А ведь жж -- это такое специальное место, чтобы записывать важное, и чтобы не потерялось.
Точно как из воспоминаний о Второй мировой: проснулась 24-го на рассвете -- Паша лихорадчно одевался, на вид зелененький. Он до этого уже переводил на ntv речи Путина, мы повесили украинские флажки в профиль, но пришли на кухне к выводу, что ничего уж ТАКОГО не будет. А тут, значит, торопится. "Ты на ntv?", - говорю. "На ntv." И как в дурном романе:
"Война?" - тихо спросила она.
"Война", - стиснув зубы, ответил он. (Может человек вообще ответить, стиснув зубы? Но кажется, что так.)
Ощущение нереальности прошло за пару дней, начались фантазии о том, как сдохнет Путин и попытки как-то помогать. Про последние написала в фейсбук только что, скопирую:
Пост поучения себе и похвалы друзьям.
Те, кто сейчас в Украине, России или Беларуси, или только оттуда вырвались - не обращайте внимание на мое (как будет на русите self-indulgent?) самокопание, сорри. Пишу самой себе и всем, кто, как я, в безопасности и хочет помочь.
Есть, значит, мои друзья. Я подозревала, что они классные, но чтоб настолько? Они переводят, организуют жилье, транспорт и все все все, отправляют автобус с медикаментами, вытаскивают людей, проводят целые дни в центрах для эвакуированных и живут со всеми теми травмами, которые это приносит.
А есть я, много лет как адептка эффективного альтруизма, давно пришедшая к выводу, что максимум пользы от лично меня будет если я не побегу кому-то помогать лично, а буду переводить деньги тем, кто помогать умеет. И в случае Украины тоже (плюс я фрилансерка, заказов много, всегда могу просто больше взять работы и больше пожертвовать). Но рационализм и эффективность дают сбой, когда чувства, поэтому за две недели войны я:
- Сопровождала эвакуированную женщину по разным делам. Хреновая из меня моральная поддерживательница, глаза на мокром месте. А практическая помощница еще хуже (хотя заблудились мы совсем немного, и с третьей попытки таки попали в магазин нужного профиля). *Профит*: минимальный; практически от кого угодно толку было бы больше.
- Попыталась обустроить рабкрин в большом сообществе помощи эвакуированным. Долго мастерили верхний пост со всей основной информацией. Оказалось, что умные люди уже сделали
лучше: Потом оказалось, что верхний пост все равно никто не видит и верхним он не остается. *Профит*: нулевой.
- Переводила и собирала информацию о проектах
поддержки людей искусства из Украины. Оказалось, что есть
ресурс куда подробнее (но не полностью совпадает с нашим и не переведен; они это уже делают своей командой). *Профит*: вполне.
- Переводила на онлайн-встрече по поддержке транс-людей в Украине. На ней царил почти такой же хаос, как в прочих сообществах, но по крайней мере свою работу прекрасный коллега и я делали грамотно, так что, надеюсь, некоторый *профит*.
- Вещи и лекарства, как все. Позвонили из онлайн-аптеки, они привыкшие: «на всякий случай, нам надо узнавать при необычных заказах: 50 упаковок ибупрофена - это для Украины, да?» Профит: есть, но, возможно, деньгами в крупную проверенную организацию эффективнее. (В нормальных условиях это точно было бы так, в условиях войны и сопряженных проблем с логистикой все сложнее, но скорее так.)
- Поучаствовала в «Позвони России». Это, кто не знает, такая штука: звонишь по случайному номеру в России и предлагаешь в связи с ограниченностью доступной россиянам информации ответить на интересующие вопросы. Мы как раз до этого на митинге в шутку обсуждали идею: каждый приличный русскоязычный человек берет под шефство жертву первого канала, пишет письма, шлет конфеты и потихоньку подводит к критическому мышлению. В шутку, говорю. Потому что все знают, как трудно переубедить даже родных, тут нужны годы и годы депутинизации; Германии понадобилась смена поколения. Паша сразу сказал: не звони, будет больше вреда, чем пользы. Не только услышишь массу мерзости, а еще и укрепишь людей в убеждении, что иностранные агенты ни перед чем не остановятся. Позвонила. Услышала. Боюсь, что укрепила. Ненаучная выборка из десяти звонков совпала с тем, как описывает ситуацию
Григорий Юдин: четверть против войны; половина пассивно верит во все, что рассказывает телевизор; четверть - и это для меня, дуры прекраснодушной, стало чудовищным открытием - одобряет войну, осознавая, что это война (возможно, даже, что гибнут мирные люди). У меня шестеро положили трубку (вдруг боятся провокации, не считаю их); двое верят первому каналу; одна высказалась так, что если бы на телефоне была кнопка «убить собеседника», я бы нажала - зато один номер приветствовал меня автоответчиком: «В связи с вводом российских войск в Украину этот телефон отключен. Идите наxyй!»
Последнее, конечно, приятно, но в общем и целом *профит* отсутствует. Наоборот.
- Ну и таки делала то, что умею: переводила тексты клиентам и доходы тем, кто умеет помогать лучше меня (в основном
https://razomforukraine.org и
www.lphr.org/en/humanitaere-hilfe-ukraine). *Профит*: безусловно.
…а в это время одна клиентка немецкая пишет «ах, это чувство бессилия! ах, мы совсем, совсем ничего не можем сделать!» Я: ссылки. Она: «нууу, просто деньги - это так безлично!» Поэтому я тут слово «деньги» повторяю так часто. Даешь детабуизацию!
Вывод: возвращаюсь к идее эффективности, буду помогать *квалифицированным* переводом pro bono, но главное: тем, кто героически помогает в самой Украине. И восхищаться теми, кто умеет помогать тут.