На прошлой неделе украинское общество получило новый, грандиозный проект очередной «революции и реформы» от самого Гаранта Конституции. По привычке проигнорировав Статью 35 Конституции Украины: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.
Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная», Гарант вычленил для себя только второй абзац: «Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей».
И со всех ног бросился охранять «нравственность населения» от канонической православной церкви. Ну, какой «гарант», такие и деяния.
Нападки на храмы православной украинской церкви за последние годы стали неотъемлемой частью украинской новостной повестки. По всей стране стали совершаться поджоги церквей, прямые нападения на верующих и священнослужителей, вооруженные «отжимы» помещений с передачей их в собственность другим конфессиям. Наемные «патриоты», нападая на церкви и верующих, обвиняли каноническую православную церковь в подрывной работе в интересах России, наделяя самих себя правом решать, какой церкви быть или не быть в Украине.
«Московские попы захватили нашу Лавру», - кричали неверующие безбожники, устраивая «осаду». «Община требует передачи здания церкви киевскому патриархату», - кричали завезенные в деревни чужаки, собрав вокруг себя с десяток маргиналов против сотен местных верующих.
В это же время в СМИ и социальных сетях велась целенаправленная работа по дискредитации как отдельных священников, так и всей украинской православной церкви Московского патриархата.
Само по себе название «УПЦ МП» возникло именно из-за того, что еще на заре «незалежности» в стране появилась церковь-клон, копирующая таинства и обряды, правила службы и церковные тексты, но в вольном переводе на украинский язык. «Церковь» эта, наравне с украинской автокефальной, была самопровозглашенной и обе они не признаны и не могут быть признаны мировым православием. Обе они, по сути, являются «сепаратистскими», только в контексте Церкви это значит, что они не имеют отношения к Православию и по сути являются не более, чем сектами.
О роли раскольника Филарета я уже писала ранее, в отдельной статье, поэтому повторю только резюме. Так называемый «Киевский патриархат», являющийся по сути «патриотической сектой», возглавляет человек, не только отлученный от Церкви, но и преданный анафеме. При этом, отлучили его отнюдь не только за раскол, он и до того нарушил многие правила, в частности, обязанный быть безбрачным в своем сане, имел открытую многолетнюю связь с женщиной, разумеется, без венчания, которое и не могло быть проведено из-за сана. Прелюбопытнейший персонаж, одним словом, «патриарх Филарет».
Уже в годы гражданской войны на Донбассе, «Филарет и его команда» отличились крайне агрессивными высказываниями и призывами к уничтожению населения непокорных территорий. Что само по себе выдает их истинную сущность, далекую от христианства и его ценностей.
Амбициозный политический «патриарх» никогда не скрывал своей ненависти к представителям канонической церкви, мечтая захватить все украинские храмы в свой раскол. И вот, на самом краю жизненного пути, его мечта начинает сбываться. Правительство и президент «незалежной» собираются в законодательном порядке «узаконить» раскольников двух церквей, филаретовской и автокефальной и объединить их в единую «поместную православную» церковь, втянув в эту аферу самого Патриарха Вселенского Варфоломея.
Напустив пафоса, украинский президент Порошенко объявил с трибуны Рады народу, что правительство «незалежной» намерено добиваться получения томоса - признания Патриархом автокефалии украинской церкви. «Томос патриарха усилит нашу независимость, удалит рудименты того политического проекта, который называется "русский мир" и который придумали, кстати, иерархи Русской православной церкви», - заявил он.
«В то же время хочу заверить, что томос, на который мы так надеемся и для получения которого прилагаем усилия, и появление признанной единой поместной церкви никоим образом не означает нарушения конституционного принципа свободы совести. Единая православная поместная Церковь не станет государственной. Все верующие имеют и будут иметь право свободно выбирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию. Кто захочет остаться в той церкви, которая сохранит единство с РПЦ, тоже сохраняют за собой гарантированное право собственного выбора. В таком вопросе, как религиозный, любые принуждения или запреты категорически недопустимы. Хочу отдельно подчеркнуть неприемлемость любого насилия в межконфессиональных отношениях. Его всплески, не приведи Господи, столкновения точно не приблизят нас к цели, а отдалят. Более того, могут сделать невозможным ее достижение. Будет автокефалия, время все расставит на свои места. Не за день, не за месяц, не за год даже, но точно расставит», - убеждал президент парламентариев.
Действительно ли Порошенко надеется, что Вселенский Патриарх Варфоломей изменит свое мнение (а ранее на подобные обращения от политиков он отвечал исключительно игнором) и выдаст такое решение, в корне подрывающее основы Православия?
Как знать, как знать…
Первым препятствием украинские аналитики, как правило, далекие от веры, считают фигуру Филарета. При его главенствовании о признании объединенной поместной церкви точно не может быть и речи, по вполне понятным причинам. Однако, в СМИ появилась информация, что престарелого раскольника «убедительно уговаривают» добровольно покинуть пост. Впрочем, прости Господи, старик уже в таком возрасте, что упираться ему в таком важном раскладе вовсе не стоит…
Второе препятствие - широко известная позиция Патриарха Варфоломея. Впрочем, в данном вопросе симпатики «признания автокефалии по политическим мотивам» на политическую же волю и рассчитывают. В пользу проведения некой «серьезной работы американцев по убеждению Патриарха», по некоторому мнению, говорят несколько фактов.
«Во-первых, не так давно посол США в Украине Мари Йованович встретилась с главой Украинской Греко-Католической Церкви Святославом Шевчуком, который ранее выступал против создания единой поместной Церкви, но теперь изменил свою позицию.
Во-вторых, в субботу, 14 апреля, в Турцию прилетел посол государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек. Официальная причина его визита - попытка вызволить из тюрьмы американского пастора-евангелиста Эндрю Брансона, которого Анкара обвиняет в связи с проповедником Фетхуллахом Гюленом. Однако во время этой встречи Браунбек совершил визит в резиденцию константинопольского патриарха.
В-третьих, бывший посол США в Украине Джеффри Пайетт посетил Афон и по итогам встречи сделал объявление, что он обсуждал с настоятелями афонских обителей важные вопросы "православия во всем мире"», - пишет издание «Страна».
Притянуто ли за уши к этим фактам ожидание изменения позиции Вселенского Патриарха в столь важном вопросе, покажет время. Лично мне кажется, что попытки надавить - это одно, а результат может быть и прямо противоположным задуманному.
Украинский политикум, между тем, окончательно рассорился по поводу происходящего. Между нами говоря, истинно верующих православных там… немного, судя по делам. Плюс некоторые бывшие «регионалы» достаточно опытны, чтобы перед выборами засветиться в защите интересов своей паствы (зачеркнуто) электората. Поэтому, отдельные голоса здравого смысла все-таки звучат.
Представители других конфессий и сект, идолопоклонники и воинствующие атеисты, которых в Раде таки убедительное большинство, разумеется, скачут от предвкушения радости до потолка. И на все лады подпевают о том, что это правильно, патриотично, и воистину незалежно.
Скептически настроенные украинские аналитики делают выводы обо всем происходящем несколько умеренные, и вот почему.
Во-первых, согласно церковным канонам, чтобы получить автокефалию для украинской церкви, Верховная Рада должна обращаться к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, а не к Патриарху Вселенскому Варфоломею. Так как в мировом православии Украина считается канонической территорией РПЦ. По веками сложившимся законам, перепрыгивать «через голову» в таком вопросе - напрасное сотрясение воздуха.
Во-вторых, происходящее информационное безумие имеет все признаки «политического предвыборного пиара», так как независимо от результата, Порошенко набьет себе политические баллы среди неправославной, но «патриотической» части электората уже самим фактом такой инициативы. Рассчитывать на изменение отношения к своей персоне населения юго-востока, по большей части прихожан канонической православной церкви, ему не приходится, а портить его, честно говоря, дальше уже и некуда. А попытаться заслужить баллы у «западенцев» можно.
Однако, независимо от хода процесса, и от его результатов, если таковые будут, все эксперты сходятся в мнении, что события в Украине будут в ближайшее время носить крайне негативный для православных характер.
«Это только начало. Дальше будет куда более жестко. Начнутся отжимания храмов, приходов, территорий. Мы понимаем, на кого ориентирована эта политика, и есть же структуры, например С14, которые уже проводят такие действия», - комментирует политолог Константин Бондаренко.
На прошлой неделе СБУ официально заявила о том, что им известен «план России по дестабилизации ситуации» в ближайшее время. А именно, «российские найманцы», ведь больше некому, будут устраивать на территории Украины провокации по фейковым захватам православных храмов, нападать на процессии верующих, чтобы дать информационную картинку о «якобы» притеснениях православных московского патриархата.
То есть, другими словами, официально объявлено о намеченных захватах и нападениях на храмы и прихожан, и заранее заявлено, «если что, это не мы, а агрессор». Удобная позиция, хуцпа на государственном уровне во всей красе.
Поднимутся ли православные на защиту своей веры и храмов?
Ударят ли в церковный набат, которого мы так и не дождались в 2014?
Наталка Nik