Гримаса укро-демократии-2016: рот на замке Вот и дождались: глава Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины Игорь Билоус сообщил заинтересованным украинцам с тугой мошной и мировому сообществу, навострившему лыжи на остатки украинской собственности, что торги по продаже ПАО «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) состоятся 26 июля 2016 года. Стартовая цена 99,567% пакета акций ОПЗ определена в 13,175 млрд. грн., или 525,9 млн. долл. по текущему курсу. Конкурс пройдет только при наличии не менее двух участников (один из которых - нерезидент), и Россию как «агрессора» изначально посылают.
При этом сразу же зачем-то послали и Игоря Коломойского, чья компания «Нортим» уже чуть было не подписала соглашение об участии в конкурсе и даже предложила за завод наибольшую цену. Почему? ФГИ типа объяснил: по состоянию на 20 мая текущего года было пять потенциальных участников, и велись переговоры еще с пятью, а значит, можно было срубить бабла еще побольше...
ОПЗ - вещь, как говорится, ценная. Фактически чуть ли не единственный полновесный бриллиант в куче того, с чем хочет по-быстрячку распрощаться украинская власть, изнывающая от безденежья и невозможности передерибана госбюджета, которые поддерживают чиновников в высшей степени готовности вцепиться друг другу в глотки, будучи лоббистами разных группировок. ОПЗ специализируется на производстве аммиака, карбида, жидкого азота и кислорода, диоксида углерода, сернокислого натрия и вообще занимается перегрузкой химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. Будучи при этом монополистом на украинском рынке услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака.
Первый замдиректора ОПЗ Николай Щуриков, например, считает, что в 2016 году нужно срочно приватизировать предприятие, потому что сейчас на рынке сложилась ситуация, когда ОПЗ можно продать за 1 млрд. долл. Завод прибыльный: в прошлом году он принес в госбюджет чистой прибыли в 220 млн. грн. По данным ФГИ, результатом независимой оценки тремя методами предлагаемого к продаже 99,567% пакета акций ОПЗ стал узкий диапазон от 506 млн. до 527 млн. долл. В то время как строительство подобного завода с нуля обошлось бы в 1-1,5 млрд. долл.
ОПЗ - настолько лакомый кусочек, что за него вцепились зубами не только украинские, но и мировые желающие акулы. Для этих целей внешними кураторами Украины в Одессу даже был отправлен, пожалуй, самый экзотический губернатор - экс-президент Грузии Михо Саакашвили, в чью задачу вошел перехват завода у структур именно Коломойского. Михо, как видим, с этой задачей справился. Но с более глобальной - нет. Ему поручали провести предпродажную подготовку ОПЗ и толкнуть его западным кураторам по дешевке. А не получается - продают так, как задумали к передерибану.
Не так дорого, как могли бы, но и не так дешево, как требуют кураторы. Как известно, представители Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) 27 мая сего года направили в адрес украинского премьера Владимира Гройсмана письмо, в котором называли завышенной стартовую цену ОПЗ. И даже пригрозили, что возможен отказ потенциальных крупных международных инвесторов от участия в торгах.
В Киеве подумали и сказали: а на фиг. Более того, кроме более-менее реальной стоимости, вполне приличными выглядят и другие условия торгов и покупки акций ОПЗ:
- сохранение основного профиля деятельности ОПЗ и недопущение антиконкурентных действий по приему, хранению и отгрузке жидкого аммиака, транспортируемого по аммиакопроводу и железной дорогой;
- утверждение до 1 апреля 2017 года программы переоснащения производства и внедрения прогрессивных технологий:
- программа повышения зарплаты сотрудникам в течение пяти лет после конкурса на уровень не ниже инфляции;
- сохранение численности рабочих и сокращение их только по согласованию с профсоюзом;
- прием на биологическую и химическую очистку бытовых и производственных сточных вод с учетом развития города Южного, выполнение рекомендаций экологического аудита, проведенного летом 2015 года;
- согласование с Фондом госимущества дополнительных эмиссий акций или крупных отчуждений основных средств до полного выполнения условий конкурса, срок которых составляет пять лет, а также перечисление дивидендов за 2015-2016 годы до момента продажи госпакета.
Другими словами, все вроде бы правильно и даже умно, чего, честно говоря, лично мною уж никак не ожидалось от нынешних. Но до торгов еще куча времени, и все, конечно же, может поменяться. И потому, что кураторы не для того совершали госпереворот, чтобы приведенные ими к власти коллаборационисты так уж сильно борзели. И потому, что среди коллаборационистов нет таких уж непреклонных и несгибаемых борцов за Украину, как можно было бы подумать, если послушать всю эту патриотически визжащую шелупонь.
Конечно же, внешние кураторы, особенно те, кто вложился в госпереворот деньгами и рассчитывал получить «свое» при новом витке прихватизации, сделают все, чтобы максимально обгадить решение ФГИ и вернуться к подходящим для себя условиям продажи ОПЗ по приемлемым для себя, а не для Украины ценам. Оно так всегда бывает: когда в борделе кризис, то не проститутки определяют ценовую политику. А если борзеют, то приходит полисмен нравов...
Уверен: будут активированы все агенты влияния из грантоедов, «чэсных журнализдив-неуперов» и прочих проевропейских активистов, готовых за небольшую проплату нательный крест с остывающей родной матери продать, не то что по кускам загнать нэньку-Украину. Поднимутся на бой лоббисты всех мастей и оттенков (от депутатов парламента до «диячив» так называемого «компетентного экспертного сообщества»), которые понесут такую пургу, что мама не горюй. И все будут доказывать, что власть либо завышает расценки и не пускает в страну «прогрессивных инвесторов с передовыми технологиями и гарантиями технологического прогресса» (это грантоеды-шакалы). Либо наоборот - власть распродает все задешево, чтобы получить западную поддержку, и не поддерживает отечественный капитал и бизнес (тут проявятся местные лоббисты и сопутствующая им информшушера).
И признаки этого уже есть. Чтобы зарубить ненужную гласность уже в зародыше, самый говорливый спикер парламента Андрей Парубий уже пригрозил журналистам, что по понедельникам будет проводить согласительный совет фракций и групп без присутствия СМИ. Они-де мешают, ибо настраивают депутатов на популистский лад: все красуются перед камерами и повышают свой рейтинг, а не согласовывают грамотную повестку дня Верховной Рады. И посоветовали Парубию это сделать, вы не поверите, не агенты Путина, в стране которого такой зажим свободы слова, что только держись, а вполне презентабельные и полномочные представители Запада, где типа свобода слова свиристит и произрастает буквально-таки пышным цветом.
Я не знаю, как это удалось Парубию, но он вполне внятно произнес: «У нас действительно есть трудность с согласительным советом. Наши европейские коллеги, которые проводили мониторинг, одна из первых рекомендаций, которую они дали - знаете какую? - делать непубличными заседания согласительного совета. ...Собственно они неформально называют наш согласительный совет «Голливудом». Потому что... наш согласительный совет направлен не на профессиональное рассмотрение вопросов, а больше на короткие брифинги перед камерами. И в том действительно есть трудность».
Оно и понятно: депутаты-лоббисты как отечественных олигархических групп, так и западных инвесторов с разных позиций поведут атаку на прихватизацию ОПЗ так откровенно, что сразу станет ясно, кто чем дышит и кто на кого работает. А наши же «народни обибранци» хотят и рыбку съесть, и на х... не сесть (или сесть?). Короче, и рыбкой не подавиться, и предстать перед публикой целомудренными защитниками интересов нэньки, а не дырявыми продажными дельцами.
Судя по всему, уже 13 июня на Парубия попытались наехать юльки и юлеботы, то есть люди, вместе со своей лидэркой Юлией Тимошенко собаку съевшие на прихватизационных вопросах. Тимошенко, как известно, до сих пор считает себя самой рьяной защитницей госсобственности Украины после того, как в 2005 году ей удалось отменить прихватизацию «Криворожстали» и потом перепродать меткомбинат действительно выгоднее для госбюджета Украины.
Теперь подобная информационно-дерьмометательная борьба конкурентов и их обслуги развернется с новой силой. И Парубий не хочет, чтобы планы, мотивы и приемы сторон становились предметом гласности. Еще в марте текущего года 46 «чэсных журнализдов» подписали открытое письмо к предшественнику Парубия - спикеру Владимиру Гройсману с просьбой не допустить ограничения их доступа в парламент и закрытия некоторых мероприятий Рады для прессы. В том числе и согласительного совета. Тогда, 1 марта 2016 года, будущий премьер Гройсман обнародовал подготовленный миссией Европарламента доклад и дорожную карту реформирования украинского парламента.
Документами сими было рекомендовано проводить согласительный совет без СМИ. На европейцев обиделись вернейшие из вернейших, асы промывки мозгов, спекуляций и манипуляций - «1+1», СТБ, NewsOne, «Эспрессо», «5-й канал», UBR, «Интер», «24», «112 Украина», ZIK, информагентства УНИАН, «Интерфакс», УНН, «ЛигаБизнесИнформ», «Радио Вести». Как же так, возмущались верные псы майданной демократии, мы страну раком поставили, госпереворот освятили своей ложью, а нас теперь на порог не пускают, не дают крохи зарабатывать, участвуя в дележе пирога и остатков госсобственности уже на подготовительном этапе?! Смешные ребятки такие, ей-богу, вроде бы не понимают, что шавки не должны указывать хозяевам, когда лаять, хозяева сами свистнут и за косточку или печенюшку активируют.
Гройсман тогда, правда, благоразумно удержался от закрытия парламентских мероприятий. Но он же все-таки не имел в детстве заветной справочки, которая может многое объяснить в жизни любого субъекта. А вот со спикером Парубием все гораздо проще: он - из «Свободы», а там приветствуют только расово правильную свободу слова, при которой всем неугодным и несогласным не только можно, но и нужно затыкать рты. И заткнут, будьте покойны.
Потому как когда «Украина - понад усэ!», но денег нет, то справжни патриоты на все пойдут, чтобы деньги заполучить. Иначе за что стоял майдан?..