Мысли...

Mar 15, 2010 07:41

По-моему, одной из действительно жутких вещей является вера детей в то, что им необходим учитель для того, чтобы учиться.
Эта вера подпитывается школой и учителями, причем парадоксальным образом. Чем более интересен учитель, тем вероятнее то, что он подкрепит эту веру. Критерий качества учителя, все еще - насколько он может заинтересовать как можно большее количество детей. Причем допустимость методов заинтересовывания чаще рассматривается в последнюю очередь, ведь главное, что у них "глаза горят". Многие учителя не гнушаются разнообразными внешними мотивациями, оставляя внутреннюю на потом, дескать, "само воспитается", или вообще не принимая ее во внимание. И ведь это если не рассматривать вырожденные с точки зрения учения, но нередкие случаи, когда "ученик должен", а декларируемым мотивом является "хорошая оценка".
Львиная доля учеников признается, что им нужна "палка", или они мало что сделают в плане собственного самообразования. Многие благодарны учителям, вложившимся в них, чтобы они представляли из себя что-то. Каждый раз меня мучает вопрос - а что бы человек представлял из себя, если бы без принуждения, осознанно совершал эти шаги познания и развития. Сам, но не один.
Все люди умеют ходить. Они учатся этому сами, и никто не запрещает маленькому человеку пойти, наоборот, многие умиляются. Родители помогают ему, но запрос исходит от ребенка. Подавляющее большинство людей умеет говорить. Они выучиваются этому сами в процессе общения, в который включаются сами, каждый по своему. Да, сильно зависит от того, с кем общаются, но говорят-то практически все, и пытаются заговорить дети сами, и ведь так радуются, когда что-то начинает получаться, их понимают... А потом начинается процесс обучения, который в ряде случаев нивелирует процесс учения себя до послушания другим. И дети отдают ответственность за собственное учение в руки тех, кто декларирует, что готов ее нести - родителей и учителей. Только будут ли дети готовы взять эту ответственность обратно когда-нибудь? Из-под палки ведь проще. И легче, во многом. Можно развлечься, отдохнуть, расслабиться, ведь если надо - все равно напрягут и заставят. А не напрягут - еще лучше, можно дальше отрываться.
Учитель, который пытается задать вопрос: что вам самим нужно? - воспринимается как клоун. Чего, непонятно, что ли? Нужно, чтоб оставили в покое и трогали поменьше. Или чтобы трогали, но со смыслом, чтоб интересно было, тогда пусть и напряжно, но тоже прикольно. Получается, все, что нужно самим ученикам, это чтобы с ними что-то делали. Или не делали. Но с ними, не они сами. Сами - это когда-нибудь потом, не сейчас. Или вообще никогда.
Previous post Next post
Up