(
с) (ссылка на собачьем).
«Необъяснимые симптомы после прививки от короны».
Большой материал в Spiegel о массовых осложнениях после вакцинации от коронавируса. Покажите этот материал тем, кто два года назад обвинял вас в паранойе.
(Переводил гуглом. По ссылке всякие таблицы и инфографика)
Онемение приходит и уходит. Сегодня это мизинец и безымянный палец левой руки. Иногда это один из других пальцев или вся рука. Левая нога и стопа постоянно покалывает. Это похоже на тысячу булавочных уколов, так описывает это Мартина Вирт*. Ей нравится играть на фортепиано, теперь у нее часто возникают проблемы с быстрым движением пальцев, ощущением клавиш, правильным нажатием. «Иногда бывает хуже, иногда лучше, и это происходит волнообразно», - говорит она. «Но это никогда не исчезает».
56-летний Вирт живет в Берлине и работает в администрации Бундестага. Онемение левой стороны ее тела началось более года назад: через три дня после прививки от коронавируса.
Когда 8 мая 2021 года Мартина Вирт, наконец, смогла сделать прививку, она почувствовала облегчение. Она страдает язвенным колитом, хронической формой воспаления кишечника, и поэтому подвержена повышенному риску тяжелого течения Covid-19. «В первый год пандемии мы с мужем замкнулись и практически не общались», - говорит она. «Я так боялась заразиться.» Когда она разговаривала со своим вакцинатором, она пошутила, что ей сделают прививку в день освобождения, что было хорошим знаком: «Для меня это было как освобождение от вируса, прививка казалась как спасение для меня.
Но вместо спасения пришло покалывание. Она получила мРНК-вакцину от производителя Moderna. «Это началось вскоре после прививки, поэтому я все еще думала, что мне это приснилось», - говорит В. После встречи она поехала на дачу, чтобы провести там выходные. Покалывание не давало ей покоя, распространяясь дальше, сначала по ступне, потом по всей левой стороне тела. «Когда у меня онемело лицо с левой стороны, я испугалась, - вспоминает она. «У меня даже ухо оглохло, нижняя челюсть начала чертовски болеть, я едва могла жевать.» В ту ночь она плохо спала, у нее были панические атаки. Сначала Вирт подумал, что у нее инсульт. Она поехала в отделение неотложной помощи берлинского Шарите. Врачи не обнаружили признаков инсульта или других причин покалывания.
Невролог, который ее потом посетил, тоже ничего не нашел. «Но она сказала мне, что я не первый пациент с такими симптомами после вакцинации», - говорит Вирт.
Как в ванне с пеной
Десятки сообщений о подобном опыте можно найти на форуме «Побочные эффекты вакцинации против Covid» . Имеются сообщения о нарушениях зрения, подергивании мышц, проблемах с сердцем и легкими, головокружении, колющих болях в задней части коленей и икрах или затуманивании сознания. Пользователь пишет: «У меня такое ощущение в ногах и руках, что сосуды в моем теле лопаются. Это как лежать в ванне с пеной». Под постом выстроились комментарии «Это то же самое для меня». Диффузные симптомы начались у пострадавших одновременно с вакцинацией и, как описано, не могут быть объяснены другими причинами.
У явления даже есть название: «постваксиндром», поствакцинальный синдром. Продолжающиеся когнитивные и неврологические расстройства напоминают болезнь, о которой мало что известно, но от которой в настоящее время страдают сотни тысяч людей в Германии: пост-Ковид, длительные симптомы после инфекции Ковид-19.
В то время как в настоящее время существуют отдельные амбулаторные клиники для длительных и пост-ковидных пациентов, у поствакцинальных пациентов практически нет точек контакта. Только две университетские больницы в Германии в настоящее время принимают пациентов с подозрением на коронавирус, у которых после прививки от короны развились необъяснимые симптомы: Charité в Берлине и университетская больница в Марбурге.
Бернхард Шиффер, директор кардиологической клиники в Марбурге, руководит специальной консультацией «Post-Vax», специально организованной там . Он кажется взволнованным и немного беспомощным, когда говорит об этой группе пациентов. «Это в основном молодые люди, вырванные из своей повседневной жизни, мы в основном видим женщин», - говорит он. «Мы не знаем, действительно ли ее симптомы связаны с вакцинацией. Однако, по-видимому, по крайней мере у некоторых пациентов вакцинация что-то спровоцировала, например, в виде реактивации предшествующих вирусных заболеваний или аутоиммунной реакции. Это может привести к сосудистым проблемам, которые, в свою очередь, вызывают симптомы». Два тезиса, которые также торгуются как возможные причины Post или Long Covid.
Бернхард Шиффер, кардиолог из Марбурга: «У некоторых пациентов это вызвано вакцинацией»
«Возможно, это похожие процессы», - говорит Шиффер. Но узнать можно только в том случае, если жалобы подавались систематически. По закону производители вакцин обязаны регистрировать побочные реакции на лекарства и предполагаемые осложнения вакцин. Отвечая на вопрос SPIEGEL, Moderna заявляет , что, исходя из текущих данных, неизвестно, может ли вакцинация быть причиной долгосрочных последствий для здоровья, подобных последствиям Long Covid.
В Германии за общий мониторинг безопасности лекарств отвечает Институт Пауля Эрлиха (PEI). Он собирает отчеты о подозреваемых осложнениях вакцин для мониторинга безопасности вакцин. В текущем отчете о безопасности от 31 марта действительно есть некоторые побочные эффекты, которые также упоминаются на форуме Post-Vac: головные боли, усталость, головокружение, тахикардия. Парестезии, такие как глухота и покалывание, описанные Мартиной Вирт, были зарегистрированы примерно у 7 из 100 000 вакцинированных в отчетный период. Если исходить из общего числа вакцинированных в Германии около 65 миллионов человек, то всего будет затронуто около 4500 человек - только с покалыванием и онемением.
Некоторые сообщения о пострадавших указывают на характер симптомов, который также распространен у пациентов с длительным течением Covid, а также после других вирусных заболеваний: ME / CFS, сложное заболевание, которое, среди прочего, связано с хронической слабостью. Несколько случаев ME / CFS были зарегистрированы в PEI через разные промежутки времени после вакцинации против Covid , сообщает институт по запросу . Проблема в том, что ME/CFS нелегко диагностировать, потому что нет специфических биомаркеров: если нет четкого диагноза, о болезни нельзя сообщить в PEI как таковую. Институт получил значительно большее количество сообщений о «длительной усталости после вакцинации против Covid-19». Но даже эти симптомы были подтверждены с медицинской точки зрения лишь в небольшом количестве, поэтому PEI не имеет основы для окончательной оценки.
Табу среди врачей?
И именно в этом заключается суть: PEI может работать только с данными, которые ему сообщают либо лечащие врачи, либо сами пациенты ( щелкните здесь, чтобы просмотреть форму отчета о побочных эффектах вакцинации ). Однако в большинстве случаев четкая причинно-следственная связь между вакцинацией и симптомами не может быть доказана.
Кристиан Богдан - директор Института клинической микробиологии, иммунологии и гигиены при университетской больнице Эрлангена и член Постоянного комитета по вакцинации (Stiko). Особенно во второй год пандемии Stiko во многом занимался научной оценкой вакцин против коронавируса и выработкой рекомендаций по вакцинации. Если бы были разумные опасения по поводу безопасности вакцины для определенной группы, Stiko должен был вмешаться. Так же, как и после возникновения тромбоза синусовых вен после вакцинации препаратом АстраЗенека или воспаления сердечной мышцы (миокардита) после вакцинации мРНК-вакцинами.
«Пока что мне неизвестны какие-либо научные исследования, указывающие на то, что долгосрочные иммунологические побочные эффекты часто возникают после вакцинации против Covid», - говорит он. «В принципе, любая вакцинация, в том числе вакцинация против Covid-19, может либо вызвать, либо усилить нежелательные иммунные реакции. Однако этот риск очень мал по сравнению с возможными нежелательными иммунными реакциями после заражения Sars-CoV-2, когда организм сталкивается с гораздо большим количеством антигена». Но одно лишь подозрение не помогает, нельзя просто вывести причинность из фундаментальной возможности. «В разгар кампании вакцинации в Германии мы ежедневно вакцинировали около 1,5 миллиона человек. Если учесть, сколько людей каждый день заболевают или проявляются изначально необъяснимые симптомы, очень вероятно, что у многих из пострадавших симптомы развились бы даже без вакцинации», - говорит Богдан. »Поскольку люди были привиты от коронавируса в рамках кампании по вакцинации, некоторые автоматически предполагают, что их симптомы причинно связаны с вакцинацией. Необходимо обязательно выяснить это и исключить другие, более вероятные причины».
«Если учесть, сколько людей ежедневно болело до пандемии или у них появились необъяснимые симптомы, весьма вероятно, что у многих из пострадавших симптомы развились бы даже без вакцинации».
Еще одна проблема, которая быстро становится ясной в беседах с врачами: даже если врачи подозревают, что от прививок могут быть побочные эффекты, они не всегда сообщают об этом. Семейный врач, обратившаяся в DER SPIEGEL, говорит, что в ее профессии обсуждение негативных последствий вакцинации является запретной темой. Кроме того, особенно во время коронакризиса, часто не хватало времени, чтобы сообщить о возможных побочных эффектах, тем более что связь с вакцинацией не могла быть четко доказана.
«Это огромное табу в медицинской профессии, хотя многие наблюдают побочные эффекты», - считает Бернхард Шиффер. «Состоявшиеся коллеги не хотят иметь ничего общего с этой темой, для них это слишком горячо» Вряд ли какой-либо врач захочет играть на руку противникам вакцинации. Это чрезвычайно деликатно: «Все, что связано с вакцинацией, эмоционально накаляется. Негативные сообщения о прививке от коронавируса также не совсем беспроблемны с юридической точки зрения».
«Постоянные коллеги не хотят иметь ничего общего с этой темой, для них это слишком горячо».
По словам Шиффера, возможные побочные эффекты следует рассматривать трезво и научно: «Кажется, у некоторых людей после вакцинации появляются определенные симптомы. Возникают ли они на самом деле из-за вакцинации или из-за чего-то совершенно другого, вы должны исследовать это, не политизируя это». Несмотря на отчеты, можно предположить, что большинство врачей тщательно сообщают в PEI о предполагаемых случаях побочных эффектов вакцинации, как и их обязанность. Тем не менее, медики оказались в неудобной ситуации: им приходится проводить рекламируемую федеральным правительством кампанию по вакцинации и убеждать как можно больше своих пациентов пройти вакцинацию. При этом они видят только тех, у кого симптомы проявляются впоследствии, обычно через недели или месяцы после прививки - так поздно установить связь вряд ли возможно.
Долгосрочные побочные эффекты могут возникать после любой вакцинации, а не только после прививки от коронавируса. Согласно исследованиям, воспаление миокарда, наблюдаемое после вакцинации мРНК , с аналогичной частотой возникает и после вакцинации против гриппа. После прививки от свиного гриппа поразительное количество людей заболело нарколепсией , неизлечимой сонной болезнью. Производителя вакцины GlaxoSmithKline (GSK) по сей день обвиняют в игнорировании сигналов раннего предупреждения.
Но вакцины от Covid являются одними из самых контролируемых лекарств в мире. Накопление определенных побочных эффектов не означает автоматически, что лекарства опасны для всех. «Мы просто хотим понять, почему у некоторых людей иммунная система срабатывает не так, как надо, и как мы можем лучше всего их лечить», - говорит Шиффер. Поэтому его команда в настоящее время собирает данные о пациентах для проведения демографического исследования. PEI также хочет провести «надежное эпидемиологическое исследование».
У Мартины Вирт нет врача, который чувствовал бы ответственность за ее симптомы. Пока она не ходила на специальную послевакцинальную консультацию, как в Марбурге: «Мои симптомы недостаточно плохи для этого, я не хочу заполнять лист ожидания для тех, кому намного хуже». На самом деле, следующие бесплатные приемы в Марбурге в настоящее время только в марте 2023 года. Как и многие другие пострадавшие, Вирт требует, чтобы амбулаторные клиники с длительным сроком действия Covid также были открыты для людей с аналогичными симптомами без предшествующей инфекции Covid. Главный врач Марбурга Шиффер уже сделал это в своей поликлинике. «Вы могли бы установить это по всей стране, но это потребовало бы, чтобы политики признали эту проблему», - говорит он.
Если вы спросите Федеральное министерство здравоохранения , почему тема долгосрочных побочных эффектов после прививок от Covid не обсуждается более прозрачно и в более широком политическом масштабе или есть ли соображения об открытии амбулаторий с длительным Covid для поствакцинальных больных, представитель ссылается на PEI как на подчиненный орган. BMG также не хочет занимать позицию по вопросу о том, в какой степени должны быть компенсированы пострадавшие после вакцинации, если связь между их симптомами и вакцинацией действительно обнаружена.
Мартина Вирт разочарована. Ведь она сделала прививку не только для собственной защиты, но и потому, что правительство пропагандировало вакцинацию как важнейший инструмент в борьбе с пандемией. Вирт хотела проявить солидарность и внести свой вклад. И сейчас? «Я по-прежнему убеждена, что вакцинация является важным средством победы над вирусом короны», - говорит она. «Но это просто хорошее лекарство не для всех.» Будет ли она снова вакцинирована, если осенью начнется новая волна короны? «Я не могу себе этого представить в данный момент, - говорит она. «Я лучше снова запрусь более или менее дома и уменьшу свои контакты.» Ее страх перед последствиями прививки теперь больше, чем ее страх перед последствиями инфекции.
* Мы изменили имя главного героя в целях защиты конфиденциальности.