«Гегемония США» - неправильный термин

Aug 17, 2020 01:21



Изображение с сайта economiaydesarrollo.org

У США никогда не было гегемонии, ибо гегемония - это неоспариваемое никем и всеобъемлющее господство. В 1990-ые годы у США было подавляющее доминирование над другими великими державами, но даже тогда были те, кто с ними не соглашался (КНР, Иран, Ирак, КНДР).
Мировое господство (гегемония) - это та заветная цель, достижение которой они сделали своим императивом после II Мировой войны. И эти претензии были небеспочвенны: монополия на ядерное оружие (ЯО) и флот стратегических бомбардировщиков, экономическое лидерство за счёт поставок во время войны и в послевоенное время, статус доллара в качестве мировой резервной валюты.

Победа же над СССР в «Холодной войне» и крах России в 1990-ые (Хасавюртовские соглашения с чеченскими террористами в 1996 г. и дефолт в 1998 г.) к концу 1990-ых убедили США в том, что Россия/СССР уже не возродится и можно делать что вздумается. Именно тогда республиканская партия США слилась с демократической партией США в гегемонистском порыве, различаясь лишь методами: демократы использовали международные альянсы и соглашения, НКО, выделение грантов, образовательные программы, а республиканцы - прямую военную силу. Именно к концу 1990-ых США, их союзники и приспешники в других странах (атлантисты) перестали считаться с Россией, а следовательно и вообще с кем бы то ни было, и взяли курс на окончательное установление своей гегемонии. В это время главным врагом США и демократии был объявлен Китай, а некоторые другие неподконтрольные США государства - «осью зла» и «странами-изгоями». Данный курс нашёл отражение в произведениях массовой культуры того времени: аналитика (например, З. Бжезинский «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы»), художественная литература (например, Т. Клэнси «Медведь и дракон»), компьютерные игры (например, RTS «Real war»), фильмы (например, «Стелс»).

Именно в то время США осуществили ряд военных агрессий (против Ирака в декабре 1998, Югославии в 1999, снова Ирака в 2003, угрожали войной Ирану и КНДР), гибридных атак на неподконтрольные США правительства («цветные революции») и начали избавляться от обеспечивающих военный паритет с Россией международных договоров, первым и главным из которых был договор об ограничении ПРО от 1972 года. Из него США вышли в 2001 году и объявили о создании своей стратегической системы ПРО. Расчёт был прост: они считали, что Россия уже не в состоянии не то что обновлять, а даже поддерживать в надлежащем состоянии имеющееся у неё количество ЯО и будет его неизбежно сокращать по финансово-экономическим причинам ввиду его физического износа. В итоге к моменту полного развёртывания в 2020 году системы американской СНПРО Россия, по их мнению, должна была остаться с минимальным количеством морально и физически устаревшего ЯО и без стратегической ПРО. А у США, опять же по мнению американских аналитиков, в это время будут как самые сильные и высокотехнологичные в мире обычные вооруженные силы, так и ЯО, так и система защиты от ЯО других стран (СНПРО). Американская система СНПРО была призвана обнулить ЯО России и других государств.

Всё это, по их задумке, привело бы к 2020 году к возможности США не считаться вообще ни с кем в мире, даже со странами, обладающими ЯО (то есть сделать неактуальной концепцию взаимного гарантированного уничтожения в отношениях между ведущими ядерными державами), и неограниченно диктовать всем в мире свою волю. То есть к мировому господству США (гегемонии).

Однако что-то пошло не так. Россия, вопреки ожиданиям США, их сателлитов и прихлебателей не деградировала до полного разложения, а наоборот - возродилась в качестве ведущей мировой державы. Появление у России к 2018 году гиперзвукового оружия (ГЗО), своего истребителя 5-го поколения и передовых систем РЭБ вывело её на первое место в ряду военно-технологических лидеров. А ГЗО России обнулило саму систему СНПРО США.
Сейчас Россия - это богатая страна с бурно развивающейся экономикой, стабильными финансами и социальной сферой, обладающая военно-технологическим превосходством над всеми остальными государствами мира.

К концу 2010-ых укрепился и Китай, Турция перестала слепо повиноваться указаниям из США и Брюсселя, обострились противоречия интересов между США и государствами - ведущими членами ЕС, Иран значительно усилился в регионе Передней Азии, а союзники США здесь же ослабли. То есть как не было у США после распада соцлагеля и самого СССР в 1991 году неоспариваемой никем власти над всем миром, так нет её и сейчас. Наоборот, влияние США после ряда военных и гибридных авантюр заметно снизилось и продолжает снижаться, а геополитические соперники США (те, кого сами США объявили своими соперниками и врагами) укрепились и продолжают укреплять свои позиции.

Можно (с определёнными оговорками и исключениями) говорить о всеобъемлющем господстве США в 1990-ые и начале 2000-ых годов, а именно: их либеральной модели общественного устройства и международных отношений - в возглавляемой США мировой экономической, финансовой и торговой системах, в привлекательности американской политической (демократия) и экономической (рыночная экономика) систем и американского (и шире - западного) образа жизни в широком смысле слова: массовая культура, стиль социального поведения и целеполагание индивида, одежда, еда, досуг и т.д. Ведь все остальные более или менее цельные модели ранее исторически потерпели крах: языческая, коммунистическая, нацистская. Осталась только американская - либеральная.

Однако юмор истории заключается в том, что другие страны, прежде всего, Россия, переняв от американской либеральной модели всё самое лучшее, убрали из неё всё негативное (эгоизм и равнодушие к немощным и нуждающимся, агрессивность, жажда власти и наживы не гнушаясь в средствах, терпимость к извращениям, к преступлениям чужаков и различных меньшинств), и добавили своё: уважение традиций предков и традиционных ценностей, самоценность цивилизации (государства), обеспечение его силы, забота общества о немощных и нуждающихся. В итоге Россия (нам интересна, прежде всего, она) сумела создать непротиворечивый сплав из таких ценностей, как патриотизм, свобода, социальная справедливость. А в своей внешней политике Россия умело сочетает как прагматизм, так и мораль. То, чего в 1990-ые годы лишилась внешняя политика США - так называемый этический реализм (раньше США очень гордились такой своей внешней политикой).
В погоне за гегемонией США надорвались. Трамп и те американские элиты, которые не хотят угробить США в погоне за, уже очевидно, призраком американской гегемонии, попытались отказаться от имперского бремени и ослабить перенапряжение сил, чтобы не допустить коллапса США. И вот тут старые двухпартийные элиты, всё ещё верящие в реальность установления мировой гегемонии США, взбунтовались против Трампа и тех американцев, которые за ним стоят. Они объявили его чуть ли не изменником и предателем США и готовы на всё, чтобы от него избавиться.

Полагаю, выше было наглядно продемонстрирована ошибочность употребления термина «гегемония» в отношении США. Доминирование - да, но не гегемония. Гегемония была целью США со времени окончания II Мировой войны и всё ещё остаётся целью для старой американской элиты, которая не хочет осознавать, что всё - поезд уже ушёл, силы США идут на спад, и данная цель уже неактуальна и может только погубить США в приступе имперского перенапряжения сил.

P.S.: гегемонистов в США и их гегемонистскую политику также неправильно называть глобалистской, поскольку глобализм есть объективный факт международного общения, взаимосвязей и взаимозависимостей стран, международного разделения труда, а не политика и не цель.

история, идеология, Геополитика

Previous post Next post
Up