Шепард, Франклин. Начало Руси 750-1250

Jul 14, 2013 17:53

Взгляд с Запада на историю Руси.
Первую часть написал Шепард, до Владимира Святославича включительно. Что интересно - это где-то треть книги, до 1015го.
Как с его точки зрения выглядит история Руси?

VII век - арабы рвутся на север и воюют с хазарами, контролирующими нижнюю Волгу, степи, предкавказье. Войны заканчиваются, устанавливается мир, начинается торговля. Хазары продают на юг, в частности, меха - предмет роскоши, и рабов. Меха забираются в виде дани и покупаются на севере.
На севере, по Днепру сидят балты, по Волге - финно-угры. "Сидят" - сказано громко, поселения редкие, все больше леса безлюдные. Славяне со среднего Днепра понемногу просачиваются на север, а больше идут на восток, на Десну (район Чернигова) и Дон, под защиту (и власть) хазар, обеспечивают торговый путь.
С севера приходят русы - в 750ые основывают Ладогу, начинают дружинами-отрядами продвигаться дальше на юг, кто на вопрос поселиться, таких мало, кто на вопрос пограбить-поторговать, таких больше, но отряды все равно немногочисленные. К 830му складывается Каганат, с центром в Рюриковом Городище (район Новгорода), но власть кагана скорее, номинальная. Он - есть, но контролирует он не так, чтоб много чего. Русы добираются до Чехии и Западной Европы, перебираются через пороги Днепра до Византии, но основной торговый путь - через Днепр на Дон, оттуда на Кавказ, контролируется хазарами.

В 860м некая крупная группа русов, возможно, под руководством, но, скорее, при участии того самого кагана, нападает на Константинополь. Как они туда добрались - не ясно, может, и по Дону, может, и через пороги. Награбили и вернулись. И началось.
В норманнском каганате произошли какие-то широкомасштабные "разборки" - Ладогу спалили, и не только Ладогу. Возможно, население сменилось значительно. Хуже - хотя, конечно, для кого как - что "разборки" случились и у хазар, причем в гораздо больших масштабах. Венгры замутили что-то вроде гражданской войны и ушли на запад, печенеги прошли из Средней Азии в Северное Причерноморье, причем не мирно прошли, а пробились, "прожглись" и прорубились. Сила хазар пошатнулась, с торговлей начались проблемы.
Предположительно, хазары могли нанять русов стоять гарнизоном в Киеве, собирать дань, охранять переправу - потому как в то время Киев имел значение как место переправы с запада на восток, а не как порт на Днепре (пороги никто не отменял, продраться через них - подвиг, а тут еще то венгры, то печенеги скальпы снимают и товары грабят). Может, русы и сами пришли, но есть предположение, что все-таки были они под хазарами. Русы обосновались в Киеве, начали понемногу в Византию плавать - торговать потихоньку. Византии торговля была выгодна, заключили договор 912го года, с кучей льгот русам (в частности, обещали кормить за казенный счет - вероятно потому, что русов до Византии тогда доплывало совсем немного, и получалось это недорого).

На Волге с ослаблением хазар усилились булгары - район нынешней Казани. Развились в самостоятельное государство, приняли ислам, наладили торговые отношения с Хорезмом. Хорезм тогда как раз вошел в государство Саманидов, Саманиды стали фактическим гегемоном своего района - и серебро с востока потекло рекой, теперь уже по Волжскому пути. Русы обрадовались и двинулись на Волгу активнее - основали Тимерево и К, ряд поселений, в которых судя по керамическим бобровым лапкам, жили выходы с Аландских островов. Наплыв населения (и жажда серебра) привели к походу 912го года на южный берег Каспия - ограбили знатно, а вот на обратном пути порубили русов на шашлыки, и на время грабить перестали, только торговали. Намного больше каждый отдельно взятый отряд не стал - но отрядов стало намного больше. Кладов арабского серебра Хго века - горы. И на Руси, и в Скандинавии, и на южной Балтике, и в Польше. Торговали мехами, но больше - рабами.

На Днепре русы крепли - деваться им было некуда, кочевники степные постоянно держали "в тонусе", торговать было опасно и тяжело, создавалась организация-государство. В 940м был неудачный поход на хазар, хазары князя изловили и заставили идти на Константинополь - тот самый поход 941го. Шепард обращает внимание, что русы приплыли на мелких кораблях - на таких грабить не удобно. Суетились не особо понятно, в общем, вполне подходит под определение "пошли не охотно". А потом, вероятно, отправились на южный берег Каспия, достаточно массово, вроде бы, даже закрепиться пытались - но не смогли.

К 960м-970м начались проблемы у саманидов, начались перебои с серебром с востока, монеты стали "портиться", и с этим надо было что-то делать. Святослав сходил на хазар - возможно, для установления контроля над Доном, а потом попытался обосноваться на Дунае - уж очень место хорошее было для торговли, транзит Европа-Византия, меха-рабы с Руси, вино-шелк от "греков", серебро из Чехии, лошади из Венгрии. И на кой ему был тот Киев? Но - не смог, выбили злые византийцы. По Шепарду - Святослав не смог бросить награбленное, вез кораблями, но пороги пройти не успел, а печенеги, увидев, что корабли гружены чуть не до мачты, не смогли удержаться от соблазна.

Владимир успокоился, и решил обосноваться в Киеве. Для укрепления государства принял моно-религию. Для укрепления Киева - построил Змиевы валы и кучу городов, куда насильно пересилил людей с севера. Добился от византийцев признания чуть ли не равенства, чеканил свою монету - в общем, "все как у людей". Ну, почти. Размеры Киева города Владимира - скромные, несколько гектар всего. Десятинная церковь - вроде бы, провинциальная, дворец - скорее, для Анны построен, чтоб царевна хоть как-то жить могла. Но - уже государство, не поспоришь.

На этом Шепард передает право рассказывать Франклину.
И если у Шепарда форма, в общем-то, обычной монографии, то у Франклина не форма, а песня. Он берет какой-то текст (Слово о законе и благодати, статью 1113го года о мятеже в Киеве, статью 1169го о разграблении Киева), разбирает на части - и начинает анализировать каждую часть, раскрывая панораму Руси взятого отрезка - с политической точки зрения, экономической, религиозной... При этом каждая часть плавно перетекает в следующую, и картина получается целостная.
У нас так, однако, и художественную-то литературу редко пишут.

В усобице Ярослава он не принимает "теорию заговора", считает, что братьев поубивал Святополк - но... Но ничего особо "окаянного" в этом не было, суровый век - суровые обычаи. Мстислав занял Чернигов, "уступил" Киев Ярославу - вот только на то время район Чернигова побогаче был, понаселеннее, и в целом - не умри Мстислав "вовремя" и без наследников, мог бы и Чернигов стать "матерью городов" - "метрополией" Руси. Но, как говорит Франклин, так не случилось, и думать об этом нечего.
В XIм веке христианство распространялось крайне медленно - в сущности, охвачено было только Среднее Поднепровье и Волынь, но Волынь за счет того, что долго была под чехами в Х-м веке, те постарались. По Ростову и Суздалю толпами бегали волхвы, за которыми с топором гонялся то Ян Вышатич, то Глеб Святославич. В 1070-х сунулся епископ - говорят, убили. Спорят, правда, но легенда такая точно есть. Земли вятичей - вообще дикий край. Еще Мономаху, в 1080-х, проехать через земли вятичей - подвиг, а время от времени приходилось на их князя войной ходить. Новгород и Полоцк - более-менее, но с заселенностью везде проблемы. Развивались понемногу, да.
Династия начала разрастаться - и начались усобицы сразу же. Изяслав, Святослав, Всеволод поймали Всеслава и посадили в поруб. Наехали половцы - Изяслав бежал, Всеслав сел в Киева. Изяслав вернулся с поляками - Всеслав бежал. Святослав и Всеволод выгнали Изяслава, Святослав помер, Всеволод уступил Киев, но тут набежали племянники с половцами - и Изяслав погиб в бою, вскоре половцы сами зарезали одного племянника, второго в Тьмутаракани повязали и выслали в Византию, правда, он вернулся достаточно быстро.

В веке XII развились "удельные центры" - Владимир Волынский, Смоленск, Ростов. Усилились Новгород и Смоленск. Но упадка у Киева не было - он оставался и самым богатым, и самым промышленно развитым, и торговля через него все так же шла, и "моду" так же копировали. Строили церкви и монастыри по всем городам - не только в центре Руси, христианство распространилось по всей Руси.
"Разборки" перешли на новый уровень - теперь уже представителей династии было очень много, дядья с племянниками так же рубились за Киев, но теперь еще начали рубиться и за "отчины", все то же, только масштаб чуть меньше.
Было ли это все плохо? Да нет, нормально вполне. Закономерно. Сохранили бы единство - смогли бы отбить монголов? Да вряд ли. Монголы и не таких перемалывали. Зато - все земли развивались, экономика поднималась, торговые пути новые прокладывались. В общем, расцветала Русь, пока "лесник" не пришел.

Древняя Русь, прочитано в 2013

Previous post Next post
Up