Dec 14, 2016 22:00
По поводу теоретической возможности системы оплаты не за время работы учителя, а за количество его учеников. Попробуем посчитать конкретные деньги.
Возьмем московские реалии старшей школы. Сейчас один ученик старшей школы стоит городу 10 тысяч рублей в месяц. На заработную плату в школе тратится от 80 (в лучшем случае) до 90 процентов субсидии. Возьмем средний случай, когда останутся какие-то деньги на развитие: 85 процентов, то есть 8500 рублей на ученика.
Делим дальше - в школе, помимо учителей, есть много другого персонала. Рекомендуемая часть оплаты этого персонала - 30 процентов от общего фонда оплаты труда, по факту обычно выходит от 35 процентов до 40. Оставим учителям 5500 рублей - почти 65 процентов.
Дальше возникают отчисления в разнообразные фонды - 30 процентов. Соответственно, на зарплату учителям остается 5500/1,3=около 4200 рублей. Это та сумма, которая начисляется всем учителям школы за одного старшеклассника в месяц.
Разделим эту сумму еще на две части - базовую и стимулирующую. В соответствии с актуальными рекомендациями базовая часть 70 процентов. Мы возьмем, например, 71,5%, чтобы получилось круглое число: 3000 рублей. Выплаты за учительскую категорию, кстати, вполне уместятся в стимулирующую часть.
Теперь возьмем 20 предметов в старшей школе, с запасом. В среднем на одного учителя по одному предмету за одного ученика тогда приходится 3000/20=150 рублей. Предметов может быть и меньше, особенно по ФГОС.
Дальше тонкость: нужно рассчитать коэффициенты сложности/приоритетности для разных предметов, которые предполагают дифференциацию оплаты предметов внутри школы в зависимости от реальной нагрузки учителя и учеников. Если коэффициент предмета больше 1 - на среднюю зарплату учитель работает с меньшим количеством детей, чем учитель предмета, коэффициент которого меньше 1. В разных школах этот коэффициент вполне может отражать специфику этих школ. Вместе с ним нижняя граница этого коэффициента не должна предполагать, что зарплата учителя снижается после введения новых правил. Например, если учитель какого-то предмета за 1 час в неделю в нашем лицее получает 1840 рублей в месяц, работая с группой 25 человек, то этот же учитель с группой 25 человек при единичном коэффициенте сложности/приоритетности получит практически ту же сумму за 25 учеников с коэффициентом 0,5: 25*0,5*150=1875. Соответственно, коэффициент 1 будет означать (условно) его 2-часовую нагрузку, коэффициент 1,5 - трехчасовую и так далее. Здесь вполне можно выйти на некоторое равновесие в системе коэффициентов, позволяющее уместиться в выделенные деньги.
В общем, сама по себе система оплаты вполне может быть выстроена. Другое дело, что в ней возникает прямая необходимость только тогда, когда мы убираем фокус с почасовой оплаты учителя для достижения иных целей, главная из которых - чтобы ученики действительно учились :)