Копанки - благословение и проклятие Донбасса
Отличительной особенностью геологии Луганщины является близкое залегание угольных пластов к поверхности земли.
Именно открытие приповерхностных угольных пластов в Лисьей балке положили начало промышленной разработке угля в нашем регионе. Под руководством инженер-капитана Черноморского флота Н.М. Аврамова на месте будущего города Лисичанка в 1791 году была начата первая разработка каменного угля для нужд Черноморского флота. Первоначальная поверхностная разработка угля производилась на выходах угольных пластов в обнажениях по склонам балки и состояла из неглубоких угольных ям и наклонных штолен.
Иными словами, освоение угольных богатств Луганщины началось с того, что сейчас имеет название «копанки».
Уголь, залегающий у самой поверхности, гораздо хуже по потребительским свойствам, чем извлекаемый с глубины. В период промышленной разработки в течение XIX и XX веков для промышленности требовался уголь более высокого качества, который добывался в глубоких шахтах.
В Советском Союзе приповерхностные слои были сохранены от разработки и считались стратегическим запасом на случай чрезвычайных ситуаций. До конца ХХ века в стране на долговременном хранении находились сотни паровозов. В случае крайней надобности, некачественный, но легко и быстро добываемый уголь с поверхности мог обеспечить потребности в топливе не только этого вида транспорта, но и многочисленных ТЭЦ, составлявших в своё время основу энергетического комплекса страны.
Однако войны не случилось. Случился «дикий» капитализм. В соответствии с его законами нельзя было ожидать, что «чёрное золото», находящееся буквально под ногами, не будет использовано как одно из основных средств первоначального обогащения и накопления капитала.
С середины 90-х годов нелегальные кустарные шахты, получившие название «копанки», стали прочной основой «теневой» экономики Донбасса, источником доходов для преступных группировок, фундаментом коррупционного обогащения правоохранительных органов: милиции, прокуратуры, СБУ.
Добыча угля в «малых шахтах» оказалась настолько выгодной, что хватало всем - и тем, кто самодеятельно добывал уголь и тем, кто с этим явлением «нещадно боролся». Борьба с нелегальной добычей угля стала постоянным рефреном украинских новостей о Донбассе. Сама же отрасль в это самое время обросла соответствующей инфраструктурой. Получить оборудование для добычи угля открытым способом или в неглубоких шахтах в лизинг не составляло труда. Незаконно добытый уголь легализовывался путём смешивания с углём, полученным на легальных шахтах, или выдавался за таковой, принося дополнительный доход руководству шахт и обогатительных фабрик.
По итогам многолетней борьбы правоохранительных органов и властей Украины с «копанками» к началу 2014-го года, по оценкам правительственных экспертов, объем незаконной добычи достиг рекордной отметки - 6 млн тонн или практически 10% всего добытого в стране угля. По их подсчётам, владельцы копанок и их покровители зарабатывали минимум 2 млрд. гривен, то есть, на тот момент 250 миллионов долларов в год.
Кстати, одним из последних действий правительства Азарова, уже в разгар «Евромайдана», стало утверждение плана мероприятий по прекращению незаконной добычи угля в Украине.
«Проблема угледобычи малыми шахтами приобрела неконтролируемый со стороны государства характер. Это ведет к значительным убыткам отечественной экономики и наносит вред окружающей среде. На них отсутствуют элементарные правила охраны труда, нередко случаются аварии, приводящие к травмам и гибели людей. Одной из причин расширения незаконной добычи угля является отсутствие контроля со стороны органов местного самоуправления за использованием земель, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для осуществления сельскохозяйственной деятельности, но фактически используются ими для незаконной разработки недр», - было заявлено в информационно-аналитическом бюллетене Кабинета министров в начале января 2014-го года.
Планом также было предусмотрено изучение вопроса существования коррупционной составляющей при легализации незаконно добытого угля и причастности к этому представителей органов государственной власти.
Интерес правительства Азарова при президенте Януковиче в самый разгар государственного переворота к тому, а нет ли коррупционной составляющей и причастности государственной власти к незаконной добыче угля на Донбассе, даёт представление о незаурядном чувстве юмора у представителей «донецких» во власти. Уж кто-кто, а они то, не «интересоваться», а лекции по этому вопросу могли бы читать.
А «поинтересоваться», сколько кому «достаётся», можно было у любого практически из причастных к нелегальной углебодыче. Однако для людей непричастных это, пожалуй, было гораздо опаснее для здоровья, чем этот уголь под угрозой обвала самодельной шахты добывать.
Попытка легализации
После возникновения Луганской Народной Республики, в результате развязанных Украиной боевых действий, многие легальные шахты оказались затопленными и разрушенными. Для восстановления их требуются значительные капитальные вложения. В условиях отсутствия легальных каналов сбыта и торговой блокады со стороны Украины, дорогой уголь из глубоких шахт в некоторых случаях добывать стало просто нерентабельно.
В то же время, уголь является практически единственным экспортным товаром для Республики, находящейся в крайне тяжелом экономическом положении.
Война, связанный с ней экономический кризис, массовая безработица вызвали резкий рост нелегальной добычи угля даже в тех, местах, где раньше её не наблюдалось.
По оценкам удивительно осведомленных на этот счёт украинских СМИ, к началу 2017-го года на юге Луганской Народной Республики количество «копанок» выросло в несколько раз. В частности, по данным их источника в ЛНР, если в 2014-м году в Свердловском районе «малых шахт» было 15, то к 2017-му количество «копанок» возросло до 79. В целом по ЛНР украинские источники насчитали на тот момент 136 нелегальных «шахт».
Республиканской статистики на этот счёт, к сожалению, найти не удалось. Однако борьба с нелегальной добычей правоохранительными органами ЛНР велась. На сайте МВД республики можно найти сообщения о ликвидации за прошедшие три года десятка другого «копанок».
Впрочем, власти ЛНР справедливо рассудили, что чрезвычайная ситуация, для которой и берегся приповерхностный уголь, на территории восставшего и воюющего Донбасса уже наступила. Вместо того, чтобы, по примеру правительства Украины, продолжать бесплодно бороться с незаконной добычей угля, было решено её легализовать.
Выгоды от такого решения для Республики в её сложнейшем экономическом положении налицо. Во-первых, это увеличения экспортных доходов и налоговых поступлений. Во-вторых, рост легальных доходов населения. В третьих, это уничтожение базы для коррупции, растлевающей правоохранительные и государственные органы и ведущей к гибели государства, в чём наглядно можно убедиться на примере Украины.
Правда вот времени на подготовку необходимых законов и положений потребовалось много, около двух лет. В итоге 17 июня 2016 года было принято постановление Правительства ЛНР N 314 «Об утверждении Порядка деятельности угледобывающих артелей». 12 августа 2016 года главой ЛНР Игорем Плотницким был подписан Горный закон Луганской Народной Республики за номером 117- II.
В соответствии с этими документами была разрешена добыча и реализация угля угледобывающим артелям - субъектам хозяйствования с использованием труда наемных работников численностью не менее 50 человек. Добывать уголь можно с глубины не более 100 метров без проведения взрывных или огневых работ.
Небольшая глубина шахты подразумевает малую насыщенность угля газами. Это обуславливает меньшие затраты на вентиляцию шахт. Однако в Горном законе и в постановлении правительства оговорены и правила безопасности добычи, и технические требования к оборудованию шахт, и подотчётность предприятий контролирующим органам.
Казалось бы, вопрос, наконец-то решен - бери горный отвод, в соответствии с Законом и Положением, и добывай уголь на радость себе и на благо Республики.
Так многие предприниматели и сделали, обрадовавшись, кстати, отсутствию необходимости заносить во властные кабинеты взятки за «крышевание» нелегальной добычи и откупаться каждый раз от контролирующих органов.
Однако оказалось, что при легализации «копанок» власти Республики забыли самую малость - узаконить перевод земельных участков из одного назначения в другое. Участки, на которых ведётся добыча, должны быть переведены в категорию земель промышленности, а порядок такого перевода не утверждён до сих пор!
Поэтому деятельность тех угледобывающих артелей, которые попытались сразу приступить к добыче угля, не меняя назначение участков, была пресечена Генеральной прокуратурой ЛНР. Добывать уголь на законных основаниях могут лишь те предприятия, которые изменили назначение отведенных земельных участков еще при Украине, а для новых или желающим легализоваться артелей, эта возможность до сих пор закрыта.
В чём проблема?
Разобраться, почему же попытка легализации «копанок» до сих пор тормозится, оказалось непросто. Как рассказали предприниматели, ждущие возможность начать добычу угля и уже получившие горный отвод, начался «футбол» законопроекта между Народным Советом и правительством. По их сведениям, начал разрабатывать соответствующий закон Народный Совет. Затем руководство Республики решило, что достаточно будет положения, разработанного Государственным комитетом по земельным отношениям и принятого правительством. Однако после это решение было изменено и порядок изменения назначения земли решили всё же оформить в виде закона, и вернули его на разработку в Народный Совет.
Полтора года длится эта эпопея и конца ей, как оказалось, пока не видно.
Однако, наконец, появились официальные сообщения об усилиях Народного Совета и нового Главы ЛНР Леонида Пасечника по решению этой проблемы.
24-го января текущего года на сайте Народного Совета ЛНР появилось информация о том, что в Комитете Народного Совета ЛНР по вопросам имущественных и земельных отношений, природных ресурсов и экологической безопасности возобновилась работа над проектом закона «О переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую». Стало известно, что руководителем рабочей группы, разрабатывающей закон, вместо Анатолия Кривоносова стал Юрий Морозов.
О ходе работы над проектом мы решили поинтересоваться у руководства Комитета по земельным отношениям ЛНР.
Исполняющий обязанности руководителя комитета Андрей Бельский любезно согласился ответить на наши вопросы. В частности он рассказал, что вопрос находится под непосредственным контролем у главы республики Леонида Пасечника. В частности, на заседании рабочей группы, которое проходило буквально перед нашей встречей с руководителем комитета, Глава ЛНР дал указание сократить количество требуемых от пользователей участков согласований.
«На сегодняшний день поставлена задача главой Республики до минимума сократить согласования. Вот думаем, какие согласования всё-таки нужны, без каких, может быть, обойдемся. По срокам разработки не могу пока точно сказать. Стоит задача сделать закон быстро, чтобы он был правильный, грамотный. И эта задача вынесена в разряд первоочередных. Однако точного срока окончания разработки этого закона назвать пока не могу», - рассказал Андрей Бельский.
По его словам, оказалось, что невозможно взять за образец соответствующий закон Российской Федерации. Правила землепользования определяются Гражданским Кодексом и действующий в Луганской Народной Республике украинский кодекс отличается от российского.
«Российское законодательство принципиально другое. У нас немножко была другая концепция в развитии земельных отношений, поэтому сложно перейти на российские правила. В России земельные отношения по-другому построены», - пояснил исполняющий обязанности председателя Комитета по земельным отношениям.
Сказывается на сроках разработки закона, по словам Андрея Бельского, и нехватка кадров в земельном комитете.
В ответ на наши настырные просьбы хотя бы приблизительно обозначить возможные сроки утверждения этого закона руководитель комитета согласился, что за полгода возможно закончить его разработку.
Какова цена вопроса?
По имеющимся у нас сведениям в настоящий момент принятия закона, определяющего порядок изменения назначения земельных участков, чтобы начать добычу угля на законных основаниях, ожидают не менее 200 зарегистрированных угледобывающих артелей. Все остальные регистрационные и разрешительные процедуры большинством из них пройдены и проблем не вызывают.
Учитывая, что по положению в артели должны работать не менее 50 человек, речь идёт о 10 тысячах рабочих мест.
Десять тысяч рабочих мест для Республики с населением чуть больше миллиона это очень большой прирост занятости. Учитывая, что каждый работающий житель кормит три четыре иждивенца, речь идёт об улучшении материального положения тридцати сорока тысяч жителей ЛНР. Кроме этого, если отталкиваться хотя бы от цифр правительственных экспертов «домайданной» Украины, Республика и её жители могут получить дополнительные экспортные доходы, налоговые поступления, заработные платы в размере не менее ста миллионов долларов.
При этом, чего греха таить, многие «копанки» продолжают работать незаконно и сегодня, на глазах жителей Республики. И учитывая историю вопроса, и его известную цену, очень трудно поверить или кого-нибудь убедить, что эти нелегальные разработки неизвестны представителям правоохранительных органов и никто их, как и прежде, не «крышует».
И это превращает незаконную добычу угля из обычного экономического преступления в проблему государственной безопасности.
Какое может быть доверие у граждан к властям и правоохранительным органам Луганской Народной Республики, если работа «копанок», а особенно, взрывной рост их количества, косвенно свидетельствует о масштабах коррупции в этих органах?
Информация о том, что глава ЛНР Леонид Пасечник держит под контролем этот сугубо важный для экономики Республики вопрос, безусловно, обнадёживает.
Однако легко подсчитать какое количество средств уже не дополучили за эти годы бюджет Республики, шахтёры, предприниматели, которые желают работать легально. И можно предположить, что затяжка решения этого вопроса тоже имеет своё экономическое выражение в доходах отдельных нечистоплотных лиц.
Поэтому, чтобы не приходилось предполагать и задумываться по поводу грустных явлений, уничтоживших уже на наших глазах одно государство, хотелось бы, чтобы эта проблема была решена как можно скорее.
Ведь цена вопроса действительно велика. И важность, в свете той самой «коррупционной составляющей», которую никак не удается ликвидировать, трудно переоценить.
Юрий Барбашов для Казачьего Вестника