May 22, 2016 23:38
1. Вот у нас есть оценка достижений учащихся, сравнение с некоторой условно объективной мерой. Сюда ГИА и все экзамены, да и вообще львиная доля того, что делается в школе в плане оценивания.
2. Вот у нас есть оценка достижений учащихся, сравнение их друг с другом. Сюда олимпиадные успехи, разнообразные конкурсы, а также рейтинговая система оценки, результат которой вполне преобразуется в результат первого типа, хоть и с несколькими оговорками.
3. Вот у нас есть оценка прогресса учащихся. То, насколько он становится лучше в освоении области знаний. Сюда всякие дескриптивные оценки, анализ динамики первого и второго типа оценивания, то есть можно выстраивать дополнительные индикаторы, особенно в связи с п. 1 и 2.
4. Есть еще кое-что. Нашел ли себя ученик в том, что он изучает. Насколько в нем это отзывается. Насколько есть у него желание этим заниматься не из внешнего мотива, а согласно внутреннему устремлению. И вот это померить очень трудно. В школе этот тип оценивания существует (если он вообще есть) только на уровне "hidden cirriculum". И вызов этого на свет, возможно, главное, потому что способно кардинально поменять подходы ко всем трем типам оценивания и целевые установки при учении и обучении. В том числе и внутреннее отношение всех участников образования к тому, что является оценкой и отметкой.