Необходимость превосходства в обычных военных силах и средствах при наличии ядерного оружия

Jan 06, 2020 20:25



Гиперзвуковой ракетный комплекс "Кинжал" воздушного базирования. Изображение из общедоступных источников

Ядерное оружие (ЯО), как стратегическое (СЯО), так и тактическое (ТЯО), является крайним средством, то есть средством, которое подлежит применению только в крайнем случае, а именно в случае крупномасштабной войны, ведущей к следующему:
1. уничтожению самого государства (в любой форме, как то: физическое уничтожение его территории и (или) населения; захват и расчленение на несколько образований и т.д.);
2. утрате суверенитета государства (то есть к превращению его в зависимую территорию, управляемую извне);
3. отторжению либо отложению от государства значительной части его территории.

В остальное время ЯО сдерживает военных противников от такого ведения крупномасштабной войны, которое может привести к вышеперечисленным результатам.
Вышеперечисленные результаты крупномасштабной войны против государства, обладающего ЯО (ядерной державы), являются порогом применения ЯО. Само по себе существование порога применения ЯО обусловлено:
1. для неядерного государства или группы неядерных государств, воюющих против ядерной державы, - неминуемым возникновением у них одностороннего неприемлемого ущерба вследствие применения против них ЯО;
2. для применяющих ЯО ядерных держав - неминуемым возникновением всеобщих катастрофических последствий взаимного применения ЯО воюющими между собой ядерными державами, независимо от стороны, которая его применит первой, так как другая сторона для достижения победы ответит тем же или более мощным видом ЯО - СЯО, что также повлечёт за собой аналогичный ответ, то есть приведёт к ядерной эскалации, а именно: уничтожения человечества или, как минимум, человеческой цивилизации и значительного ухудшения экологии планеты, при котором люди будут бороться за само выживание (взаимного неприемлемого ущерба).

Как видно, порог применения ЯО одинаково актуален для крупномасштабной войны как между ядерными державами, так и для крупномасштабной войны, в которой действия неядерных государств могут привести к вышеперечисленным результатам для ядерной державы.
Однако и для ядерной державы - обладательницы СЯО и (или только) ТЯО в войне против неядерного государства или группы неядерных государств порог применения ЯО также имеет значение:
1. опасение создать прецедент применения ЯО, который повлечёт за собой внутреннее допущение для себя другими государствами (являющимися ядерными державами в настоящее время или подвергнутыми ядерному удару противниками в будущем) возможности применения ЯО уже по отношению к ней в случае её военного ослабления (потенциального неприемлемого ущерба: одностороннего или взаимного);
2. опасение возникновения несоразмерного реального ущерба для себя самого (в сферах логистики, инфраструктуры, экономики, экологии и т.п.), когда реальный ущерб будет превышать выгоду от применения ЯО против таких неядерных противников (неприемлемого ущерба);
3. опасение возникновения репутационных издержек и международной изоляции вследствие всеобщего или подавляющего осуждения за применение ЯО в качестве недопустимого акта и военного преступления, что вызовет застой и (или) последующую деградацию ядерной державы (отложенного ущерба в форме упущенной выгоды).

Приведённое значение порога применения ЯО действительно и при противодействии ядерной державы полуофициальным или неофициальным вооружённым формированиям, использующим, в том числе, партизанскую тактику ведения военных действий, за пределами государственной границы или в приграничной зоне, в том числе поддерживаемым из других государств (хоть целенаправленно открыто или скрытно фактическим руководством государства, хоть в обход воли его фактического руководства различными силами, хоть откровенно нелегально).

Таким образом, наличие порога применения ЯО ограничивает не только ядерные державы в их взаимоотношениях между собой и неядерные государства в их взаимоотношениях с ядерными державами, но и ядерные державы:
1) в отношениях с неядерными государствами;
2) в противодействии полуофициальным или неофициальным вооружёнными формированиям, использующим, в том числе, партизанскую тактику ведения военных действий.
Из этого ограничения прямо вытекает возможность военных действий ядерной державы с неядерным государством (или группой неядерных государств) и полуофициальными или неофициальными вооружёнными формированиями, использующими, в том числе, партизанскую тактику ведения военных действий, когда для ядерной державы применение ЯО будет нецелесообразным, поскольку его неядерные военные противники не переступят установленный им самим для себя порог применения ЯО. Именно эта ситуация заключает в себе потенциальную опасность военного поражения или цепи военных поражений ядерной державы, не имеющей развитых обычных вооружений, от неядерных государств и от полуофициальных или неофициальных вооружённых формирований, использующих, в том числе, партизанскую тактику ведения военных действий.

Как обычная война между ядерными державами, так и крупномасштабная обычная война по инициативе неядерной державы с ядерной державой маловероятны, поскольку в первом случае это повлечёт взаимное нанесение неприемлемого ущерба обеим воюющим сторонам ввиду неизбежной взаимной эскалации военных действий до уровня применения против противника СЯО, а во втором случае - нанесение неприемлемого ущерба неядерной державе ядерной державой.
Исключениями являются следующие ситуации.
Ситуация 1. Существенный количественный дисбаланс в площади территории, населении и обычных военных силах и средствах в пользу другой ядерной державы или неядерной державы, а также доступность территории ядерной державы для нанесения ударов и оккупации со стороны другой ядерной державы или неядерной державы при одновременном малом количестве ЯО у ядерной державы, которое не позволит сдержать действия обычных сил другой ядерной державы или неядерной державы в отношении этой ядерной державы.
Ситуация 2. Существенный качественный дисбаланс в обычных вооружениях в пользу неядерной державы при возможных дополнительных условиях: ослабление государственности и (или) социально-политическая нестабильность (противостояние) ядерной державы. В этой ситуации при отсутствии дополнительных условий обычная война по инициативе неядерной державы может быть(1) лишь ограниченной вследствие опасения с её стороны применения ядерной державой ЯО при угрозе её жизненным интересам (утрата части территории, большое число жертв среди военнослужащих и гражданского населения, критический размер материального ущерба, утрата независимости, утрата национальной государственности). При наличии одного или обоих дополнительных условий обычная война по инициативе неядерной державы может не быть с её стороны ограниченной вследствие отсутствия у неё опасения применения ЯО ядерной державой ввиду недееспособности (нерешительности), с её точки зрения, её военно-политического руководства и военной организации.

Однако помимо обычной войны между ядерными державами (с неизбежной эскалацией до уровня ядерной войны) и крупномасштабной обычной войны по инициативе неядерного государства для ядерной державы возможны:
1. ограниченная обычная война с неядерным государством или группой неядерных государств как по инициативе самой ядерной державы, так и по инициативе её неядерных противников, в том числе поддерживаемым другими ядерными державами или неядерными государствами без непосредственного их участия в такой войне;
2. противодействие полуофициальным или неофициальным вооружённым формированиям, использующим, в том числе, партизанскую тактику ведения военных действий, за пределами государственной границы или в приграничной зоне, в том числе поддерживаемым из других государств (хоть целенаправленно открыто или скрытно фактическим руководством государства, хоть в обход воли его фактического руководства различными силами, хоть откровенно нелегально).

Отсюда следует, что ядерной державе необходимо поддерживать свои обычные военные силы и средства на уровне не ниже других ядерных держав и неядерных государств, являющихся её потенциальными военными противниками, не допускать ослабления своей государственности и социально-политической нестабильности (противостояния), для того чтобы другие ядерные державы или неядерные государства не решились по своей инициативе вести против неё войну (2), а в уже ведущейся войне против неядерных государств, независимо по чьей инициативе, ею была достигнута победа.

В отношении возможности ведения против ядерной державы ограниченной обычной войны по инициативе неядерных государств её развитые обычные военные силы и средства являются средством сдерживания.

В отношении возможности ведения ограниченной обычной войны ядерной державой с неядерными государствами, независимо по чьей инициативе, её развитые обычные военные силы и средства являются средством достижения победы.

Следовательно, для того чтобы иметь возможность сдерживать развязывание ограниченной обычной войны неядерными государствами и победить в уже идущей такой войне, независимо по чьей инициативе начатой, ядерная держава должна обладать превосходством в обычных военных силах и средствах.
В этой связи указанное превосходство должно быть (допустимое) качественным и количественным либо (оптимальное) только качественным, но таким, которое обеспечит гарантированную победу в любой ограниченной обычной войне с любым количеством любых неядерных государств на любом театре военных действий (ТВД).

Развитие военных сил и средств (включая ЯО и обычные военные силы и средства) ядерной державы в целях достижения и поддержания их превосходства по отношению к другим государствам не должно осуществляться в ущерб развитию гражданских сфер жизнедеятельности, поскольку в среднесрочной перспективе (20-50 лет) это, с большой долей вероятности, приведёт к научно-технологическому, социально-экономическому, государственно-политическому отставанию от других государств, а следовательно и к неизбежному отставанию в военных силах и средствах (3).

При условии увеличения количества ядерных держав, а равно вхождения неядерных государств в военный союз с другими ядерными державами, предусматривающий участие их союзника - ядерной державы в войне на их стороне в случае военной агрессии против них, состояние военных сил и средств ядерной державы будет иметь исключительно сдерживающее значение (4). В данной ситуации определяющее значение для отстаивания своих интересов будут иметь невоенные силы и средства, имеющиеся в ядерной державе, причём необязательно государственные.

Ключевые жизненные факторы России, влияющие на её военное строительство:
1) крупнейшая ядерная держава на планете (по совокупности СЯО и ТЯО);
2) обладает монополией на гиперзвуковое управляемое ракетное оружие, включая СЯО;
3) обладает самыми развитыми в мире системами ПВО/ПРО и РЭБ;
4) обладает передовыми артиллерийскими средствами и самым большим в мире парком танков;
5) уступает в технологиях микроэлектроники; количестве космических спутников и разведывательно-ударных ДПЛА своему главному геополитическому сопернику - США;
6) по различным открытым данным, по общей численности военной (боевой и небоевой) авиации (самолётам и вертолётам, гибридам) в восемь раз уступает своему главному геополитическому сопернику - США и ещё больше уступает США вместе с их союзниками (по различным открытым данным, в пятнадцать раз);
7) фактически отсутствуют военно-морские силы и средства дальней морской зоны (атомные авианосцы, универсальные десантные корабли, крейсера, эсминцы, универсальные суда снабжения), позволяющие отстаивать национальные интересы на удалённых ТВД; имеются минимально необходимое количество разнородных многоцелевых атомных подводных лодок и дизель-электрические подводные лодки; большая часть фрегатов и корветов (по водоизмещению) морально и физически устарели; малое количество противолодочных и разведывательных морских самолётов и палубных вертолётов; имеются самые развитые в мире противокорабельные ракетные комплексы со сверхзвуковыми (и гиперзвуковыми) противокорабельными крылатыми ракетами;
8) континентальное государство;
9) обладает самой большой площадью территории и самой продолжительной сухопутной границей;
10) расположена в Северной Евразии с ограниченном доступом к Средиземному морю и Мировому океану в целом;
11) с преимущественно умеренно континентальным и континентальным климатом;
12) низкая транспортная связанность территорий (особенно в направлении запад-восток); низкий уровень развития инфраструктуры восточной части территории, составляющей 2/3 от общей площади территории государства;
13) большой объём разнообразных природных ресурсов (как экономических, так и экологических);
14) 9-е место в мире по численности населения с устойчивым трендом к его сокращению по естественным причинам (демографические кризисы в период ВОВ и в 1990-ые гг.); по этому показателю практически в два раза уступает своему главному геополитическому сопернику - США и ещё больше уступает США вместе с их союзниками;
15) зависимость её международных финансовых расчётов от системы, ориентированной на её главного геополитического соперника - США;
16) отсутствие собственного военно-политического блока, в который бы входили технологически, промышленно и в военном отношении развитые государства с крупными экономиками;
17) 6-е место в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности (ППС); по этому показателю более чем в пять раз уступает своему главному геополитическому сопернику - США и ещё больше уступает США вместе с их союзниками - развитым технологически, промышленно и в военном отношении государствам с крупными экономиками.

Вывод

России необходимо:
1) постоянно совершенствовать своё ЯО с тем, чтобы его невозможно было перехватить (выполняется);
2) установить и постоянно поддерживать оптимальное качественное превосходство в обычных военных силах и средствах над всеми другими государствами (нет определённости);
3) реализовать модель внутреннего устройства, при которой установление и поддержание оптимального качественного превосходства в обычных военных силах и средствах не должно осуществляться в ущерб развитию гражданских сфер жизнедеятельности (выполняется);
4) параллельно развивать невоенные силы и средства для отстаивания своих национальных интересов, в которых также иметь оптимальное качественное превосходство (публично даже не озвучено);
5) как минимум, достичь паритета с другими крупнейшими государствами и блоками государств по численности населения и по ВВП по ППС (цели озвучены, меры предпринимаются, но результат пока неопределённый);
6) создать собственную систему международных финансовых расчётов, не зависимую от её геополитических соперников (вопрос периодически поднимается в публичном пространстве, но в качестве цели не озвучено).

Список ссылок
(1) Сама возможность войны в данной ситуации обусловлена тем, что, с точки зрения неядерной державы, являющейся инициатором войны, ядерная держава не воспринимает её как угрозу своим жизненным интересам ввиду отсутствия у неядерной державы существенного количественного превосходства в обычных военных силах и средствах и ЯО
(2) Как в форме её развязывания, так и в форме присоединения к военным противникам
(3) Это обусловлено тем, что все составляющие жизни общества взаимосвязаны, и во-первых, игнорирование большинства других составляющих приведёт к тому, что они не смогут дать необходимого для поддержания должного уровня военных сил и средств, а во-вторых, граждане могут разувериться в такой модели общественного устройства, что приведёт к внутреннему краху государства (пример - СССР)
(4) Поскольку даже ограниченная обычная война по инициативе ядерной державы в этом случае будет грозить эскалацией ядерной войны, так как неизбежно перерастёт в войну между ядерными державами

Военное превосходство, оборона, военное строительство

Previous post Next post
Up