Alain Chartier, Le lay de paix
Лэ о мире
Дитя блаженное Христово - мир,
предвышних порождение порфир,
кого направил к людям горний клир,
чтоб землю в единении держать,
поверженный во Франции кумир,
под вопли оскорбительных задир,
всем вам, князья, чей род могуч и щир,
умевшим ране славу умножать,
победой бой венчать или турнир,
чей ныне скуден и бесчестен пир,
и счастие истаскано до дыр,
коль стали вы друг другу угрожать,
творить обман и ждать неправых вир,
коль ваш позор и тягостен, и сир,
вам шлёт отваги новой эликсир -
вот это лэ, чтоб мир земле стяжать.
Лэ
К тем, что в миновавшей дали
вас рождали,
вам оружие из стали
в руки дали,
силу, славу и владенья,
блага ваши умножали
без печали,
жизнь и счастие давали,
вас призвали -
разве есть у вас почтенье?
Вы, воюя, растеряли
что стяжали,
и отцов не поддержали,
кем вы стали?
В чём же ваше накопленье?
Всё ушло в дурном запале,
дни промчали,
для внесения в скрижали
вы снискали
только брань и сожаленья.
Сонму ваших жалких дел,
породивших злой раздел,
где предел?
Жалок добрых дел удел,
не у дел
все любови пожеланья.
Всякий, кто добром владел,
утерял, о чём радел,
свой надел,
руки горестно воздел,
был дебел,
и попался на закланье.
У врагов зато задел -
ваш раздор их не задел,
вас раздел,
а чужак сильней поддел,
как хотел,
гордых лилий основанье.
Кто из вас не проглядел
вредоносный передел?
Кто бы бдел,
чтобы край не оскудел,
не худел -
вот бы верное призванье!
Ссора неблагая,
жить не помогая,
подлость умножая,
зависть разжигая,
гневная, дурная,
за страданьем сеет злобу.
Душу пьёт, алкая,
тело пожирая,
сердце разлагая,
в печень шип вонзая,
кости разбивая,
тянет мужество в утробу.
Благо попирая,
до злодейств лихая,
до забот глухая,
радости не зная,
до чужого злая,
не насытится до гробу.
Думами смурная,
горечью больная,
тратами шальная,
язвами чумная,
корчится, желая
всем вокруг нести хворобу.
Боже, сколькими слезами,
вероломствами, врагами,
грабежами,
платежами,
падежами,
сколь ничтожными призами
обернулся ваш раздор!
Сколько брошенных мужьями
и оставленных отцами,
и домами,
городами,
деревнями,
замками владеет пламя -
вот к чему привёл ваш спор!
Мирно жившие годами
стали нищими, рабами,
мертвецами,
чужаками,
босяками,
ждут залог, страдая в яме,
а бескоштных ждёт топор!
Запаслись купцы долгами,
говорят обиняками,
лишь словами,
да тычками,
не деньгами
получают плату сами -
вот он, ваш лихой задор!
Мир
Как при мне вы жили!
Францию любили,
и спокойны были,
города крепили,
не боялись, не таились.
Надо - в путь пустились,
долго не возились,
в горе не томились,
друга не страшились,
дни в забавах проводили!
Люди не тужили,
всем за труд платили,
и законы чтили,
семь искусств учили,
да здоровием хвалились.
И купцы рядились,
дамы веселились,
клирики трудились,
пастыри молились,
и монету все копили.
Кто богаче - в силе,
кто верней - служили,
нищету забыли,
и гостей ценили -
чужестранцы здесь толпились.
Принцы не чинились,
графы не скупились,
нищие кормились,
все в стране годились,
в том отраду находили.
Вы меня сместили,
и всего лишили,
в ссылку проводили,
души развратили -
тут враги зашевелились.
Доблестью гордились,
да легко смирились,
для войны открылись -
благости лишились,
Божью помощь отклонили.
Иль ослепли вы, когда,
стала ваша мысль худа,
раз ослабилась узда -
тут же горького плода
вы вкусили без стыда,
и потеряна бразда,
и пришла беда.
Божья воля вам чужда,
но, когда велит нужда,
есть прощение всегда,
вера бы была тверда,
слушайте завет, тогда
вмиг закончится вражда.
Сгинула куда
счастья вешнего страда,
где веселия года,
ваши нивы да стада,
где добыток от труда?
Только жалкая нуда,
да несчастий все рода,
болей череда.
Что же, будет больше мзда -
станет голова седа,
что была войной горда,
нагноятся вереда
гнилью давнего вреда,
вас накроют невода
Страшного Суда.
Сколько сладких наслаждений,
сколько славных достижений
и доходнейших имений,
обрести бы вы могли,
и богатства, и земли,
избежав дурных стремлений -
был бы ваш удел высок!
Средь мучений и сомнений,
иль внезапных озарений,
в силу давних соглашений,
вы бы ссоры пресекли,
суд без крови предпочли,
мудрость добрых разумений,
дав согласия зарок.
Голос горьких сожалений,
голос верных рассуждений
вам велит без промедлений
чтоб заслоны вы снесли,
лилий золото спасли
чтобы их благоволений
каждый причаститься мог.
Если жертвою томлений
и пустых успокоений
отказались от свершений -
волочиться вам в пыли,
коль себя не берегли -
вы мишень для поношений,
и урок сгодится впрок.
Ваши вздоры шатки,
сварные повадки
добрым людям гадки
об одном порядке
молят вас они.
Доблести в упадке,
лжёте без оглядки,
и врагам - все взятки,
хоть их речи сладки,
как ни поверни.
Судьи с теми хватки,
к тем сильны нападки,
кто противник схватки;
кончить неполадки
можно без брони:
Станут пренья гладки,
разногласья - кратки,
дружба - не в зачатке,
мир - не в лихорадке,
будто искони.
Нынче время покаянья,
и на благо упованья,
хватит гнева и вранья,
да злопамятства тканья,
вновь пора для созиданья.
Люди ждут преуспеянья,
ждёт Всевышний величанья,
хватит грая воронья,
боли, гноя и рванья,
сам Он сыщет воздаянья.
Не вершите злодеянья,
их преложны обещанья,
Бог для мёртвых судия,
и бродяги, и князья
мир найдут иль наказанья.
Вам война несёт страданья,
мир избавит от терзанья,
удержитесь от лганья,
единитесь, как семья -
ради Франции сиянья!
Тот, кто жизнью недоволен -
чаще болен,
он тщетою полонён,
изнурён,
упустив свою удачу.
Он Фортуной обездолен,
приневолен
каждый час нести урон,
принуждён
коль считать, так недостачу.
К миру кто не сердоболен,
своеволен,
мира навсегда лишён,
испокон:
чем платил - получит сдачу.
Он природою не холен,
ей крамолен,
как бы ни был горек стон -
не прощён,
всюду видит незадачу.
Сим требую радеть за свой покой,
бегите дружбы ложной или злой,
к согласию сыщите путь прямой,
чтоб доблести смирением вернуть.
Оставьте ярость, гнев и разнобой,
и спесь, и злопыханья, и разбой,
и притязанья, и раздор любой -
попомните, в одной тщете их суть.
Спесивцу, властолюбцу - жить с тоской,
в несчастьи, в горе, в зависти худой,
а тем, кто будет знатен добротой -
владеть богатствами не преминуть.
И будут славны, и под их рукой
всё расцветёт, лишь вслед за сединой
явится смерть, чтоб тело взять с собой -
тогда душа отыщет к Богу путь.