Эд Уэст,
“The Spectator”, Великобритания
Остатки Амир Тадрос, коптской церкви в Минье на юге Египта.
За последние полтора месяца по Египту прокатилась, наверное, самая страшная волна насилия против христиан за последние семь столетий. За этот короткий промежуток времени были сожжены десятки церквей. Однако западные средства массовой информации пишут в основном о нападениях армии на «Братьев-мусульман». И ни один политический деятель не промолвил ни слова о религиозных нападениях.
На прошлой неделе в Национальном либеральном клубе прошла дискуссия, участники которой задали вопрос о том, почему американская и британская пресса игнорирует или недостаточно полно освещает события, связанные с гонениями на христиан, а также в искаженном виде представляет картину происходящего (по крайней мере, по мнению некоторых людей).
Среди четырех ораторов была произведшая пугающее впечатление Бетси Хил (Betsy Hiel) из газеты Pittsburgh Tribune-Review, которая несколько лет прожила в Египте, а также освещала события в Ираке и Афганистане. Было много рассказов о том, как мусульмане защищают христианские кварталы, но были также пугающие примеры. Хил рассказала, как один человек ехал на велосипеде мимо сгоревшей дотла церкви и громко смеялся. Я тут же вспомнил сцену из «Списка Шиндлера», в которой поляки показывают отправляемым в Освенцим евреям, как им будут перерезать горло.
Кое о чем средства массовой информации все же сообщали, но основное внимание СМИ приковано к насилию против «Братьев-мусульман». Судя по выступлению другой участницы мероприятия, Нины Ши (Nina Shea) из Центра религиозной свободы (Center for Religious Freedom), американская пресса демонстрирует еще большую слепоту и глухоту, да и правительство в этом плане ничуть не лучше. Когда свергли Мубарака, одно американское информагентство заявило, что «Братья-мусульмане» «это по сути дела светская организация».
Вечер в Национальном либеральном клубе закончился выступлением историка Тома Холланда (Tom Holland), который с печалью в голосе заявил, что мы стали свидетелями исчезновения христианства и других религий меньшинств на Ближнем Востоке. По его словам, это стало кульминацией долгого процесса, который начался на Балканах в конце 19-го века, достиг ужасающего кульминационного момента в Европе в 1939-1945 годах, продолжился с исходом греков из Александрии, восточных евреев мизрахи из стран Ближнего Востока и Северной Африки, а в последнее время - халдо-ассирийских христиан из Ирака. Коптов много, и они могут продержаться, сказал Холланд, как продержатся и израильские евреи, но что можно сказать об остальных?
Не имея собственного государства (и армии), меньшинства являются простыми арендаторами. Вопрос в том, можем ли мы что-то сделать для предотвращения их исчезновения, и можно ли направить внешнюю политику Британии на поддержку христианских интересов, а не саудовских, что происходит в настоящее время.
Самый печальный вопрос из аудитории задал молодой человек египетско-британского, как мне показалось, происхождения. Он спросил: «Где было мировое христианство, когда происходило все это?»
Нигде. Христиане смотрели шоу талантов X-Factor. Обсуждали вопросы интерсекциональности. Или просто боялись поднимать вопрос о жестоком насилии мусульман над христианами.
Глава коптской церкви в Британии епископ Ангелос также выразил свое разочарование бездействием остальных религиозных лидеров, заявив, что если бы христиане сожгли 10 синагог или мечетей, не говоря уже о 50, то они бы из кожи вон лезли, говоря о своем сочувствии и стыде.
Откровеннее всех из британских религиозных лидеров высказался раввин Джонатан Сакс (Jonathan Sacks). Начавшиеся дебаты вызвали в памяти недавние слова раввина Сакса о христианах Ближнего Востока. Тогда он сравнил их участь с участью евреев в Европе и процитировал Мартина Лютера Кинга: «В итоге мы запомним не слова наших врагов, а молчание наших друзей».