Зеленскому предстоит править без всенародной популярности - своего ключевого актива.
Вариантов радикально повысить рейтинг не просматривается: для социального популизма нет ресурсов, переговоры по Донбассу в глухом тупике, даже излюбленный прием украинских политиков - перекладывание вины на предшественников - уже не работает, дела против Петра Порошенко разваливаются в судах.
Не собираются сидеть сложа руки и оппоненты. К осени национал-патриотическая оппозиция наверняка активизирует протесты. В украинских СМИ пишут, что их координатором может стать бывший спикер Верховной Рады Александр Турчинов, примкнувший к команде Порошенко и возглавивший штаб «Европейской солидарности» на местных выборах.
Переоценивать потенциал организованного протеста не стоит - Порошенко слишком дискредитирован, чтобы возглавить новый Майдан. Особенно после публикации нардепом Андреем Деркачем записи его предполагаемого дружеского разговора с Владимиром Путиным в 2015 году.
Однако на фоне спада экономики акции его сторонников могут стать катализатором для выступлений других недовольных. Местные выборы, запланированные на октябрь 2020 года, будут смотром сил оппозиции - региональные опросы показывают, что у «Слуги народа» перспективы совсем не радужные.
Президентская партия так и не смогла создать прочных структур на местах, в ее рядах царят хаос и внутренняя конкуренция. Слабость «Слуги народа» особенно ярко проявляется в проблемных для Зеленского регионах - например, в Мариуполе, крупнейшем промышленном центре подконтрольного Украине Донбасса, «Слуга народа» может получить только около 10% голосов в городском совете, на прочие места претендуют различные пророссийские силы (Оппозиционная платформа, Оппозиционный блок, Партия Шария).
В другом конце страны, на выборах во Львовский областной совет, рейтинг «Слуги народа» составляет 13%, в то время как у партии Порошенко «Европейская солидарность» - 29%.
В поисках новой точки опоры в офисе президента рассматривают возможность досрочно распустить парламент. Разгон Верховной Рады позволил бы создать иллюзию нового этапа в деятельности Зеленского, более тщательно подойти к формированию списка «Слуги народа», очистить его от лоббистов олигархов и случайных людей (без прозападных соросят и пророссийских октябрят, как отметил один из руководителей фракции).
У самого президента есть большие претензии к собственной фракции, недавно провалившей поддержку программы правительства. Однако для роспуска парламента нет серьезных юридических оснований, а в случае перевыборов «Слуга народа» рискует утратить нынешнее однопартийное большинство. Тогда перед Зеленским встанет неприятная дилемма: создавать коалицию либо с Петром Порошенко или Юлией Тимошенко, либо с Оппозиционной платформой Юрия Бойко - Виктора Медведчука.
Выбор в ту или иную сторону будет означать крах идеи украинского центризма, стоящего над группировками старых элит, отказ от лавирования между прозападным и пророссийским вектором. А уход «Слуги народа» в оппозицию приведет к тому, что нелояльный парламент будет блокировать все президентские инициативы.
Зеленский начинает все больше походить на Виктора Ющенко, мессианские ожидания в отношении которого сменились глубоким разочарованием, а попытки реформ закончились сдачей власти олигархии.
Конечно, положение Зеленского лучше, чем у Виктора Андреевича: Ющенко был президентом половины страны, оставаясь для другой чуть ли не узурпатором, в то время как Зеленский победил по всей стране, пусть и с большим уклоном в сторону юго-востока. Но и такой ресурс не бесконечен.
Другое важное отличие от Ющенко состоит в том, что Зеленский не профессиональный политик, а потому не привык к взлетам и падениям популярности. Для него как выходца из шоу-бизнеса дальнейшее падение рейтинга может стать серьезным демотивирующим фактором.
Банализация Зеленского, превращение из народного президента в очередного постсоветского украинского политика с невыполненными обещаниями, государственной дачей в Конче-Заспе и жуликоватым окружением будет действовать гнетуще прежде всего на него самого.