Чего это я всё о грустном и печальном. Давайте я вам лучше расскажу про наше советское прошлое. Про моё, деревенское, советское прошлое.
Был у нас в центре деревни некий лабазин из старого кирпича со стенами толщиной в метр, ещё при царе строили. Окна арочные, потолки низкие, внутри темно как в у негра сами знаете где. И всё время очередь. Хлеб навален грудами на широченном деревянном прилавке, прям как в фильмах про царскую Россию, лавочников и пьяных приказчиков. Один-в-один. Хоть кино снимай про проклятый царизм. Одним словом - кабздец.
Но мы привычные.
И тут к семидесятым годам советская власть раздуплилась нефтедолларами и решила таки наладить бытово в нашей необъятной родине.
Первым делом отгрохали двухэтажное здание в центре деревни, на втором этаже контора потребкооперации, а первый этаж - книжный магазин! Просвещайтесь дорогие крестьяне!
Ну ясен пень никто из деревенских туда кроме детей и пьяных не заходил, очумели что ли, одна книжка рупь семьдесят! Это при том, что цена беленькой на тот момент - три шестьдесят две. Поэтому несмотря на завозимый книжный дифисит, местные не жаловали магазин. Поэтому там в основном отоваривались горожане которые приезжали на рейсовом автобусе и раскупали весь книжный дифисит и везли к себе в город.
Три шестьдесят две перевешивало.
Ну а потом к этому мега-зданию пристроили одноэтажный магазин. Хлебный. Реально светлый, просторный магазин, с перильцами из нержавеющей стали вдоль специальных шкафов в которые грузчики с обратной стороны вставляли лотки с хлебом, булками и прочими хлебобулочными изделиями. Чапаешь такой вдоль шкафов, кидаешь чего нужно в авоську и автоматически добираешься вдоль перил к кассе. Очень удобно. Ни драк, ни ора, ни криков «Вас тут не стояло!». Благодать. Как есть благодать.
Но, что меня, внука врага народа, сопливого деревенского малолетку, больше всего поразило, так это наличие у каждого шкафа с хлебными лотками специальной металлической лопаточки (привязанной к шкафу) которой можно было тыркать в хлебобулку чтобы убедится в её свежести.
Ну да, раньше-то, лежит хлеб на прилавке, один его помацал, другой помацал, а восьмой купил в суете. И вот тебе, Маня, туберкулёз и триппер на сдачу, встречай родная!
Ну не хватало тогда в нашей нефтеносной и богоспасаемой родине цылофана и полуэтилена чтобы наделать одноразовых мешков для булок. Это сейчас всё одноразовое и каждая булка по отдельности упакована, а тогда, вы не поверите!, если удавалось где-то приобресть одноразовый полуэтиленовый пакет, он мгновенно становился многоразовым. Вот вам крест, моя мама самолично их стирала и высушивала на бельевой верёвке. До того это был ценный ресурс.
Но это я отвлёкся. Короче. Меня эти самые лопаточки для тырканья в хлебобулки просто сразили наповал. И я, уже будучи дошкольником, вдруг резко осознал как у нас всё хуёво в плане бытово... Что мы, в натуре, прям из феодализма, миную вообще всю логику и принципы развития общества - сразу в социализм. А мы для него не приспособленные. Нам бы только всё руками мацать. А чтобы вот так вот, культурно, специальной ложечкой, это вообще за гранью понимания. Не доросли мы до такого. Вы ещё попробуйте нам супницу фарфоровую (фамильную) в центр стола поставить и по четыре прибора положить каждому. Охренеть, да? Что котлеты можно есть не ложкой, я только в школе узнал. Да и то к классу пятому. Да и то в результате самообразования и чтения всех книг до которых мог дотянуться.
Вот такой вот культурный шок я тогда испытал, что даже до сих пор помню. Хотя трихомудоблядский склероз с каждым разом накрывает всё крепче.
З.Ы. И да, вместо книжного магазина теперь - кабак. Такой.... чисто деревенский с претензией на... на... да пиздец короче, сюр, пошлятина и колхоз. С драками, пьяными харями и одним косяком (у нас это называют пяткой почему-то) на четверых за углом.
Такой впечатление, что семидесятые и родо-племенное устройство деревенского общества вообще отсюда никуда не уезжало.
Хлебный магазин на месте.