подставил. И убивают на Донбассе, и Одесса - культурная столица Российской Империи, уходит в первобытное состояние.

Россия- империя. Таких империй, где за плевок в рожу прикладом выбьют зубы, всего 2. США и Россия. Люди не то, чтобы не привыкли, они не могут привыкнуть. Собственно, радость жизни в империи в том, что ты свободен и обладаешь достоинством. Третий Рим.

Я с настоящим ужасом смотрел в декабре 2013-ого как легион Беркута спасал свою империю. В этих столкновениях было что-то очень больное, как рак. Остатки цивилизации против гопоты, и легион не понимает, что с ними делать? Его уже предали, император болен, слаб и на все согласился. Остались солдаты. Их поджигают. Что будет, если поджечь полицеского в США? А если расстрелять пару десятков?

Потом, когда они вернулись, я смотрел возвращение в Севастополь. Слезы трудно сдержать на таких видео. Крымские омоновцы спасали Украину до последнего. Что-то не складывается, да?

А дальше 2 мая, Одесса, жареные колорады. Я смотрел в прямом эфире какой-то стрим. Там не было комментариев, и я подумал, что снаружи дома профсоюзов пророссийские, а внутри майданщики. И когда начали поджигать, я подумал, что это пиздец. Сейчас русские сожгут украинцев и нам этого не простят. Будет повод все запретить и всех запрессовать.

Выяснилось, что все наоборот, часа через 2. И стало еще более пиздецово, и я сказал, что Украине конец и сегодня это стало необратимо. В целом, этого было уже достаточно, хотя потом была и Горловская Мадонна, и ЛОГА, и Мариуполь, проживший 40 дней свободным и мечтавший «как в Крыму».

Украинское государство поддержало убийц. Мир поддрержал украинское государство. Началось.

Война стала неизбежна. Об этом говорили все все 8 лет. Старались не слышать, сколько сегодня убили в Донецке. Это и сейчас трудно слышать, потому что и сегодня убили в Донецке.

Шизофрения прошла. Можно спросить русских, хотят ли они снова мира типа минск-2 и смотреть на это шоу дальше? Вопрос будет риторическим. Можно спросить, хотят ли они замириться с 50 странами НАТО, которые посылают оружие для их убийства? Поддержка СВО становится близкой к абсолютной за неименеим даже очень неубедительной и натянутой позиции почему воевать не надо. Поддержка СВО намного выше, чем в феврале, и только из-за действий западных стран. Что требовалось от ЕС? Сказать Украине что надо принять эти условия, и всё! И отпустить 2 клочка земли, где украинцев уже давно нет. Обидно, да. Но на фоне огромных подарков от СССР, которые сейчас отберут обратно, это было «дешево отделались». А теперь дорого.

Для России война экзистенциальная. Поражение - это снос всего здания, что выстроили за 22 года, это нищета, гибель десятков миллионов (по аналогии с Украиной), это вывод из игры одного из последних независимых игроков средневековья. Как вывели когда-то Португалию, Испанию, Англию и т.д. Я не хочу сказать, что это невозможно. Но тогда Медведь проснется и станет воевать, особенно раненый. Пока он перевернулся на другой бок и выдал 18 тыс добровольцев и 300 тыс мобиков. Добровольцев я знаю одного: врач из Севастополя, штопает раненых под Херсоном.

3.

Если в России все стало проще, то что на Украине? Средний, массовый гражданин скажет (и будет 100% прав): я не поддерживал сжигание людей в Одессе! Я был против войны на Донбассе! У меня нет свастик, я не ходил на факельные шествия. Я делал все по закону, и я всегда был с обществом. Я не лишал Крым воды и электричества. Почему я должен за что-то отвечать? Тем более за то, что русские в другой стране, в России почему-то очень переживали за обстрелы Донецка, а это не их страна и не их граждане. Тем более вот и ЕС нас поддерживает и США. Идите в пень, мы все делали правильно и все началось 24 февраля. Не рассказывайте про 8 лет, а Одесса - это вообще другое. И Майдан - наше внутреннее дело. Как могут преступления (или не преступления) в стране одних граждан против других своих граждан (не россиян же!) быть поводом для сноса всего государства? Не мы к вам пришли, а вы к нам! А у нас нет никаких пророссийских граждан! Мы все едины и противостоим агрессору! И русских у нас нет, вы всех превратили в украинцев, создали и сплотили нацию своей агрессией!

Довольно логично. Проблема только в том, что война пришла или придет в каждый украинский дом и повлияет на каждого. Кто -то просто уедет, а потом вернется, кто-то лишится жилья, кто-то пересидит в подвалах. И если мы говорим про города, которые русские считают своими, со своими людьми, а это Юг и Восток, то там проживает более половины населения страны. И с позицией как выше, что у 90% тех, кто считает себя украинцами, надо будет что-то делать. Разрушенное жилье восстанавливать понятно будут только русские, поэтому если хочешь компенсацию, придется скорее всего подавать на паспорт и проходить проверку на наличие нацистских взглядов в прошлом. Или уезжать. Не лучше будет и в случае победы Украины. Страна и так не имела экономики, а остаться сейчас там молодым людям - это поступок посильнее, чем уйти на фронт. Обречь себя и детей на нищету на много лет. СССР вышел на уровень 1913 г через 27 лет. Когда Украина выйдет на уровень 2013 г? А 1990?

Так вот, при реинтеграции в новое общество своих городов, жителей Украины попросят отречься от той прекрасной схемы невиновности и признать Украину виновной по всем пунктам. И сказать, что переворот был зря и незаконный, и что власть преступная, а не демократическая, и что неонаци были, и вон сосед мой тоже кричал «Слава Украине, Смерть Ворогам!». Причем это не будет в форме дискуссии или точки зрения, ты это новое общество либо принимаешь, либо покидаешь его. Примерно так произошло в Крыму, хотя там проукраинцев было и мало. Причем произошло не в 2014-м, а гораздо позже.

Проблема в том, что сейчас нам нечего обсуждать, мы не в равных позициях. Россиян война в массе не коснулась никак, разве что зарплаты выросли и огромная отрицательная безработица, метут всех. А для большинства украинцев это изменение всей жизни. Как дискуссия врача и больного о болезни. Тема одна, болезнь одна, только затрагивает в очень разной степени.

4.

К концу марта озадаченные интеллектуалы заметили странное. Странное они замечали и ранее, просто так привыкли, что ... да ничего, просто привыкли.

С лохматых 90-ых в стране было необычное. Например, Эхо Москвы. Аналога найти в другой стране не удастся. На протяжении длительного времени они занимались деятельностью, за которую внезапно оказалось можно сильно присесть. Ложь, клевета, дезинформация, влияние. Невероятные темы. Можно представить радиостанцию в США, которая специализируется на передачах про убийства индейцев и детальнейшим образом информирует обо всех таких случаях каждый день с утра до вечера: воспоминания потомков, простреленное перо, тайник с томогавком последнего из Могикан. Да, их всех убили с неслыханной жестокостью, об этом наш следующий цикл передач. Изнасилования белыми колонизаторами, что хранят тайны прерий. Голодомор ирокезов. И так 30 лет подряд, иногда разбавляя неграми, которых тоже а насиловали и бэ убивали. Линч как мерило белой якобы цивилизации. Белорылый. Беложопый. Бе. Беееее.

Другой необычностью было то, что газ, который мы продавали по советским трубопроводам, оказывался в 2-3-4 раза дешевле за кВт/ч или за Дж, чем любой другой источник энергии в мире все эти годы. Нам объясняли, что это из-за длинного контракта, что так работает большой бизнес, что нам нужен этот огромный рынок сбыта, что предсказуемый доход позволяет инвестировать. Булшыт! Но это выяснилось позже.

Прекрасно уезжал от нас лес безо всякой обработки (якобы трудно и дорого построить фабрику, оказалось потом, что нет). И вообще, все уезжало в натуральном виде. А в ненатуральном не уезжало, потому что у нас коррупция, которая мешает развиться нашему бизнесу, чтобы сделать конкурентный товар. Именно так нам говорили. Да-да.

Самое смешное, что мы не только дешево продавали газ, мы всему миру портили цены на нефть, наращивая производство и демпингуя и совершенно не собираясь дружить с ОПЕК. И снова умные дяди неубедительно говорили, что не мы, так другие нарастят, а деньги нам очень нужны. Ну и что ж не нарастили сейчас? А то, что нарастить нефть и газ могли только мы. И мы их наращивали, только не для своей пользы, а по просьбе «уважаемых партнеров».

И тут кто-то произнес слово «колониальная торговля» (я). И все подхватили. Наши рожи стоило видеть. Мы 30 лет спасали мир, той же Украине считай 15 лет даром давали энергию. Ради чего? Ради той самой дружбы, вступления в «семью цивилизованных народов». Кто и когда это придумал, я не знаю. Возможно, молодого Володю Путина объегорили матерые зубры Шредер и Берлускони. Как-то так сложилось, такие традиции. Мы ж партнеры, Лёня, ты нам помогаешь, придет время, мы тебе поможем. Зачем вам деньги, если вы не умеете инвестировать?

Что вы можете купить в Европе российского? Ничего! Ведь мы ничего не умеем делать! Но позвольте, продукты питания, в том числе длительного хранения, мы ведь делаем лучше европейцев? За исключением чисто локальных вещей типа сыра, ветчины и вина, никто ж не будет спорить, что российские продукты лучше, а при одной цене и сильно лучше? Почему голландские комкомеры можно продавать во всех странах ЕС, а нежинские огурцы, которые в сезон будут по 50 центов, нельзя? Ну просто потому, что тогда Голландии нет смысла вообще хоть что-то выращивать.

Кто в ЕС знает российские бренды одежды, дорогие и хорошие? Кто купит трактор Беларусь или комбайн Ростсельмаш, между прочим самый массовый комбайн в мире на настоящий момент?

Рынок был закрыт, а Россия была колонией с мутными и непонятными правами. И с шизофренией внутри. Что вы сейчас шарахаетесь от либералов, которые пересказывают вам передачи Эха Москвы, если полгода назад эта радиостанция была не только в эфире, она финансировалась государством! А теперь за эти мысли можно (и очень даже нужно!) сесть.

Проблема была в марте 2022 в том, что Путин очень хорошо помнил, что мы - колония, страна, проигравшая холодную войну и платящая дань. И Меркель это знала, и Ширак, и Берлускони. А Макрон, Шольц и Джонсон видимо нет. Они искренне верили, что в России есть ровно то, что они покупают, и более- ничего. «Страна-бензоколонка с разорванной в клочья экономикой» (какой-то из президентов США). Немецкие промышленники, построившие заводы под дешевый газ знали, откуда их благосостояние, Путин знал и считал это гарантией, а Шольц не знаю, о чем думал. Не хочется считать его идиотом, поэтому версий у меня нет.

Ну и, собственно, гармонизировавшись с ОПЕК, обнявшись с принцем, купив иранских фиников, мы получили то, что должны были всегда. Независимость, кучу бабла, и проблемы взрослых. Теперь надо жить дальше своим умом. Как получится - не знаю.

Previous post
Up