Об образовании

Oct 11, 2022 17:56



- Мотивация.
Есть три вида мотивации: заставили, по работе надо, душа просит. Они могут сочетаться, но, как водится, обычно две из трёх, не больше. Можно ещё говорить о самодисциплине, но это наработанный навык, с неба не падает, - и формируется на основе какого-то из трёх, причём не у всех и не сразу. Может перерастать в привычку, и тогда именно инерционность и понятность мотивируют.

- Способности.
В образовательную систему люди попадают с уже сформированными познавательными установками и навыками; влияние среды и генетики, скажем так, сопоставимо и одинаково значимо, как наличие двух ног. Бывают двуногие, одноногие, безногие; бывают двуногие прыгуны и паралитики, бывают безногие упёртые пройдохи - и далее, весь список возможных сочетаний. Чаще, конечно, этот фактор фатален: Маресьевых мало.

- Имитация.
В образовательной среде людям лучше всего удаются имитация и читерство (кто-то скажет, что содержание образования и заключается в имитации образцов). Имитировать можно всё, от выполнения заданий (списывание и прочая копипаста) до понимания и умения делать выводы. Человек очень часто может работать как китайская комната; сверху - в познавательном смысле, - это обычно видно, сбоку - иногда, снизу - нет: выглядит как настоящее.

- Учителя.
Массовая профессия не может быть ни а) высококвалифицированной, ни б) хорошо оплачиваемой. Конечно, на каждом образовательном уровне возникают свои полуформальные иерархии, да и хедхантеры не дремлют, но в системе массового образования это явление или преходящее и неустойчивое, или стремящееся к совсем уж привилегированному формату.

- Педагогика.
Собственно, три метода: сержантский (вдалбливать), проповеднический (редуцировать) и игровой (увлекать). Очевидным образом коррелируют с типами мотивации и с подготовкой \ способностями учителей. Разумеется, легко имитируются. У каждого метода свои ограничения: есть вещи, которые не освоишь играя, которые невозможно вдолбить и т.д.

- Практичность.
Между некоторым знанием \ умением и осязаемым результатом есть дистанция, измеряемая количеством и сложностью промежуточных операций. Поскольку человек тянется к соразмерности, а объём оперативной памяти маленький, обучение всему, что дальше 2-3 шагов от результата, требует своей мотивации и своей педагогики. (Результатом может быть и похвала, и зарплата - осязаемость не обязательно предполагает общественную полезность или непосредственную потребительскую ценность). Для школьников - и в отношении родителей, конечно.

- Организация.
Вариантов тоже немного: клуб \ секта, бюрократическая организация, самообучение (в т.ч. - с гувернёрами \ репетиторами \ тьюторами \ тренерами), семейное или наставническое обучение через соучастие. Различия по стоимости, индивидуализации, типу результата и т.д. - очевидны.

- Ожидания.
Если коротко - всегда завышенные: по принципу "хочу такое же" (а заметны всегда самые яркие примеры) или "сделайте мне красиво" (а красота - область фантазий). Но есть и обратный процесс: ожидания подстраиваются под требуемые средой текущие типовые результаты. Основной механизм - минимизация издержек и дистанции между осязаемым результатом и всем остальным. В качестве регулятора могут работать только в очень консервативной и стабильной среде; при подстраивании под неё - с постоянной деградацией требований.

- Содержание.
С одной стороны - конечно, важно. С другой - может быть предметом осмысленного обсуждения только с учётом - и на основе - всех предыдущих и последующих факторов.

- Стоимость.
Когда я последний раз сверялся со статистикой, мировым лидером по расходам на образование (в % от ВВП) был Восточный Тимор - явно не главная образовательная держава современности. В целом, принцип "чем лучше, тем дороже" универсален, - хотя, конечно, нужно учитывать и роль институтов, экономию на масштабе.

- Бизнес.
Образование - классический товар с отложенным сроком пользования; усложняется всё это тем, что пользование им не всегда рефлексивно (коротко говоря, пользу или вред в полной мере осознать каждый получатель этого блага может крайне редко). Как следствие - простор для манипуляций и мошенничества, включая невольное: когда что-то прояснится, кто-то из трёх участников прогрессивного обучения непарнокопытных непременно уже умрёт. И огромная роль репутаций, конечно же.

- Избыточность.
Поскольку образование - сложная система, и поддержание её функционирования, и развитие возможны лишь в условиях избыточности. Принцип Парето в действии: 20 \ 80 (М.К.Петров, кажется, насчитывал пропорцию 5 \ 95, но это для университетов).

отрыжки, ликбез, Умствования

Previous post Next post
Up