Кольский 2013. Часть 1.

Jul 25, 2013 01:29



Дисклеймер
Писать отчеты я, к сожалению, не умею, равно как и фотографировать. Однако, хочется записать некоторые подробности моей первой эндуро-вылазки. Так что ниже много букв и мало фотографий.

Начать, наверное, стоит с того, чтоникакого Рыбачьего, никаких Хибин, и Белого моря я совершенно не планировал. Было желание убраться подальше от магистралей. И подальше от привычных краев. Был отлично подходящий для этого Гусенок(собственно, из этого желания и родившийся). Не было опыта, не было навыков, не было конкретных планов. Потом на глаза попалась Мотобухта, и вдруг оказалось, что среди знакомых есть люди, движущиеся туда из Москвы. Все складывалось слишком удачно, чтобы упустить такой случай.

29.06.13

Встретившись с Миксером в 8 утра на заправке на МКАДе, мы выдвинулись на север. Желание оказаться именно в той части света крепло завидными темпами с самых первых километров - Ленинградка порадовала ярким солнцем, безоблачным небом, многокилометровой стоячей пробкой и температурой в +32.

Не менее гостеприимным оказался Вышний Волочек. С одним лишь нюансом - широкой обочиной. Тонкий намек провидения, что пора тестить внедорожные свойства недавно переобутой резины был быстро понят и успешно реализован на практике.

Дальше дорога оказалась свободной, широкой и ровной. Температура воздуха немного спала, а на небе появились хоть какие-то облачка… которые стремительно сгущались. Не успев порадоваться избавлению от жары, я уже видел, как горизонт прорезает по 3-5 молний одновременно. И катились мы именно туда. Вскоре, температура упала до +16, а вокруг стояли стены воды, движущейся одновременно во всех направлениях. Сверху лило рекой, под колесами плескались ручьи, а встречные и попутные машины поднимали стены воды, порой перехлестывающие через шлем.

Двигаться вперед стало затруднительно, к тому же бензин близился к концу. Завернув на ближайшую заправку, мы столкнулись с забавным явлением. Сама заправка по технике безопасности на время грозы полностью обесточена. На нее одна за одной заруливают машины, видят это, и едут дальше. Так же заруливают мотоциклисты. Тяжело вздыхают и сбиваются в одну кучку. К концу дождя нас там было уже семеро.

К счастью, это было последним погодным испытанием на тот день. Прочесав по М10 еще несколько километров, мы благополучно покинули ее, уйдя на Кириши. Качество дороги немного ухудшилось, но ощущения от езды по ней улучшились на несколько порядков. Второстепенная дорога, почти без движения, петляющая по маленьким живописным городкам - идеальное место для спокойной расслабленной езды. Любуешься пейзажами, отмечаешь, как неуловимо начинает меняться архитектура зданий по сравнению с привычными регионами, сильно не гонишь. Едешь и отдыхаешь. Вдоль всего восточного берега Ладоги нас ждали именно такие дороги.

По мере приближения к Питкяранте близость Кольского ощущалась все сильнее. По-моему, малхолланд драйв и рядом не стоит с теми дорогами над восточным берегом Ладоги. Закрытые повороты самых непредсказуемых углов и радиусов, сплошные холмы, лес стеной вокруг и покрытие - которое вроде бы отличное, но это не США, кто возьмется предсказать, что за следующим поворотом посреди полосы не будет торчать пенек? В общем, идеальное место, чтобы душевно прохватить в два часа сумеречной белой ночи.

И так, неспешно, проехав около 1100км за 18 часов, мы добрались до Питкяранты и рухнули спать в Длинном берегу. По началу, было желание сразу избавиться от экипа и нырнуть в плещущуюся под окнами Ладогу, но усталость взяла свое и постель оказалась куда привлекательнее.
30.06.13

Наутро(наступившее для нас ближе к полудню), едва успев позавтракать и собрать вещи, мы встретили пополнение в лице еще 3х всадников - Жени и 2х Леш.

С асфальтом пора было прощаться, мы залили канистры бензином про запас и двинулись к карельским грейдерам в сторону Суоярви. Поначалу, только съехав с асфальта, я даже не понял, что еду по грейдеру.



Вблизи от широко используемых дорог он был на редкость хорош - ровный, очень плотно укатанный. Грешным делом, я решил, что это просто грязный асфальт. Заблуждение продлилось не долго: вскоре дорога сменилась на посыпку из мелкого камня и ехать стало посложнее. Тут я прилег впервые. Не решился сильно наклонять в повороте груженого гуся на таком непонятном покрытии и взял радиус чуть шире. Оказалось, что края дороги только внешне похожи на ее центр, а вот по всем остальным качествам разительно от него отличаются - колеса моментально провалились и я аккуратно приземлился на бок. Так, опытным путем, было установлено, что на обочину здешних дорог смотреть стоит с большой осторожностью.



Деревни на пути становились все меньше, как и грейдер все меньше напоминал асфальт. Пару раз нас накрывали отголоски вчерашних ливней.

Миновав Поросозеро мы разбили первый лагерь на берегу небольшого озера.



Жаркое лето и чудное озеро под боком - купаться!



Особенно после дня в экипе на пыльных дорогах. Поначалу я был уверен, что не вылезу из воды до утра, однако… пробыл там едва ли несколько минут. Казалось бы - маленькое озеро, глубина едва до середины бедра, теплая погода, практически непрерывный световой день - тем не менее, с непривычки долго в таких температурах я предпочел не находиться.

1.07.13

Наутро наступил июль. Правда, я уже не знал об этом. Бесконечный световой день, отсутствие привязки к какому-то внешнему режиму и необходимости куда-то спешить напрочь стерли из моей головы не только календарь, но и часы. Нет, вру - дни недели я еще помнил.



Пейзажи постепенно дичали, а грейдеры понемножку усложнялись. Правда, замечал это, кажется, только я, как полный нуб по части бездорожья и любого удаления от цивилизации. Ощущение, что мой слоупочный режим передвижения тормозит всю группу, не покидало, но здравая оценка своих навыков (вернее, их отсутствия) не позволяли гнать.

Надо отдать должное моим спутникам - они стоически переносили мой неспешный темп, за что им большое спасибо. Женя или Леша на ХТ сменяли друг друга в роли замыкающих.

Так я и полз по грейдеру, держа скорость 50-80, в зависимости от качества дороги. И все было хорошо, пока не начался песок. Песок - сказано очень громко. Наверное, пара сантиметров в колеях да более глубокие гребенки. Ну и обочина, на которую я уже старался не соваться. Но даже этого небольшого слоя вполне хватило, чтобы изрядно затруднить мне жизнь - ровно идти на небольшой скорости стало чертовски трудно. Мотоцикл постоянно начинал пьяно вилять, и удержать его стоило изрядных сил.

Либо ускоряться, либо перебирать ногами. Т.е. ускоряться. Держа скорость чуть выше 80, жить стало куда легче. Гусь шел ровно и уверенно, несмотря на то, что обут был в скаут, а не в шашку.

Наверное, ложная легкость хода меня расслабила, или просто не повезло, но именно тут меня настиг самый серьезный фейл всей поездки. То ли я зацепил гребенку, то ли просто влетел в более глубокий песок, но внезапно заднее колесо начало нешуточно заносить. Несколько ощутимых заносов я уже ловил за этот день и всегда благополучно выходил из них перегазовкой. Но не в этот раз. Стоило мне начать газовать, как переднее колесо подлым образом выкрутило в сторону. И я на полном ходу улетел на обочину, где песка уже почти по ступицу.

Дальше все произошло очень быстро. Заднее колесо обогнало переднее, гусь лег набок и полетел колесами вперед, вспахивая изрядную борозду. Я приложился шлемом о грейдер и кубарем полетел следом за ним, догнал, перелетел и покатился вперед. Должно быть, мотоцикл оскорбился таким положением вещей, потому что вновь догнал меня и влетел в спину, благополучно откинув в центр дороги.

Первым порывом было вскочить. Но мысль, что после такого лучше резко не дергаться, остановила меня на полпути. Так я и замер, сидя на коленях и пытаясь оценить, все ли куски на месте и в верном ли они порядке. К моему удивлению, оба ответа оказались положительными.

Подняв с Лешиной помощью бедного Гуся, я поразился вновь - исключая пару косметических ран на пластике и треснувшее зеркало, птичка осталась невредима! Редкий шанс почувствовать себя самым везучим человеком на планете.

Дальше испытывать везение не хотелось, поэтому до конца дня я плелся не выше 50, раз за разом справляясь с мелкими заносами.

Кроме меня с Гусем слегка пострадать в тот день успели еще Леша с Трансальпом - отделались растяжением ноги и трещинами пластика и зеркала, соответственно.

Здраво оценив тенденцию, было решено пробираться к М18 через Муязерский, Тикшу и Ругозеро. А Костомукшу и Калевалу оставит на будущее, тем более, что дозвониться в Панаярви и договориться о въезде нам так и не удалось.

В районе Ругозера с удаленными от сел озерами оказалось туговато(вернее, у нас не было сил и времени искать их, раз за разом проверяя отворотки). Поэтому мы удовлетворились уединенной полянкой над болотистым берегом неведомой речки. Или ручья.
2.07.13

Сборы, заправка, асфальт! После двух дней грунтовок езда по трассе разве что не убаюкивает. Тем более что М18 в той части ровная, прямая, широкая и свободная. Катимся ни о чем не волнуясь, мысли только о том, на что потратить освободившиеся от Паанаярви дни.

Но музыка играла не долго. Ближе к Лоухам Лешиной Тенерке начало плохеть. Гнать выше 80 она вдруг упорно расхотела. Для нас это было поводом посмотреть на ближайшей заправке замечательное шоу: «Разбери мотоцикл за 5 минут, промой карбы и собери обратно». Скорость и непринужденность, с которой это было проделано, впечатляли.

Увы, не помогло. Обороты подниматься упорно не желали, и дальше мы поехали все тем же неспешным темпом, любуясь окрестной природой. Благо, любоваться было чем! Выходы каменистых пород, превращающие дорогу в ущелье, впечатляли меня в течение всего пути. Если бы еще не дуратская манера покрывать каждый камень надписям «Здесь был Вася» и «Новокукуевск 2006»… Но это мелочи.

В какой-то момент, оторвавшись от любования природой, я с удивлением обнаружил, что впередиидущая часть колонны исчезла. Кидаюсь догонять. 100, 120 - не видно. 140, 150 - еду-еду, а все никого. Они же только что были передо мной. Раскручиваю движок еще дальше, хотя стараюсь по трассам так не ездить, и минут через 10 таки вижу впередилетящих. Таким бодрым ритмом мы быстро достигаем Зеленоборского и узнаем секрет - оказывается, если раскручивать движок тенерки на сцеплении, а потом поднимать передачу, то набрать обороты таки удается. Но очень резко.

Лететь так лететь. Заправляемся и планируем продолжить в том же духе.

Увы. Второй раз фокус не удался. Сцепление не пережило таких нагрузок и отправилось в лучший мир. Теперь скорость колеблется около 30. Оперативно перебираются все возможные пути решения проблемы. В итоге, созванившись с Максом Падучим, Женя выясняет контакты готовых помочь в Кандалакше людей. Эскортируем туда падшего коня, раскидываем везде просьбы помочь с дисками сцепления и на этой печальной ноте прощаемся с Лешей, надеясь еще увидеться в Мотобухте.

Сами же отправляемся в Хибины.

Миновав Апатиты и Кировск, въезжаем на довольно неплохой грейдер. Горизонт прячется за горы, вокруг дороги бегут ручьи. На одном из поворотов останавливаемся - дальше понятия ручья и дороги должны стать для нас на какое-то время синонимами. Вода совсем не глубокая, но дно выложено крупными камнями. И наверняка скользкими.

- Песок, вода, камни - когда уже лава-то начнется? - интересуется Леша, и я полностью разделяю его любопытство. Однако, дорога вперед кажется гораздо интереснее, чем назад.

Первым идет Андрей, затем я, следом Леша и Женя. Первый брод пересекаем без проблем и едем дальше. Миксер успешно добирается до берега, я глохну на последнем кургане за несколько метров до него. Разумеется на возвышении - не дотягиваюсь ногой до земли и аккуратно кладу птичку на бок.

Пока понимаем Гуся, понимаю 2 вещи:
  • на сей раз мы проехали по ручью куда больше, отправная точка скрылась где-то за изгибом русла(пока ехали, я был слишком занят попытками не упасть, чтобы оценивать путь);
  • за нами никого нет, Леша и Женя остались где-то за поворотом ручья.

Пока эти мысли обрисовываются в голове, а Гусь вспоминает, что колеса должны быть снизу, а руль сверху, мы слышим рокот моторов. Но не сзади, а спереди.

Навстречу нам выкатываются 2 легких эндурика. Оказывается, местные ребята специально дожидаются, пока спадет жара(что? Жара?) и предпочитают кататься ближе к часу ночи. От них узнаем любопытные новости - гостиница на КСС закрыта, но палатку поставить можно. А закрыта она потому, что перевал перегородило лавиной.

- Мы на нее лезть не решаемся, но вы может и пройдете, - говорит наш новый знакомый. - Или, как мы, сразу на гору взбирайтесь.

Почему-то, когда эндурист говорит, что где-то не пролез, но предполагает, что ты на слоне пролезешь, в душу закрадываются некоторые сомнения. И когда он советует лезть в гору «как мы», эти сомнения вовсе не спешат рассеяться.

Сзади доносится клаксон и мы идем искать наших спутников. Оказывается, отъехать от предыдущей стоянки они практически не успели. Леша положил трансальп и точно на любимую мозоль, вернее - ушибленную ногу. В купе с новостями о лавине это ставит продвижение вперед под сомнение.

Идем с Андреем смотреть на лавину и понимаем, что пролезть тут нам явно не светит. Зато есть редкий шанс поваляться на снегу посреди лета.

Возвращаемся назад и решаем разделиться. Леша с Женей твердо намерены искать гостиницу(ближайшая из которых, как оказалось, ждет их только в Мурманске).



Мы же спускаемся к озеру, в которое впадает ручей, и, немного покрутившись, падаем спать.

Кольский 2013

Previous post Next post
Up