К сожалению, кибервойна, которая так колоритно описывалась в фильмах конца 90-х, уже давно перестала быть лишь выдумкой. В виртуальном пространстве действуют не только отдельные лица, но и целые компании и даже государства.
Конечно, выглядит это все не так красочно, как в фильмах "Джонни Мнемоник" или "Матрица": хакеры не подключают свой мозг напрямую к сети, борьба с вирусами это не стрельба по агентам, а взлом базы данных представляет из себя часы монотонного сидения за монитором, литры кофе и пролежни на животе. Тем не менее, была в этом своя особенная романтика: темная комната, тусклый свет монитора, отросшая борода; триангуляция, динамические прокси-серверы, SQL-инъекции.
Почему я говорю "была"? Да потому что с приходом в киберпространство широкой публики, с развитием электронно-денежных технологий, военных и правительственных коммуникаций, теплота, ламповость и какая-то искренность из интернетов ушла. Буквально двадцать лет назад слово "хакер" означало человека, хорошо разбирающегося в глубинных механизмах виртуальных протоколов. Олдскульному хакеру не нужны были деньги, он врывался на сервера Пентагона просто так. Просто потому, что мог!
А теперь что? К примеру правительство США выделило 1 млрд долларов на создание очередного кибероружия, потому что считают, что «следующий крупный конфликт начнётся в киберпространстве». Все эти слежки за Фейсбуками, анализы мимики лица, слабые звенья в компьютерных системах - они опошлили интернет. Не для этого Тим Бернардс Ли придумывал WWW.