Оригинал взят у
natax61 в
Ошибка Порошенко Ошибка ПорошенкоС самого начала минских переговоров Порошенко подходил к мирному процессу на востоке как к инструменту достижения тех целей, к которым он не смог приблизиться с помощью военной операции. Завершение урегулирования конфликта он видел в демонтаже республик, полном разоружении ополчения и в восстановлении своего суверенитета над неподконтрольными территориями. Только после выполнения этих условий Киев планировал приступить к реанимации своей государственно-политической инфраструктуры в Донбассе.
Как следствие, в украинскую стратегию не вписывалось выполнение Минских соглашений. Текст Комплекса мер от 12 февраля исходит из того, что установление мира происходит через совместную работу конфликтующих сторон по восстановлению государственных институтов при посредничестве международных партнеров. Эта работа и есть залог реального прекращения конфликта, когда ни один из его участников не чувствует себя проигравшим, заинтересован в позитивных результатах взаимодействия с бывшим врагом и получает надежные легальные гарантии по сохранению нового статус-кво в будущем.
Критически важную роль для успеха стратегии Порошенко играл временной фактор. Следование ей было оправдано в случае быстрого пересмотра Россией своей позиции под давлением санкций и соответственно столь же быстрого отказа «четверки» от Минских соглашений, пока эмансипация республик не зашла бы слишком далеко. То есть Россия, Германия и Франция должны были признать ранее определенные пути достижения мира невыполнимыми и солидаризоваться с позицией Украины, в соответствии с которой прекращение конфликта в Донбассе возможно только за счет полной ликвидации одной из его сторон - ДНР-ЛНР.
Однако сознательное затягивание переговоров и иллюзорные ожидания чуда (расчет Порошенко на сбрасывание Кремлем своих обязательств) поставило украинское руководство в тупиковую ситуацию. В то время как Киев выдвигал все новые требования, чтобы не приступать к политическому блоку Минска-2, европейские партнеры и Россия из раза в раз подтверждали свой категорический отказ пересматривать прошлые договоренности. Не собиралась Москва и соглашаться на предложения украинской стороны демонтировать ДНР и ЛНР.
В результате по прошествии более чем двух лет стало понятно, что Порошенко потерял время, которое имело столь важное значение для интеграции потерянных территорий с сохранением возможности переиграть ситуацию в регионе в благоприятном для него направлении. В будущем ему или его преемнику придется либо смириться с потерей суверенитета над частью Донбасса и, возможно, навсегда, либо пойти на мирное урегулирование на невыгодных для себя условиях.
С течением времени политическая жизнь в республиках идет по все более необратимому направлению. ДНР-ЛНР не только занимаются государственным строительством - создают институты и их законодательную базу, которые не соответствуют украинским аналогам. Параллельно они ведут подготовку к выборам, которые не спешит легализовать Киев. 2 октября в ДНР и ЛНР прошли праймериз - «предварительное общественное голосование». Это мероприятия стало первым этапом в формировании пула кандидатов на тот случай, если Верховная Рада все-таки решит назначить выборы на их территориях. Поиск кандидатов властями республик не остановился и после праймериз. Можно предположить, что продолжится и их раскрутка.
Поэтому, если выборы все-таки состоятся, получится так, что значительная (если не большая) часть победивших кандидатов будет занимать пророссийскую позицию. Это произойдет, даже если Киев отстоит участие в голосовании перемещенных лиц. Избранные представители будут настроены на восстановление контактов с соседним государством и прекращение с ним торговой войны, а значит, высказывать негативную позицию в отношении курса действующих властей. Де-факто по итогам местных выборов в Донбассе в Украине получит шанс появиться совершенно новая легальная оппозиция, которая со временем будет претендовать и на представительство в Верховной Раде, а вместе с ним и на голос на национальном уровне.
Порошенко мог бы снизить риски подобного развития событий для себя, если бы быстро согласился предоставить Донбассу особый статус и провел выборы. Республики не успели бы подготовиться, а Киеву было бы проще договориться со «случайными» победителями.
К концу 2016 года украинское руководство поставило себя в крайне уязвимую позицию перед западными союзниками. Соглашаясь с Киевом по многим вопросам, Германия и Франция, тем не менее, настаивают на определенности по разблокированию политической части. Однако выполнить ее Порошенко не может по политическим мотивам. Более того, со временем цена ее выполнения возрастает для сложившегося в Украине после второго Майдана баланса сил все больше. В Киеве дошли до того, что допускают отказ от выполнения Минских соглашений даже ценой потери поддержки на Западе. Не исключено, что на фоне ухудшения внешнеполитических условий для Украины это мнение приобретет множество сторонников в высших эшелонах власти.
Олег Игнатов