Смена режима

Mar 08, 2017 23:27

Погоня за рейтингом, в которую сейчас увлеченно играет система московского (и не только) образования, выводит на первый план конкретные управленческие ценности, в частности, воспитание конкурентности, готовности жить по внешне определяемым правилам, принимать их за свои правила, а также в любой момент быть готовыми мобилизироваться, то есть функционировать в условиях постоянного аврала.

Будучи принятыми в школе, подобные ценности ведут к переключению локуса контроля на экстернальный, снижению внутренней мотивации администраторов и педагогов и следующему за этим понижению качества образования, которое вполне может сопровождаться увеличением некоторых контролируемых показателей.

Со временем рейтинги по необходимости уточняются, поддерживая и развивая ручную управляемость, правила переформулируются, включая правила нарушения этих правил, и система входит в заколдованный круг нарастания напряженности и снижения внутреннего смысла деятельности.

Интересно, что эти жернова вертятся, пока бюрократизация и формализация упомянутых механизмов и увеличившегося количества правил не зафиксирует систему в некотором состоянии "имитации приемлемой эффективности". Отличительная особенность этого состояния - все больше позитивных отчетов, как правило, не соответствующих реальному положению дел и/или объективным критериям эффективности. Другая особенность - всеобщий крик "оставьте нас в покое с вашими инновациями" и возврат к "исконным" ценностям.

Системе образования переход в новое состояние даст возможность не перегреться и временно снизить градус накала, а также восстановить в некоторых местах действительно работающие педагогические практики без жесткого контроля результативности. Режим имитации эффективности может длиться сколь угодно долго, пока система не окажется перед угрозой недостижения даже целей имитации, и дальше наступает кризис и переход в следующий авральный режим.
Previous post Next post
Up