Революция-2014. Пара слов о значении смыслов

Dec 20, 2016 09:40

Оригинал взят у haile_rastafari в Революция-2014. Пара слов о значении смыслов



«Это не мы сепаратисты - это вы сепаратисты»
/Артём/

Доброго времени суток, друзья.

Как-то раз древнего китайского мудреца и философа Конфуция спросили, с чего надо начинать общественные преобразования. Если честно, я уже не помню точной формулировки вопроса, но смысл его был именно такой. Впрочем, это не имеет значения. Значение имеет ответ: "Надо давать вещам правильные имена и произносить их на всех базарах" (с). Звучит несколько архаично, но более понятен современному человеку этот ответ будет, если пояснить, что говоря о базарах, Конфуций имел в виду узловые точки обмена информацией между людьми. Базары тогда были центрами социальной коммуникации. Фактически, они играли роль СМИ. Правители и мудрецы тех времён прекрасно об этом знали и активно это использовали. Да - они были далеко не так глупы, как сегодня думается многим.
И информационные технологии были им отнюдь не чужды. К примеру, одна моя знакомая по аспирантуре писала диссертацию на тему управления обществом при помощи слухов в средневековой Европе и на Ближнем Востоке. Так или иначе, суть слов Конфуция состояла в том, что, для победы в любом масштабном начинании, необходимо сформулировать правильные смыслы и вложить их в сознания общества. Сделать так, чтобы общество начало думать, как ты, и говорить с тобой на одном языке. И знаете - его слова актуальны поныне.

Только, к сожалению, понимают это далеко не все. И вдвойне печально, что эти "не все", зачастую, находятся сейчас у рычагов управления процессами.

Знаете, в чём мы на самом деле проигрываем врагу? Нет, не в силе, не в идейности, не в вооружениях. Он раз за разом бьёт нас в одной единственной сфере. И я даже не назвал бы её "пропагандой". Потому, что-то, о чём я говорю, во-первых, гораздо шире этого узко профессионального понятия, а, во-вторых, пропаганда - это, по сути, всего лишь инструмент чего-то гораздо большего. Я бы назвал это "большее" идеологическим дискурсом.

И это именно то, о чём две с половиной тысячи лет назад говорил старина Конфуций. Так вот, наш враг очень чётко и ясно формулирует и вкладывает в голову своему населению систему координат, в том виде, в каком считает нужным. Он даёт вещам однозначные имена, формирует свою историю и свою историософию. Очень корявую и шитую белыми нитками. Имеющую все шансы просто развалиться от серьёзного столкновения с любой альтернативой. Но противопоставляется ли врагу такая альтернатива? Нет. Не противопоставляется.

С нашей стороны подобная работа не ведётся вообще. По крайней мере, хоть мало-мальски осознанно. Я сейчас, разумеется, не говорю об отдельно взятых сообществах активистов, которые с нашей стороны фронта как работали, так и работают. Я говорю об официальной пропагандистской машине, оснащённой всей мощью пропагандистского ресурса и способной охватить всё общество, а не отдельные его сегменты, как могут те самые активисты. В итоге в итоге мы имеем вместо сплочённого общества некое аморфное, колышущееся болото, с трудом понимающее, что происходит. И винить людей за это вряд ли можно.

Так вот, к чему было это слегка затянувшееся вступление. Я хочу привести и обсудить один пример. Только один. А сколько их таких ещё? Вопрос риторический.

Недавно у меня было общение с неким гражданином из РФ, активно интересующимся происходящим на Донбассе. И в ходе разговора от него прозвучала следующая "интересная мысль". Звучавшая примерно так: "Ну, вы же на Донбассе - контрреволюционеры. Революция - она ж произошла в Киеве, а вы с ней боретесь". Скажу откровенно - пообщался я с ним после этого довольно резко. Может и не стоило, конечно, но, уж простите, характер скверный - сей факт я признаю. Однако этот случай, на самом деле, говорит лишь об одном - у людей в голове бред. У людей в голове - каша. И каша эта формируется по причине того, что чёткая и внятная работа со смыслами в нашем информационном поле либо отсутствует вообще, либо заменяется разнонаправленными идеологическими судорогами, зачастую, противоречащими друг другу. С моей точки зрения, конкретно этот случай является результатом именно таких судорог. Если его разобрать, получается следующая картина. С одной стороны, существует запрос на идеологическое оформление событий 2014 года. Со всеми их аспектами: борьба с возродившимся фашизмом, национально-освободительная война, Русская Весна. С другой стороны, у тех, кто пытается творить на официальном смысловом поле современной РФ, само слово "революция" вызывает отчётливую изжогу. Связано это с тем, что нынешняя "элита" и околоэлитные группы с отчаяньем обречённых пытаются законсервировать нынешнее положение дел. Пытаются вопреки всему, включая здравый смысл. Почему им это так нужно - в общем-то, понятно. Обсуждать результаты такой позиции для страны и общества уже в среднесрочной перспективе я сейчас не буду. Для того, с чем мы сейчас разбираемся, интересно другое. Для реализации своего безумного желания "заморозить болото" наши "властители умов" не нашли ничего лучшего, чем демонизировать само слово "революция", а понятие сделать чем-то плохим в любом случае. А теперь вопрос: как совместить эти два взаимоисключающих желания здесь, на Донбассе, где идёт война с хунтой и где революция ПРОИЗОШЛА? В ответ - тишина и очередные беспорядочные идеологические спазмы. Вот и получается, что у некоторых "дорогих россиян" в голове начинает складываться именно такая, вывернутая наизнанку картина мира. Которая многократно обесценивает и борьбу Донбасса, и всю историческую значимость происходящих событий. Давая возможность исходно куда более слабому врагу выступать на идеологическом фронте с позиции силы.

И эта ситуация вдвойне противоестественна, если понимать, что враг занимается прямой и откровенной подменой понятий. В том числе и потому, что чувствует свою полную идеологическую безнаказанность. Своего рода "идеологический Минск". Причём, понятия подменяются настолько очевидно, что от любого более или менее решительного ответа идеологемы врага просто рухнут. И в первую очередь это относится к вопросу о том, где именно произошла революция в 2014 году. Ответить на этот вопрос можно элементарно.

Что такое, вообще, революция? Это радикальная смена государственного строя и идеологического нарратива. Являлись ли события в Киеве 22 февраля 2014 года революцией? Нет, не являлись. Бандеровский нарратив каким был, таким и остался. Не говоря уже о государственном строе. Вся суть тех событий сводится к тому, что радикальные бандеровцы свергли бандеровцев умеренных. Причём сделали это при прямой поддержке иностранных государств. Если это революция, то пусть мне кто-нибудь объяснит, что такое "государственный переворот". В то же время на Донбассе, в ходе событий 1 марта - 7 апреля 2014 года бандеровский нарратив был уничтожен физически. Старый государственный строй был сметён. И то, что произошло тогда, было именно революцией. Со всех точек зрения. Контрой являются те, кто пытается эти достижения свернуть. По обе стороны линии фронта.

Невооружённым глазом видно, насколько несостоятельна пропаганда врага. Но даже самая несостоятельная пропаганда способна на многое, когда ей нет альтернативы. И выбор перед нами прост: либо принимающие решения граждане перестанут сидеть одним сразу на нескольких стульях одним седалищем, прекратят блокировать идеологический процесс и на его основе наладят действительно действующую пропагандистскую машину, либо... Дальнейшее очевидно. Кто-то боится слова "революция"? Вы не того боитесь, граждане. Потому, что такими темпами запросто можно дождаться "гiдностi" и "перемогi" уже очень далеко и от Киева, и от Донбасса. Природа не терпит пустоты. Она всегда чем-то заполняется.

(с) Павел Раста (позывной «Шекспир»).

патриотизм, актуально, идеология

Previous post Next post
Up